четверг, 24 декабря 2015 г.

Отчет о проделанной работе

Сегодняшний день оказался щедрым на события. Сплошной отчет о проделанной работе)

Во-первых, торжественно на районном уровне закончили Год литературы. Моя ученица, Солодовник Виктория, была приглашена прочитать свой рассказ "Верьте в чудеса!". Это было выступление от нашей школы. Кто-то показывал театрализованные представления. Например, по пьесе Д.И.Фонвизина "Недоросль" ( Торгунская СШ), по рассказу А.П.Чехова "Лошадиная фамилия" ( Новоквасниковская СШ). особенно понравилась ученица, исполнявшая роль Простаковой ( не успела узнать её фамилию), а в инсценировке рассказа оригинально смотрелись девочки, исполнявшие роль дочерей генерала и помогавшие искать лошадиную фамилию. Интересным было выступление девушек Гмелинской СШ с литературно-музыкальной композицией, посвященной женщине на войне. Находка - красное полотнище... Жаль с фотографиями не получилось...

Во-вторых, сегодня пришли грамоты победителям и призёрам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Призёры по русскому языку - Кудинова Алина ( 9б кл.) и Солодовник Виктория ( 10б кл.). Молодцы, мои умницы! Завтра грамоты будут вручать, будут и фотографии.

В-третьих, стали известны результаты муниципального конкурса "Моя малая Родина". Среди учеников 7-8 классов первое место заняла Сопельняк Маргарита ( 7а кл.), второе место - Нуждин Андрей ( 7а кл.), среди 9 классов - первое место у Гиндер Людмилы ( 9б), второе у Кудиновой Алины (9б). Я очень рада успехам моих учеников. очень хочется, чтобы у них не пропал интерес к родному краю, родному слову, к учебе. Молодцы!

А еще мои мужчины поставили елку и уже украсили её. Ура! В доме запахло Новым годом!

суббота, 19 декабря 2015 г.

Участие в фестивале "Открытый урок"

Возникла необходимость в некоторых изменениях в блоге. Поэтому в этом посте ссылки на мои уроки, которые принимали участие в фестивале педагогических идей "Открытый урок".

1. Степени сравнения прилагательных ( урок в 6 классе).

2. Урок литературы по творчеству Варлама Шаламова "Колымские рассказы" в 11 классе.


четверг, 3 декабря 2015 г.

"...А завтра в газете!"

Есть у нас, как и во всяком муниципальном образовании, своя газета. Называется она "Ударник". Правда, по сегодняшним временам странное название? Раньше она называлась "Ударник полей". В последнее время мои пути с этой газетой стали тесно пересекаться, по разным причинам... А сегодня пришла домой, а там мой текст, который был в блоге:
"История моей школы. Вечеру встречи выпускников посвящается"
И пусть даже без указания авторства ( увы, не первый уже раз...) Но приятно! Поэтому и решила собрать здесь сканы страниц газеты, в которых я мелькала в этом учебном году ( уж потешу своё самолюбие!)

четверг, 5 ноября 2015 г.

Готовимся к муниципальному этапу олимпиады - 2

Задания муниципального этапа олимпиады по литературе 10 класс

Выберите один из вариантов. Максимально - 40 баллов.
Вариант 1.
Комплексный анализ текста. И.С. Тургенев. «Бретер» ( текст смотри ниже)
Вариант 2.
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Пророк» и Н.П. Огарева «Напутствие» ( текст смотри ниже)

Задания:
1. Назовите литературных героев, принимавших участие в дуэли  (укажите произведение и его автора). 1 балл за каждый верно названный персонаж и верно указанное произведение, 0,5 балла при наличии неполного ответа. Максимально – 8 баллов.
2. Вставьте пропущенные имена героев (2 балла за каждый верный ответ):
«(……..) был человек ума бойкого и хитрого; никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства, а в заключение еще почти всегда нагрубит тому, кто с ним о чем-нибудь посоветуется».

«Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: прежде всего чемодан из белой кожи, несколько поистасканный, показывавший, что был не в первый раз в дороге. Чемодан внесли кучер (……..), низенькой человек в тулупчике, и лакей (……..), малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом».  
«Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна (или Евдоксия) (……...), находился в одной из нововыгоревших улиц города ***; известно, что наши губернские города горят через каждые пять лет. У дверей, над криво прибитою визитною карточкой, виднелась ручка колокольчика, и в передней встретила пришедших какая-то не то служанка, не то компаньонка в чепце - явные признаки прогрессивных стремлений хозяйки».

3. Как называется вид художественной образности, использованный в приведенном фрагменте сказки Салтыкова-Щедрина?
«Довольны ли вы, господа генералы? - спрашивал между тем
мужичина-лежебок.
 - Довольны, любезный друг, видим твое усердие! - отвечали генералы.
 - Не позволите ли теперь отдохнуть?
 - Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
 Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать».
Дайте определение этому термину. 1 балл за верно названный прием, до 4 баллов за определение.
4. Какое воплощение в других видах искусства (кроме литературы) получил романтизм? Приведите примеры, объясните, какое отражение получили в них черты данного творческого метода.
1 балл за каждый пример, до 2 баллов за объяснение. Максимально – 9 баллов.

Творческое задание. Максимально – 30 баллов. Напишите хокку (жанр и форма японской поэзии; трёхстишие, состоящее из двух опоясывающих пятисложных стихов и одного семисложного посередине) на тему «Честь».

Приложение.
И.С. Тургенев. «Бретер» (отрывок).
            (….)Недобросовестность Авдея утомляла, возмущала Кистера.
            - Прекратимте такой неприятный разговор! - воскликнул он наконец. – Я, признаюсь, не понимаю, зачем вам угодно было ко мне пожаловать.
            - Вы не понимаете, зачем я к вам пришел? - с любопытством спросил Авдей.
            - Решительно не понимаю.
            - Не...ет?
            - Да говорят вам...
            - Удивительно!.. Это удивительно! Кто бы этого ожидал от человека с вашим умом!
            - Ну, так извольте ж объясниться наконец...
            - Я пришел, господин Кистер, - проговорил Авдей, медленно поднимаясь с места, - я пришел вас вызвать на дуэль, понимаете ли вы? Я хочу драться с вами. А! Вы думали так-таки от меня отделаться! Да разве вы не знали, с каким человеком имеете дело? Позволил ли бы я...
            - Очень хорошо-с,- холодно и отрывисто перебил его Кистер.- Я принимаю ваш вызов. Извольте прислать ко мне вашего секунданта.
            - Да, да,- продолжал Авдей, которому, как кошке, жаль было так скоро расстаться с своей жертвой,- я, признаться, с большим удовольствием наведу завтра дуло моего пистолета на ваше идеальное и белокурое лицо.
            - Вы, кажется, ругаетесь после вызова,- с презреньем возразил Кистер. - Извольте идти. Мне за вас совестно.
            - Известное дело: деликатесе!.. А, Марья Сергевна! я не понимаю по-французски! - проворчал Авдей, надевая фуражку. - До приятного свидания, Федор Федорыч!
            Он поклонился и вышел.
            Кистер несколько раз прошелся по комнате. Лицо его горело, грудь высоко поднималась. Он не робел и не сердился; но ему гадко было подумать, какого человека он считал некогда своим другом. Мысль о поединке с Лучковым его почти радовала. Разом отделаться от своего прошедшего, перескочить через этот камень и поплыть потом по безмятежной реке... «Прекрасно, - думал он, - я завоюю свое счастье. - Образ Маши, казалось, улыбался ему и сулил победу.- Я не погибну! нет, я не погибну!» - твердил он с спокойной улыбкой. На столе лежало письмо к его матери... Сердце в нем сжалось на мгновение. Он решился на всякий случай подождать отсылкой. В Кистере происходило то возвышение жизненной силы, которое человек замечает в себе перед опасностью. Он спокойно обдумывал всевозможные последствия поединка, мысленно подвергал себя и Машу испытаниям несчастия и разлуки - и глядел на будущее с надеждой. Он давал себе слово не убить Лучкова... Неотразимо влекло его к Маше. Он сыскал секунданта, наскоро устроил свои дела и тотчас после обеда уехал к Перекатовым. Весь вечер Кистер был весел, может быть слишком весел.
            Маша много играла на фортепьянах, ничего не предчувствовала и мило с ним кокетничала. Сперва ее беспечность огорчала его, потом он эту самую беспечность Маши принял за счастливое предсказание - и обрадовался и успокоился. Она с каждым днем более и более к нему привязывалась; потребность счастия в ней была сильнее потребности страсти. Притом Авдей отучил ее от всех преувеличенных желаний, и она с радостию и навсегда отказалась от них. Ненила Макарьевна любила Кистера как сына. Сергей Сергеевич, по привычке, подражал своей жене.
            - До свидания,- сказала Кистеру Маша, проводив его до передней и с тихой улыбкой глядя, как он нежно и долго целовал ее руки.
            - До свидания, - с уверенностью возразил Федор Федорович, - до свидания.
            Но, отъехав с полверсты от дома Перекатовых, он приподнялся в коляске и с смутным беспокойством стал искать глазами освещенные окна... В доме все было уже темно, как в могиле.
            На другой день, в одиннадцатом часу утра, секундант Кистера, старый, заслуженный майор, заехал за ним. Добрый старик ворчал и кусал свои седые усы, сулил всякую пакость Авдею Ивановичу... Подали коляску. Кистер вручил майору два письма: одно к матери, другое к Маше.
            - Это зачем?
            - Да нельзя знать...
            - Вот вздор! мы его подстрелим, как куропатку.
            - Все же лучше...
            Майор с досадой сунул оба письма в боковой карман своего сюртука.
            - Едем.
            Они отправились. В небольшом лесу, в двух верстах от села Кириллова, их дожидался Лучков с своим секундантом, прежним своим приятелем, раздушенным полковым адъютантом. Погода была прекрасная; птицы мирно чирикали; невдалеке от леса мужик пахал землю. Пока секунданты отмеривали расстояние, устанавливали барьер, осматривали и заряжали пистолеты, противники даже не взглянули друг на друга. Кистер с беззаботным видом прохаживался взад и вперед, помахивая сорванною веткою; Авдей стоял неподвижно, скрестя руки и нахмуря брови. Наступило решительное мгновение. «Начинайте, господа!» Кистер быстро подошел к барьеру, но не успел ступить еще пяти шагов, как Авдей выстрелил. Кистер дрогнул, ступил еще раз, зашатался, опустил голову... Его колени подогнулись... он, как мешок, упал на траву. Майор бросился к нему... «Неужели?» - шептал умирающий...
            Авдей подошел к убитому. На его сумрачном и похудевшем лице выразилось свирепое, ожесточенное сожаление... Он поглядел на адъютанта и на майора, наклонил голову, как виноватый, молча сел на лошадь и поехал шагом прямо на квартиру полковника.
            Маша... жива до сих пор.
1846

А.С. Пушкин. «Пророк»

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Н. Огарев. «Напутствие»

Научите немудрых

Забудь уныния язык!
Хочу - помимо произвола, -
Чтоб ты благоговеть привык
Перед святынею глагола.
Мне надо, чтобы с уст твоих,
Непразднословных и нелживых,
Звучал поток речей живых,
Как разум ясных и правдивых.
Отбрось рабов обычных школ -
И книжника и фарисея:
Пред ними истины глагол
Проходит, власти не имея.
Учи того, кто не успел
С ума сойти в их жизни ложной,
Кто жаждет, искренен и смел,
Рассудка простоты несложной.
Глагол - орудие свободы,
Живая жизнь, которой днесь
И вечно движутся народы...
Проникнись этой мыслью весь!
Готов ли?.. Ну! Теперь смотри,
Ступай по городам и селам
И о грядущем говори
Животрепещущим глаголом.

1858