вторник, 1 апреля 2014 г.

Частицы НЕ и НИ. Семиклассникам. Готовимся к экзамену - 2

Сегодня повторим правило о выборе отрицательных частиц Не и Ни в предложении. Предлагаю вам инструкцию, предложенную для семиклассников в учебнике "Русский язык" под ред. Г.Граник и опубликованную в газете "Русский язык" № 23 , июнь 1998.

Инструкция
1. Определяю, относится ли частица:
* к сказуемому или обстоятельству,                                   * к другим,
выраженному деепричастным оборотом                             членам предложения
                  Да. см. пункт 2.                                                       Нет. Это другое правило
2. Определяю, какое сказуемое
*составное                          * составное глагольное                             *любое
глагольное                           сказуемое                                                     сказуемое
сказуемое                             с повторяющимися                                     с одной частицей
с частицей                            инфинитивами и                                         Да.см. пункт 3
при обоих                             с частицами при всех глаголах
глаголах

Вывод: пишу                                   Вывод: пишу при
при обоих глаголах НЕ                   вспомогательном
(не мог не расхохотаться)                глаголе Не,
                                                           а при инфинитивах НИ
                                                         ( не мог ни выбросить, ни сохранить)

3. Определяю тип предложения
*простое вопросительное               *сложное предложение                 *любое другое
или восклицательное                         предложение                                  предложение
предложение ( часто                          со словами пока,                        Да. см. пункт 4
со словом только)                                покамест, покуда

Вывод: пишу НЕ                                  ,     Вывод: пишу НЕ.
(Чего только не рассказывают о               (Подождем, пока
дельфинах!)                                                не кончится дождь.)

4. Определяю, что выражает сказуемое: утверждение или отрицание .
*утверждение ( да)                                   *отрицание ( нет)

Вывод: пишу НИ.                                     Вывод: пишу НЕ.
(Сколько веревочке                                   ( На чужой каравай
ни виться, а концу быть.)                          рот не разевай,)

Надеюсь, эта инструкция поможет вам в выполнении задания. Удачи!



понедельник, 24 марта 2014 г.

Семиклассникам. Готовимся к экзамену


Дорогие мои ученики! Начинаем повторять изученное в 7 классе, чтобы подготовиться к экзамену.  Сначала прочитайте, затем выполните задание. Результаты сообщу в школе ( или по электронной почте, если вы ее впишете в строку фамилия и имя).
Правописание гласных в безударных окончаниях глаголов и в суффиксах причастий.

Выбор гласной в безударном окончании глагола зависит от инфинитива ( начальной формы).
Ко ВТОРОМУ спряжению относятся глаголы, которые  заканчиваются в инфинитиве на -ИТЬ ( кроме брить, стелить, зыбить, зиждиться), а также глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а потом смотреть, вертеть.

К ПЕРВОМУ спряжению относятся глаголы брить, стелить, зыбить, зиждиться и все остальные глаголы.

Глаголы первого спряжения имеют окончания: -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют (ут).
Глаголы второго спряжения имеют окончания: -ишь, -ит, -им, -ите, -ят ( ат).

Суффиксы причастий настоящего времени определяются по аналогии с окончанием глаголов в форме множественного числа: они клеят - клеящий, мы видим - видимый, они лают - лающий, мы ломаем - ломаемый.
В  суффиксах действительных причастий сохраняется суффикс инфинитива: увидЕть - увидЕл - увидЕвший
В  суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени действует иное правило: если они образованы от глаголов на -ать, -ять, то перед НН(Н) сохраняются гласные А и Я: стрелять- стреляный, записать - записанный; но если они образованы от других глаголов, перед -нн- (н) пишется гласная Е : прострелить - простреленный.
 




четверг, 20 марта 2014 г.

Как пробудить интерес к чтению?

Мои слушатели
Именно такой вопрос был главным на заседании МО учителей русского языка и литературы Старополтавского района, на котором я сегодня была. Правда, весенняя распутица, дождь, конец четверти не позволили многим приехать. А было интересно!
Я тоже рассказывала о своем опыте пробуждения интереса к чтению, в том числе и с помощью блога. Считаю, что организовать прочтение программных произведений особенно в 5-9 классах легче, чем заинтересовать тем, что можно прочитать в свободное время. На этом и делаю акцент.
О чем же я рассказывала свои коллегам?

среда, 19 марта 2014 г.

Думы про учебники

Вот уже несколько недель хожу в ожидании решения Министерства образования и науки РФ. Почему? А потому что именно там решится судьба учебников, которые не включили в проект Перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в 2014-2015 годах. Нет в этом Перечне и учебника "Русский язык" под ред. Г.Г.Граник. Именно по этому учебнику я начала работать в этом году в 5 классе, когда нужно было переходить на ФГОСы. Я долго мечтала о том, что я буду работать по этому учебнику. Это учебник, который мне безумно нравится. Я так радовалась, когда летом 2013 года администрация школа нашла возможность закупить этот недешевый учебник. И мои ожидания оправдались. Главное, что и ученикам, и мне всё
нравится: ученики хотят ходить на уроки русского языка, читают учебник на перспективу, с удовольствием по нему работают.

И вот несколько чиновников, которые никогда в школе не работали, быстро определили, по какому учебнику надо учиться! Они лишили выбора тысячи учеников и учителей. Причем не вошли в перечень лучшие учебники! А ведь учебник Граник получал и Премию Президента в области образования, и о нем писали в методических журналах словесников как о лучшем учебнике. Оказалось, какие-то технические недоработки важнее, чем всё остальное...


Прочитала, что вроде бы после шквала обращений в Министерство и множества петиций ситуация должна быть изменена.

Новый Перечень появится 1 апреля. Будем смеяться как те, у которых больше забрать нечего? Или разум восторжествует?