пятница, 29 июля 2016 г.

Учительский кошелёк-2


 Анонс предыдущего поста "Учительский кошелёк" был дан и на сайте proschkolu.ru. Анализируя комментарии, поняла, что понятие "стимулирующие выплаты" в разных регионах понимается по-разному, кое-где вообще уже нет такого, и в целом отношение к таким выплатам, а точнее, к тому, что за ними стоит, тоже разное. Запомнилась фраза, что нельзя заниматься творчеством из-под палки. Да, это верно, но можно и за творчество получать деньги! Я выбрала для себя такой путь и, рассказывая о критериях портфолио в нашей школе, постараюсь дать пояснения о том, можно ли совмещать творчество и стимулирующие выплаты.


Критерии
1. Позитивная динамика качества обученности, динамика индивидуальных достижений обучающихся.
Почему-то у нас под качеством обученности понимается традиционные качество знаний и успеваемость в процентах. 0 баллов - отсутствие динамики или отрицательная динамика по сравнению с прошлым годом. 1 балл - наличие повышения по одному из показателей ( или успеваемость, или качество знаний). 2 балла - наличие повышения по обоим параметрам: и успеваемость, и качество знаний), учителя первых классов, в которых безотметочное обучение, получают также 2 балла, учителя вторых классов получают 2 балла при 100% успеваемости и 50% качества знаний. 
Документы: отчет о работе учителя-предметника за год.
Мой комментарий: Сами понимаете, и качество знаний, и успеваемость в школе выросли. Лишь немногие решаются быть врагами себе и ставить, например, двойки, за которые все равно по головке не погладят. Но никто не заставляет ставить липовые оценки - учителя делают это сами.

2. Достижения обучающихся: официально зафиксированные по данным внешних аттестаций различного типа исследований качества знаний учащихся (ЕГЭ, ГИА, региональные мониторинговые исследования; PISA, TIMSS, PIRLS и др.)  
В основном учитываются результаты ЕГЭ и ГИА, с остальным зверьём мы еще не встречались. 
0 баллов - результаты ниже среднерайонных, есть двойки.
1 балл - отсутствие двоек или несдавших
2 балла - результаты выше среднерайонных.
Документы: таблицы с выводами.
Комментарий: пока каждый раз спорный вопрос: и двойки есть, но в целом результат намного выше среднерайонного - как быть? Каждый раз решается по-разному. Наличие этого критерия ведет к тому, что многие учителя пытаются избавиться от слабых учеников, если это предметы по выбору, а учителя начальных классов и предметов, по которым нет ЕГЭ и ГИА, автоматически получают ноль баллов.

3. Официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах, конкурсах  ( грамоты, дипломы)
Учитываются очные конкурсы, олимпиады, спортивные соревнования.
0 баллов - отсутствие победителей, 1 балл - есть  победители муниципальных конкурсов, 2 балла - есть победители и призеры  межмуниципальных, областных и т.д. конкурсов. Как подтверждение может быть копия грамоты участника или приказа.
Комментарий: поскольку не определено, в скольких конкурсах нужно принять участие, то в основном недовольны те, кто имеет несколько победителей. Кроме того, не учитываются школьные мероприятия, а значит, интерес учителей к их проведению невысок. Я сама выбираю, в каких конкурсах интересно было бы поучаствовать моим ученикам.
В этом году в портфолио войдут результаты только муниципальных конкурсов. О двух из них рассказывала в этом сообщении.

4. Признание профессионализма учителя обучающимися и их родителями. Высокий рейтинг педагога по результатам опросов родителей и учеников. 
Комментарий: не знаю, что думали те, кто это составлял. Когда только вводили портфолио, долго не могли определиться, как же оценивать этот критерий. Учителя придумали сами: стали просить от родителей благодарственные письма, просить выпускников писать о них и для них. Получился ужас. Поэтому хотя критерий называется так, но оценивается скорее признание заслуг учителя общественностью
Документы: благодарственные письма, грамоты от разных общественных организаций, учреждений, публикации о работе учителя в СМИ.
0 баллов - нет документов, 1 балл - наличие одного документа, 2 балла- наличие двух  и более документов.

5.Сохранение контингента обучающихся. Отсутствие фактов перевода обучающихся из класса, в котором преподает этот учитель, по причине неудовлетворенности качеством предоставляемых им образовательных услуг. Привлечение контингента обучающихся из других общеобразовательных учреждений.
Этот критерий не подтверждается документально, администрация школы сама вносит предложения, кому что поставить. 0 баллов - есть такие факты, 2 балла - отсутствие таких фактов.  

Это только первые пять пунктов из 50. Два последних из 5, на мой взгляд, дурацкие, потому как слишком субъективные.
 Интересно узнать, стоит ли рассказывать дальше, нужно ли это кому-то? А как в ваших ОУ? 
Если будет хоть один комментарий, что это кому-то нужно, продолжу...

четверг, 28 июля 2016 г.

Учительский кошелёк


Я сегодня не о том, пустой этот кошелёк или полный и даже не о том, в каком случае кошелёк полон, т.е. какую сумму считать достаточной. Я о том, как кошелёк наполняется. Знаю, что есть разные системы оплаты труда учителей, даже у нас в районе разные, что не очень понятно. Но сегодня я не буду разбираться в этих тонкостях, а порассуждаю о том, что называется стимулирующими выплатами и как учитель их зарабатывает. Почему сейчас, в разгар учительского отпуска? Потому что учителям нашей школы надо до 01 августа сдать документы на получение этих выплат.


С 2008 года у нас в школе введена эта система по сбору того, что учителя называют "портфолио". В этом "портфеле достижений" находятся документы, подтверждающие то, что было сделано учителем за предыдущий учебный год, но выплата производится в течение следующего учебного года. Сразу скажу, что сбор портфолио - дело добровольное. Хочешь получать деньги - собирай бумажки, подтверждающие, что ты действительно что-то делал. Поначалу были те, кто отказывался этим заниматься, особенно учителя-мужчины. Но в селе живут не настолько богато, чтобы разбрасываться деньгами, и  теперь портфолио собирает почти весь педагогический коллектив. 

Скажу, что критерии были спущены сверху, но школе можно было конкретизировать каждый пункт. Делали это сообща, искали компромиссные варианты, устраивавшие и учителей, и администрацию школы. Но все же много пунктов мягко говоря бестолковых, мало проявляющихся в работе учителя, при том, что какая-то часть работы вообще никак не учтена. По каждому портфолио высчитывается сумма баллов, которая потом переводится в денежное выражение.

Каковы плюсы этой системы?
1. Собирается и систематизируется материал, большая часть которого используется в процессе аттестации педагогических кадров.
2. Приходится подстраиваться под критерии и делать то, что ты, может быть, и не делал бы, но делаешь, потому что надо для портфолио. Почему для меня это плюс? Потому что я воспринимаю как возможность проявить себя в чём-то новом, что я бы в других условиях не делала бы.
3. Возможность при определённых условиях увеличить зарплату не за счет репетиторства, а за счет тех видов работы, которые учитель все равно должен выполнять.
4. Благодаря портфолио у нас практически нет проблем с организацией открытых уроков, участия школьников в конкурсах и т.д.

А теперь о минусах.
1. Понимаю, что всё, что перечислено в плюсах, многими воспринимается как минус: может быть не интересна аттестация, да и зачем делать то, что я не хочу делать.
2. Приходится собирать много бумаг, оформлять по правилам, тратить время, силы, средства.
3. Несмотря на то, что комиссия по стимулирующим состоит из учителей, которые выбираются на педсовете, и они собирают первоначальную информацию для совета школы, несмотря на том, что администрация не имеет права необоснованно лишить баллов, несмотря на возможность так называемой апелляции, ежегодно возникают конфликтные ситуации разной степени накала, которые, конечно, не улучшают психологический климат в коллективе.
4. Одной из задач портфолио является активизация внеурочной деятельности учителя, но  даже и портфолио не мотивирует. Одни и те же учителя оказываются по количеству баллов в лидерах, но и среди них есть те, кто на пределе сил "пашет", а есть те, кто делает лишь для галочки, чтобы бумажку в портфель положить. А есть и те, кто делает только то, что делал всегда, никак не меняя свою работу, много не получая и довольствуясь малым.

Равный ли счёт? Вроде 4:4, но нет такого ощущения...

К сожалению, в этом году мы собираем портфолио, но не уверены, что оно будет оплачено, не уверены, что стимулирующие выплаты сохранятся. В стране кризис... Станут ли учителя работать хуже? В основном, нет. Но чувство обиды, усиливающееся на фоне повсеместно декларируемого лозунга "нет денег-нет работы", будет только усиливаться.
Мы верим в лучшее до последнего...

P.S. Про критерии думаю рассказать в другой раз (
если будет  кому-то интересно).

понедельник, 25 июля 2016 г.

3 блога недели-2

Суть идеи рассказана в "3 блогах недели". Поэтому продолжаю.
Сейчас я расскажу о трех постах, которые мне запомнились в блогах, которые я с удовольствием читаю этим летом и не только)))
1. Пост в блоге учителя начальных классов Самойловой Надежды Александровны "Азбука сердца"  "Готовность ребенка к школе". Очень правильные и нужные вещи говорит замечательный учитель, да и комментариях многое по сути добавили. Так и хочется продолжить тему разговором о том, что нужно знать родителям, когда их ребенок идёт в 5 класс.
2. Стараюсь следить за тем, что пишет Евгения Шафферт в своем блоге "Семь невозможных вещей еще до завтрака". Для меня она эксперт, специалист по подростковой литературе, к её рекомендациям я всегда прислушиваюсь. Вот и пост "Несколько книг для подростков" совсем еще свеженький, мне нужно сохранить, чтобы прочитать упомянутые там книги.
3. А третьим будет блог "Домик вышивающей кошки" рукодельницы, психолога Ольги, живущей в Астане. Нет в нём ничего педагогического, зато душевного много. Поэтому я его и читаю. Этим летом с интересом читаю посты Ольги о всяких кухонных штучках-помогайках. Как говорится, а вдруг и мне в хозяйстве такое пригодится?

А моим читателям предлагаю в комментариях давать ссылки на другие интересные блоги или рассказать о своих постах и блогах. Я обязательно загляну в гости.


Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Да, уже очередной понедельник такого недолгого лета и отпуска. Не хочется жаловаться, не хочется ссылаться на какие-то обстоятельства, но веских причин для моего отсутствия в блоге не было. Почему-то июль самый непродуктивный для меня месяц уже из года в год. Надо разбираться в причинах))) Но... я полна сил и желания вновь писать, поэтому возвращаюсь к своей рубрике, помогающей мне планировать чтение и обязывающей писать о прочитанном. 
Итак, что же я буду читать на этой неделе? Будет совсем мало художественной литературы и много книг по саморазвитию. Почему? Художественной литературой я как-то  пресытилась, наверное, из-за того, что была она не очень высокого качества, но хотя мне была нужна такая - прочитал и забыл. Теперь буду читать вещи посерьезнее.
Еще хочется разобраться с тем, что такое нетворкинг и копирайтинг. Опять же неспроста. Есть у меня такая проблема: я легко схожусь с людьми, но не умею поддерживать отношения. Вдруг приемы нетворкинга мне помогут? А книги по копирайтингу хочу прочитать как учитель, который учит писать сочинения. Ведь копирайтеры этим  по сути и занимаются. Ищу действенные приемы везде, где могу.
Поэтому список книг:
1. Евгений Водолазкин "Авиатор"
2. Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Открытый финал"
3. Флегг Фенни "Я всё еще мечтаю о тебе..."
3. Кейт Феррацци "Никогда не ешьте в одиночку
4. Дарси Резак "Связи решают всё"
5. Элина Слободянюк""Клад для копирайтера"
6. Денис Каплунов "Бизнес-копирайтинг"

А что вы читаете на этой неделе?