вторник, 17 сентября 2013 г.

Запоздалые итоги второй недели читательского марафона

К сожалению, навалившиеся школьные дела и тяжелое вхождение в трудовой -учебный процесс помешали вовремя рассказать о прочитанной книге. Но саму книгу прочитала как раз к сроку. Второй моей книгой стал роман Ремарка "Жизнь взаймы". Хотя у меня к этой книге было несколько подходов, но в итоге вчиталась и уже ждала, когда же я снова вернусь к этим странным героям - Клерфэ и Лилиан. Странным потому, что их поступки и образ жизни простой обыватель, задумывающийся о смерти лишь в дни чьих-то похорон, назовет именно так. А у них, как я это ощутила, нет другого выхода. Лилиан больна туберкулезом, который является последствием пережитого в годы войны, Клерфе выбрал для себя профессию гонщика и рискует каждый раз, выезжая на трассу. В его выборе тоже свое слово сказала война. Вот и приходится им выбирать: жить и мечтать о том, что могло бы приносить им радость, или все-таки попробовать эту жизнь на вкус, пусть даже взяв ее взаймы у самого себя. Они, конечно, выбирают второе. И оба погибают, что в общем было предсказуемо. Я восхищалась смелостью и силой воли Лилиан, которая решительно сделала свой выбор в пользу нескольких ярких месяцев жизни, и понимала, что я бы так не смогла поступить. Постоянно возвращалась к мысли: что чувствует человек, зная о своей смерти? Почему он отдаляется от других людей? Это видно и в книге и по жизненному опыту это знаю.
Но несмотря на достаточно пессимистичные выводы, роман произвел на меня очень светлое впечатление. Может быть, как раз потому, что я хорошо понимала, что я хотела бы вести себя так, как Лилиан - жить сегодняшним днем, но  не смогу.

понедельник, 9 сентября 2013 г.

Педагогизмы

В школе "Ковчег" у Курбатова  все строится на интересе учеников. Учитель идет вслед за интересом ученика. Были и в нашей школе попытки пойти вслед за интересом ученика. Когда в 9 классах пытались организовать предпрофильное обучение,  имеющиеся в каждом классе 68 часов в неделю распределялись на "Ярмарке курсов". Учитель должен был так представить свой курс, чтобы его выбрали, играли свою роль и отзывы предыдущих учеников. Ученики выбирали то, что им действительно было интересно. Но в гонке с материальной выгодой учителей ученический интерес проиграл. Теперь эти часы распределяют или администрация, или они достаются тем, кто раньше встал..


В книге "Школа в стиле Экшн" Курбатов рассказывает, что они стремятся изменить традиционный урок таким образом: в классе читаем, прорабатываем материал, а рассказываем дома, родителям... А Мария и Юри Курвитс в блоге "Организация учебной работы при помощи блога" предлагают модель перевернутого обучения: “Перевернутый класс” - это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит посредством ИКТ (видео-лекции, интерактивные материалы) дома, а высвобожденное время на уроке направлено на решение проблем, связанных с домашним заданием.
Кто же прав в этом случае?

воскресенье, 8 сентября 2013 г.

Первые впечатления от проекта "Читать не вредно - вредно не читать! "

Испытываю большое удовольствие от общения с участниками проекта "Читать не вредно-вредно не читать!" Как по-разному все мы рассказываем о книгах: кого-то привлекает цитирование, кого-то анализ поэтики произведения, кто-то делится чувствами и эмоциями, а кто-то сначала обосновывает свой выбор. Каких самых разных авторов мы читаем! И мне хочется прочитать вслед за кем-то книгу или совсем для меня неизвестную, но о ней так интересно написано, или книгу, которая у меня тоже в списках ( спасибо, что напомнили!). А как по-разному мы привлекаем к этому своих детей : кто-то ведем блог вместе с ребенком, у кого-то дочки сами ведут блоги ( и пишут много и читабельно), кто-то сумел марафон организовать в классе. Море идей - и это здорово!
Второй  моей книгой  в проекте должен стать роман Ремарка "Жизнь взаймы".

суббота, 7 сентября 2013 г.

Первая неделя марафона и первая книга

Рустам Курбатов "Школа в стиле "Экшн".
 Очень тяжело было определиться с первой книгой. Но по сложившейся традиции в начале учебного года я читаю что-нибудь позитивное, мотивирующее на изменения в моей повседневной педагогической практике. Поэтому и выбрала книгу Рустама Ивановича. С идеями этого педагога знакома давно, читаю его блоги и ЖЖ, на сайте "Нескучной школы" часто бываю в поисках вдохновения. Но все эти дневниковые заметки, тщательно отобранные и определенным образом выстроенные, заставили меня иначе взглянуть на обычную школу. К сожалению, в книге слово школа несет скорее негативный оттенок. Ведь - это, по мнению автора, синоним несвободы, казенщины, педантизма и схоластики. Во многом соглашаюсь, но в чем-то хочется спорить. Для меня эта книга словно продолжение повести А.Жвалевского и Е.Пастернак "Я хочу в школу!" Ведь это она - возрожденная 34 школа или переродившаяся 33.. Но какое у них будущее? Перемены, происходящие сейчас в образовании, оптимизма не прибавляют. И все-таки: "Возможна школа, куда подростки идут если не с радостью, то с пониманием смысла; где на переменах улыбаются, и спрашивают после уроков: "А что можно дома почитать?" Возможна! Только в ней все должно быть немного по-другому!" Я с автором согласна, иначе зачем я школе? Мне очень хочется предложить прочитать эту книгу своему директору школы, хотя уже сейчас я представляю ее грустный взгляд и слова,
плавно опускающие меня на грешную землю. Но я все равно верю, что надо хотеть перемен и они наступят.

 Как наступили перемены для героя рассказа Радия Погодина "Сколько стоит долг?" Может, чересчур романтично и неправдоподобно выглядит история Павлухи, которому попадаются на пути только хорошие люди. Веселые люди. "Много на земле веселых людей. Они не смеются беспрестанно, не пляшут без конца, не горланят песен без передышки. Они просто идут на шаг впереди других. С ними не устанешь и не замерзнешь. Давно уже известно, больше всех устают последние." Эти люди, молодые и не очень, помогли Павлухе начать работать, чтобы облегчить жизнь матери, у которой на руках трое детей. Помогли, потому что ощущали себя в долгу перед теми, кто им когда-то помог. Замечательный добрый и светлый рассказ, прочитанный почти случайно ( не могу без художественной литературы)!
Настало время второй книги.