суббота, 27 февраля 2016 г.

Алгоритм выполнения задания 14 в ЕГЭ - 2016 по русскому языку

1. Правила
2. Алгоритм выполнения задания.
3. Тест для выполнения.

Сначала вспомните правила.
Алгоритм выполнения задания 14.
1. Определите, что это - полное прилагательное, полное причастие, краткое прилагательное, краткое причастие или производное существительное, наречие.
2. Примените в соответствии с этим следующий порядок действий.

Н-НН в полных прилагательных
1. Есть суффикс ОНН(ЕНН) или нет? Если есть, пишите НН.
2. От основы на Н или нет? Если от основы на Н с помощью суффикса Н, пишите НН, в остальных случаях - Н.

Н-НН в полных причастиях
1. На ованный(еванный) или нет? Если да, пишите НН
2. Образовано от глагола совершенного вида или нет? Если совершенного ( что сделать?), пишите НН.
3. Есть зависимые слова или нет? Если есть, пишите НН, если нет - Н.

Н-НН в кратких прилагательных и причастиях
1. Краткое прилагательное или краткое причастие? Если краткое прилагательное, пишите столько же Н, сколько в полном.
2. В полном причастии одно Н или нет? Если одно - пишите одно Н.
3. Значение действия или качества? Если значение действия - пишите Н, если значение качества пишите НН.

Примечание: В учебнике В.В.Бабайцевой читаем: "В кратких страдательных причастиях всегда пишется Н". Можно действовать по этому правилу!!!

НН в производных существительных и наречиях.
1. Определите исходное слово- полное прилагательное или полное причастие.
2. Установите число Н в исходном слове и пишите столько же Н в существительном или наречии.

Образец выполнения.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Протопта(1)ая в ягодниках и мхах тропинка ведет к опытному полю, устрое(2)ому на болоте, поле окруже(3)о лесом -болотистой таинстве(4)ой тайгой.

Начинать выполнение задания следует с того слова, в написании которого вы уверены больше.

протопта(1)ая - полное причастие, потому что образовано от глагола протоптать. действуем по алгоритму: не на ованный(еванный), но от глагола совершенного вида. Значит, пишем НН.

устрое(2)ому - полное причастие, потому что образовано от глагола устроить. Действуем по алгоритму: не на ованный(еванный), но от глагола совершенного вида. Значит, пишем НН.

окруже(3)о - краткое страдательное причастие, образованно от окруженный, имеет значение действия. Значит, пишем Н.

таинстве(4)ой - полное прилагательное, образовано от существительного. Действуем по алгоритму: есть суффикс ОНН(ЕНН)? Да, значит, пишем НН.

Правильный ответ: 124 ( записываем без пробелов и запятых)

Переходим к выполнению теста.

Задание 14 в ЕГЭ-2016 по русскому языку, или Написание Н-НН в словах разных частей речи

1. Правила.
2. Алгоритм выполнения задания.
3. Тест для выполнения.
Сначала немного теории. Для того чтобы правильно выполнить задание 14 в ЕГЭ-2016 по русскому языку необходимо различать в первую очередь  в слове какой части речи встретилась эта орфограмма. И здесь может быть два варианта: имя прилагательное или причастие. И уже от них образуются существительные и наречия. Поэтому сначала надо запомнить, как различать эти две части речи. Имена прилагательные в массе своей образуются от существительных, причастия образуются от глаголов. Если слово можно заменить глаголом, то это причастие: надрезанный - надрезать, закопченный - закоптить и т.д.

Правило 1. В прилагательных пишется НН, если они образованы:
1) с помощью суффикса ОНН (ЕНН) : станциОННый, революциОННый, хозяйствЕННый;
 2) от основы на Н с помощью суффикса Н: чугуННый, вагоННый, пламеННый;
3) в остальных случаях пишется Н: торфяНой, лебедиНый, юНый.

Исключения: стекляННый, оловяННый, деревяННый, ветреНый.

Правило 2. В полных причастиях пищется НН, если они:
1) на ОВАННый (ЕВАННый) : асфальтированный, избалОВАННый;
2) образованы от глаголов совершенного вида: надрезаННый, закопчеННый, куплеННый;
3) образованы от глаголов несовершенного вида, но имеют при себе зависимые слова: зваННый мною в гости, плетеННая из прутьев корзина;
4) в остальных случаях пишется Н.
Исключения: коваНый, жеваНый, клеваНый, делаННый, неслыхаННый, жемаННый, желаННый, медлеННый, невидаННый, нечаяННый, свящеННый, ставлеННый, чваННый, читаННый, считаННый, чекаННый, неждаННый, негадаННый, доморощеННый.

Правило 3.
1)В кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько в полном: торжествеННые - торжествеННы;
2) в кратком причастии пишется Н, если в полном Н, но Н или НН, если в полном НН. Следует различать значение действия и тогда писать Н и значение качества и тогда писать НН: ответы путаНые - ответы путаНы, ученицы воспитаННые - ученицы воспитаНы хорошо ( значение действия), ученицы милы и воспитаННы ( значение качества)

Правило 4. В существительных и наречиях, производных от имен прилагательных и причастий, пишется столько же Н, сколько в исходном слове: оживленный - оживленность - оживленно.

А теперь можно переходить к алгоритму.

понедельник, 8 февраля 2016 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Ура! Я сумела продержаться шесть дней подряд, делая сообщения в блоге! Правда, они почему-то не вызвали комментариев( Значит, нужно больше комментировать самой!
Сегодня, в понедельник, я со своим читательским отчетом. Вспомним, что планировалось в прошлый понедельник:
На этой неделе меня ждут:
1. Тургенев "Певцы", "Хорь и Калиныч"
2. Евгений Шварц "Дракон"
3. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
4. Тамара Крюкова "Ловушка для героя"
5. Андрей Платонов "Ювенильное море"
6. Донна Тарт "Щегол"
7. и еще пара-тройка книг... Не умею я читать только одну книгу...

Что же... Неплохо!
1. Перечитан Тургенев. Люблю! В рассказах чем дальше, тем больше люблю описания природы и портретные характеристики (то, на что в юности внимания не обращаешь...) В этом Иван Сергеевич  - мастер! Кстати, по случаю посмотрела фильм и любви Тургенева и Полины Виардо, узнала для себя много нового!
2. О "Драконе" Евгения Шварца будет отдельный пост. Прочитано!
3. "Ловушку для героя" Тамары Крюковой прочитала. Это чтение в русле знакомства с современной подростковой литературой. Тема знаковая: подросток и виртуальная реальность. И рецепт тоже есть: победи себя. Рассчитана книга на возраст 11-12 лет ( так мне показалось), хотя герои в книге постарше. Но меня не увлекла...
4. Андрей Платонов "Ювенильное море" прочитала. Хорошо, что есть книжные сообщества, которые рекомендуют книги для прочтения. Сама я, может быть, и не прочитала бы это. Платонов, как всегда, удивляет: и языком, и идеями, и своими пророчествами. Мечта Платонова о техническом прогрессе ради блага человека сочетается с гротескным изображением советской действительности. Платонов такой разный...
5. Почти дочитала "Трое в лодке..." Удивляюсь разноплановости книги: искрометный юмор, романтические легенды, исторические экскурсы, выпады против женщин... Не скажу, что горю нетерпением, чтобы дочитать, но дочитаю.

С 08 по 14 февраля надо прочитать:
1. Джером К.Джером "Трое в лодке..."
2. Донна Тартт "Щегол" ( уже начала читать)
3. Лопе де Вега "Собака на сене"
4. Владимир Новиков "Роман с языком"
5. Александр Ткачев "Страна радости"

Расскажите, а что читаете вы?

суббота, 6 февраля 2016 г.

История моей школы-2

 К сожалению, из-за карантина вечер встречи выпускников в школе не состоится.
Но судя по интересу, который вызвал пост "История  моей школы. Вечеру  встречи выпускников посвящается...", тему истории школы нужно продолжить.  Есть у меня несколько задумок, касающихся истории школы. Пусть одна из них живёт в блоге. Собираю сведения о выпускниках школы, работающих или работавших в школе. Если у Вас есть чем этот список дополнить или внести в него какие-то изменения, пожалуйста, напишите!

Выпускники Старополтавской школы, ставшие учителями ( работающие в школе или ушедшие на пенсию из школы). Те, кто имеют педагогическое образование, но в школе не работают, в список не включены.