вторник, 8 января 2019 г.

Еще раз о дисциплине в классе

Вот и закончились новогодние праздники, завтра на работу. Просматривая статистику блога, я заметила, что самым популярным сообщением за декабрь 2018 года у меня был пост, посвященный дисциплине в классе "Дисциплина в классе: как создать рабочее настроение". И решила продолжить эту тему. Кто еще не видел пост, написанный ранее, прочитайте его, иначе трудно будет понять, о чём я.
Сначала замечу, что с дисциплиной в пятом классе действительно стало лучше, хотя в конце четверти мы уже почти не устраивали соревнований между учителем и учениками. Две конфетки так и остались в баночке, т.е. ученики, по их мнению, проиграли. Но мы же с вами, дорогие учителя, знаем, что они выиграли... в знаниях.
Но, как обычно это бывает, есть в классе один-два ученика, которые нарушают дисциплину больше других. Для них приходилось вводить индивидуальную шкалу нарушений. На листе бумаги или просто на доске я рисовала лестницу в 3-4 ступеньки.На верхней ступеньке фишка, обозначающая ученика-нарушителя, на последней - акула. Чем больше нарушений, тем ближе опасность попасться в зубы акуле. Что будет потом, когда акула проглотит нарушителя, я, честно говоря, не придумала, но странным образом до крайности дело не доходило. Наверно, никто не хочет быть хуже других...

Но начинается новая четверть, а значит, надо придумывать что-то новенькое. Например, банку с наградами я хочу модифицировать: складывать в нее маленькие конфеты за выполнение определенных правил и заданий. 
Какие можно выдвинуть условия? 
Все пришли вовремя на урок - конфетка.
Все выполнили домашнее задание - конфетка. Кстати, проверить, написано ли домашнее задание в тетради у учеников, можно попросить очень ответственного и честного ученика - у меня такой человек есть.
Все выполнили задание под цифрой ( определенный вид разбора) - конфетка.
Ученик верно выполнил задание - конфетка. Отметки он может и не получить, если задание небольшое или несложное. Но вклад в общее дело будет.
В конце урока проверить соблюдение ранее установленных правил - и добавить еще несколько конфеток.
А баночку сделать с разметкой: урок-кино, урок на улице, урок в библиотеке... Подскажите, коллеги, что-нибудь интересное...

И еще одна задумка с фишками из конструктора Лего ( так интереснее, но можно и просто фишки из бумаги). Каждый ученик получает определенное количество фишек, например, пять. Нарушил правила - отдал фишку учителю. Сохранил все фишки - имеешь право на какое-то послабление при выполнении домашнего задания.
Хочется воспитывать в детях не только самостоятельность, но и ответственность. Можно ли обойтись только пряником? Думаю, что нет. Действовать только кнутом - вообще не рассматривается. Быть безразличным - как идёт, так пусть и идет - тоже не способствует формированию ответственности в человеке. Понимаем, что с дисциплины учебной начинается дисциплина трудовая. 
Но главное мое правило неизменно: если ученикам на уроке интересно, то проблем с дисциплиной не бывает.

А какие фишки для поддержания дисциплины на уроке используете Вы? Нужно ли добиваться дисциплины? Или это отголоски авторитарного прошлого?
Р.S. Еще раз спасибо Артёму Морозову.
А еще можно посмотреть это небольшое видео от Надежды Ивановой.

воскресенье, 6 января 2019 г.

Рождество и рождественские рассказы

Есть особое время - от Рождества до Крещения, называемое Святки. Говорят, что в это время можно каждый день загадывать желания, гадать о будущем, это время чудес и праздника. В дореволюционное время в газетах печали особые рассказы - рождественские. Рассказы, в которых чудеса совершают сами люди, своей добротой и любовью.
Я очень люблю рождественские рассказы. Увлекшись когда-то целую серию постов блога посвятила именно им: всем известным рассказам Куприна, Чехова, Леонида Андреева, Достоевского, менее известные рассказы современных писателей Виктории Токаревой, Владимира Крупина и др. Об этом можно прочитать здесь.
Но интерес  к рождественским рассказам не пропал.
Давайте вместе прочитаем или перечитаем:

  • Александр Грин "Новогодний праздник отца и маленькой дочери"
  • Туве Янссон "Ёлка"
  • Наринэ Абгарян "Юбилей"
  • Генрих Бёлль "Не только под Рождество"
  • Наталья Ключарева "Юркино Рождество"
  • Максим Яковлев "Дар случайный"
  • Виталий Каплан "Звездою учахуся"
  • Николай Лесков "Христос в гостях у мужика"
  • Сергей Лукьяненко "Девочка с китайскими зажигалками"
  • Александр Ткаченко "Так мы и промычали своё первое Рождество"
А еще можно заглянуть в блог "Клуб друзей книг", там есть еще небольшой списочек.
Думаю, что прочтение этих рассказов добавит вам рождественского настроения.
 С Рождеством!Рождество Христово — еще один шанс изменить себя к лучшему, начать все заново, простить обиды, делать добрые дела, улыбаться тому, кто этого очень ждет! С приходом Спасителя в мир!

пятница, 4 января 2019 г.

Изменения в работе школы в 2019 году

Как трудно от праздничной суеты, радости, улыбок близких возвращаться к реальности! Жизнь как всегда не стоит на месте, хочется, чтобы она становилась лучше, легче... Но всегда ли так происходит?
Вспомним, что нового принёс нам 2019 год.
1. Повышение пенсионного возраста
2. Увеличение НДС с 18% до 20% и как следствие повышение цен на всё.
3. Повышение тарифов на свет, газ, в целом на ЖКХ.
4. Подорожание проезда в общественном транспорте.
5. Введение платы за вывоз мусора.
6. Повышение тарифов на услуги связи.
7. ..... и далее то, о чём мы еще не знаем.

Не останется в стороне и школа. Вспомним, что нас ждёт?
1. Изменились КИМы для проведения ЕГЭ по русскому языку, по литературе, по биологии, по иностранному языку, по истории и обществознанию.
2. Выпускники должны выбрать только один уровень сдачи ЕГЭ по математике: или базовый, или профильный.
3. Обязательным экзаменом в качестве допуска к государственной итоговой аттестации станет для девятиклассников собеседование по русскому языку.
4. Проверят в рамках НИКО качество образования по физкультуре.
5. Планируется проведение ВПР по астрономии.
6. Учителя, работающие на ЕГЭ и ОГЭ, получат оплату за свою работу.
7. Появляются льготы для предпенсионеров: их нельзя увольнять по инициативе работодателя, им нужно предоставить два оплачиваемых дня для прохождения диспансеризации один раз в два года. Правом на два дня на диспансеризацию обладают также пенсионеры по старости и по выслуге лет.
8. Учителям сохранили пенсию по выслуге лет, но получать её они будут не сразу по достижении необходимого количества лет, а с отсрочкой. В 2023 году отсрочка составит 5 лет.
9. МРОТ с 01 января 2019 года составит 11280 руб.
В процессе:
10. Планируется введение профессиональных стандартов педагогов.
11. Создадут систему должностей педагогов: учитель, старший учитель и ведущий учитель.
12. Планируется изменить систему аттестации педагогов, организовать ее прохождение по ЕФОМ.
13. Разрешат на работу брать студентов для ведения программ дополнительного образования.
14. Изменятся правила выдачи аттестатов с отличием.

Понимая, что процесс изменений - процесс естественный, думаешь, а не слишком ли их много, этих изменений? О каждом пункте можно написать отдельный пост, но надо ли?
А как вы относитесь к этим нововведениям? Что вас особенно раздражает? А может, что-то всё же радует?


четверг, 3 января 2019 г.

Хорошие привычки для учителя

В декабре 2018 года проходила квест в клубе "Учитель в порядке". Выполняя задания, поняла, что я совсем не в порядке)). В моем колесе баланса явный перекос в сторону работы при отсутствии заботы о себе. Вспомнив, что совсем недавно мне в руки попала книга Бретта Блюменталя "Год, прожитый правильно. 52 шага к здоровому образу жизни", а также продолжение "Одна привычка в неделю.Измени себя за год", я решила экспериментировать.  Как понятно из названия книг, автор предлагает внедрять по одной привычке в неделю, всё усложняя и усложняя требования.  В одной книге речь идет о привычках, касающихся физического здоровья, в другой - об улучшении душевного и умственного здоровья. Я специально не читала книги до конца, потому что здесь надо не читать, а делать. Кроме того, начало года, как известно, всегда время если не изменений, то сильного желания что-то изменить. Таким образом, я решила проверить, насколько возможно внедрить эти привычки в мою жизнь, как повлияет специфика профессии, получиться ли у меня что-нибудь. Думаю, что меняться или пробовать что-то новое никогда не поздно.
Первая неделя:
1. Пейте воду. Вот с этим у меня действительно проблемы: жажда меня практически не мучает, говорят, что это очень плохо. Поэтому я потихоньку начинаю пить больше воды, пользуясь советами книги: 1. Пить каждый час. 2. Пить перед едой. 3. Пить не только простую воду, но травяные чаи, настои ягод, воду с соком цитрусовых. К сожалению, просто воду мне пить трудно.
2. Записывайте всё - ведите дневник. Думаю, что мои записи в блоге можно считать формой дневника. Ведение записей считается мощным антидепрессантом. Мой блог действительно таким для меня является. Пока я пишу, у меня появляется много мыслей, а часть постов я просто не публикую, хотя и сохраняю. 

В целом эти две привычки я считаю очень полезными для учителя. А о процессе внедрения расскажу через неделю.