четверг, 5 ноября 2015 г.

Готовимся к ОГЭ по литературе в 9 классе

Начинаем подготовку к экзамену по литературе в 9 классе. Ответы можете писать в комментариях. Обратную связь вы обязательно получите!

вторник, 3 ноября 2015 г.

Готовимся к муниципальному этапу олимпиады-1

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 7 класс
1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.
А)  Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Иную жизнь и берег дальний.       
(А.С. Пушкин "Не пой, красавица, при мне…")
Б) Медлить нечего: "Скорее!         
Люди, на конь! Эй, живее!»                        ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Подберите к устаревшим словам современные синонимы:

Десница, виктория , л
аниты, политес, ветрило, шуйца.

3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная, скворечник.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как: а) [чн ]; Б) [шн]; В) возможны два варианта произношения [чн - шн].

4. Недавно в городскую библиотеку поступило 78498 новых книг. Со сколькими новыми книгами могут познакомиться читатели библиотеки? Выберите верный ответ.
А) с семьдесят восемь тысяч четыреста девяносто восемью;
Б) с семьюдесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
В) с семидесятью восемью тысячами четырьмястами девяноста восемью;
Г) с семидесяти восьми тысяч четырёхсот девяносто восемью;
Д) с семьюдесятью восемью тысячами четырестами девяностами восемью.

5. Есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ. 
 6. Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова, «путешествующие» по разным частям речи, «словами-хамелеонами». Почему ученый их так назвал? С каким способом словообразования связано это явление? Приведите 3-4 примера таких слов. 
 7. Расставьте ударение в словах: 
Баловаться, заржаветь, положить, сердиться, ходатайствовать, ободрить, облегчить, договор, звонишь, форзац, христианин, вероисповедание.
8. Какое слово в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина имеет иные грамматические признаки, чем в современном русском языке? Почему? Подберите не менее 3 однокоренных слова к выделенному слову. Выделите в них корень.
Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
9. Дайте объяснение фразеологическим оборотам: 
 Нить Ариадны ,  авгиевы конюшни, остаться с носом, белены объесться, глас вопиющего в пустыне,  водить за нос, двуликий Янус. Объясните происхождение 3 фразеологизмов.
10. В Древней Греции был известен рассказ о завещании, в котором наследники обязывались поставить в память завещателя «статую золотую пику держащую». Завещание вызвало долгие финансовые споры. Почему? В чем лингвистический смысл пунктуационного каламбура? Знаете ли вы еще подобные примеры?


понедельник, 2 ноября 2015 г.

Всероссийский Географический диктант: мое участие


О Всероссийском Географическом диктанте я, конечно, слышала... Даже с коллегами, которые географы, обсуждали возможность (точнее, невозможность) в нём участвовать, потому что никто конкретно ничего не знал. Вчера прочитала пост Лилии Павловны Казанцевой ("Географочка") и загорелась. Если честно, то мне больше хотелось сына увлечь, но не получилось... Сайт,надо сказать, работал очень медленно, приходилось долго ждать загрузки следующего задания. Честно скажу, что иногда искала ответ в атласе, который предоставил сын. Пару вопросов пропустила, думала, что потом вернусь, но с такой низкой загрузкой Интернета возвращаться уже не хотелось. В общем, чтобы участвовать в таких акциях, надо много терпения и времени. Вопросы были интересными и не совсем простыми: вроде помнишь, ведь недавно в новостях слышала, но... жалко, что нельзя посмотреть, где ошиблась... В итоге - результат: 60 из 100! 
По-моему, для филолога вполне приличный! Можно и похвастаться! 
Сожалела лишь об одном: почему у нас в школе не заинтересовали учеников такой возможностью попробовать свои силы... 


суббота, 31 октября 2015 г.

О рабочих программах учителей

Неужели, объединившись и имея заинтересованного человека, который вхож в министерские кабинеты, можно добиться чего-то хорошего? Оказывается, можно. Благодаря усилиям Сергея Волкова, главного редактора журнала "Литература" издательского дома "Первое сентября", которому принадлежала инициатива донести стон учительский по поводу рабочих программ в кабинеты Министерства образования, мы имеем Письмо Министерства образования РФ "О рабочих программах учебных предметов" от 28.10.2015 г.  ПРОЧИТАТЬ!
Конечно, носит оно рекомендательный характер, но некоторые вопросы прояснены. Во-первых, уменьшено количество обязательных разделов в рабочих программах. Во-вторых, можно пользоваться авторскими программами учебных предметов. В-третьих, по новым правилам экспертизы учебников наличие авторских программ должно стать обязательным.

Теперь осталось  радостную весть разнести по школам и надеяться лишь на то, что никто не потребует переделывать старые программы на новые! А то умеют у нас всякие документы читать!