воскресенье, 12 января 2025 г.

Хочу попробовать

 Уже не первый год слежу за книжным челленджем, который организует Центральная городская молодежная библиотека им. М.А.Светлова в Москве. За год надо прочитать 30 книг и написать столько же рецензий. Интересно исследовать новые жанры, открывать неизвестных ранее авторов, делиться впечатлениями о прочитанном. Сотрудники библиотеки предлагают по каждому пункту свои списки книг, но использовать их можно по желанию.  Даже если я не дойду до финала ( а это скорее всего так и будет!), я всё равно прочитаю те книги, которые подходят по пункты.  Пока я подобрала книги под заинтересовавшие меня пункты из тех, которые я всё равно бы читала.  Под пункт " основное место действия - кафе или другое пространство общепита" подойдет "Забвение пахнет корицей" Кристин Хармель. 

И сразу же мне попался подобный книжный вызов от Саратовской областной научной универсальной библиотеки. Там тоже достаточно интересные номинации, но книг надо прочитать уже 50. Это уже для меня, конечно. многовато, тем более что я не слушаю аудиокниги. Никаких примерных списков не предлагают, значит, рассчитано на достаточно умного читателя. В этих вызовах и хочу поучаствовать. Правда, для этого придется реанимировать страницу в ВК, но, может, это того стоит ? Под пункт "Уютный детектив" подходит книга Питера Боланда "Убийства и кексики", которая тоже начата...

суббота, 11 января 2025 г.

Агата Кристи "Скрюченный домишко"

 Продолжаю получать удовольствие от романов Агаты Кристи. Следующий роман "Скрюченный домишко" 1949 года. В этом романе совершенные преступления - а это два убийства- расследует группа людей: сотрудники Скотланд-Ярда во главе с инспектором Тавернером и молодой человек, бывший дипломат Чарльз Хейворд. Убит миллионер Аристид Леонидис в своем доме и, кроме членов семьи и прислуги, весьма немногочисленной, преступление совершить некому. У всех членов семьи есть свой мотив для убийства... Чарльз, влюбленный во внучку миллионера, берется помочь в расследовании. Он должен разговаривать с членами семьи и слушать их. По мнению отца Чарльза, долгое время служившего в Скотланд-Ярде, "убийцы, в сущности, никогда не испытывают раскаяния...Это, возможно и есть клеймо Каина." На вопрос об универсальном знаке, помогающем отличить убийцу, отец отвечает: "...если он есть, то это, скорее всего, тщеславие. Именно тщеславие в конце концов губит их в девяти случаях из десяти. Они, конечно, боятся разоблачения, но не могут удержаться от того, чтобы не похвастаться, они начинают зазнаваться, будучи в уверенности, что они намного умнее всех и уж их-то не сумеют вывести на чистую воду. Есть и еще одна общая черта. Убийца хочет разговаривать." Конечно, далее идет более подробное объяснение этих мыслей, но мне показалось, что Агата Кристи как будто читала Достоевского, его "Преступление и наказание", ведь Раскольников подходит под это описание полностью. И еще одна мысль из этого романа: "Думаю, что люди чаще убивают тех, кого любят, чем тех, кого ненавидят. Возможно, потому что только тот, кого любишь, способен сделать твою жизнь невыносимой." Из-за того, кто оказывается преступником, роман показался мне очень жестоким. Но правда жизни в этом тоже есть. 

Не могла не посмотреть экранизацию этого романа, фильм 2017 года. Очень красивый фильм: красивы главные герои Чарльз и София, интересны интерьеры, природа. Сохранена главная канва, но Чарльз  показан  начинающим частным сыщиком, изменено время действия, оно отнесено к 60-70 годам ХХ века. Когда смотришь фильм сразу после прочтения романа, то многочисленные изменения бросаются в глаза, но фильм хорош сам по себе. Если к этому добавить, что сценарист фильма Джулиан Феллоуз, по сценарию которого снято "Аббатство Даунтон", которое я нежно люблю, а в одной из ролей снялась Гленн Клоуз, которая из весьма невзрачной леди Эдит в романе, сделала весьма колоритную особу, то фильм стоило посмотреть только ради этого.

Маленькими шагами движемся вперед.

пятница, 10 января 2025 г.

Лиза Си "Ближний круг госпожи Тань"

 Прочитана еще одна семейная драма. И это не просто история китайской семьи. Во-первых, жила эта семья в 16 веке. Во-вторых, госпожа Юньсянь Тань была одной из немногих женщин, которая стала врачом, причем врачом, в основном помогающим женщинам. В-третьих, автор книги утверждает, что героиня романа являлась реально существовавшей исторической личностью. Восточный колорит, повествование об устройстве китайской семьи, о традициях и устоях, о традиционной китайской медицине на фоне  рассказа о трагичной судьбе госпожи Тань сделали эту книга для меня довольно интересной. Особенно когда соотносишь события, происходящие в Китае в 16 веке, и что было, например, в России в эти годы. Самое главное, что объединяет разные страны, - одинаково ужасающее отношение к женщинам. 

Сюжет наполнен трагическими событиями. Девочка, рано лишившаяся матери, потому что она умерла, и отца, потому что он уехал на императорскую службу и завел себе сначала наложницу, а затем новую жену... Любящие бабушка и дедушка, сами увлеченные медициной и обучающие внучку... Тяжелая судьба женщины в то далекое и непростое время, даже если ты принадлежишь к высшему слою общества... Трогательная история дружбы двух девочек, одна из которых становится врачом, а другая повитухой... Но всё же немного коробили эгоизм героини, ее зацикленность на собственных переживаниях. Но все мы не идеальны. 

Запоминаются реалии императорского Китая. Например,  бинтование ног у маленьких девочек, если они относятся к высшему слою общества, чтобы их ножки были похожи на лотос, но какими страданиями достается эта красота! Или необходимость для жены родить сына, ведь только он мог продолжить семейную династию и молиться за своих родных, но, как мы все хорошо знаем, мальчики рождаются не всегда, а для китайской жены отсутствие сына - это даже не страдания, а позор... Или самое пристальное внимание к гороскопам: жену и мужа  выбирают обязательно с учетом этого немаловажного фактора.

В общем, книга и познавательная, и переживательная. Но в целом почему-то желания читать другие книги Лизы Си у меня не возникло, хотя восторженных отзывов о писательнице и ее книгах много.

четверг, 9 января 2025 г.

Первый рабочий день...

 Первый день после каникул. Чем я занималась как директор? Отвечу сразу: рутиной! посудите сами:

1. писала ответ на жалобу по питанию ( это отголоски декабрьского небольшого происшествия), занималась другими вопросами по питанию. Аутсорсинг - хорош по-своему, не знаешь, что лучше...

2. принимала учеников школу: сразу пришло 6 человек, причем 5 из них уже в нашей школе учились. Новые ученики - это хорошо!

3. Разбиралась с тем, как же мы будем заканчивать учебный год. По учебному графику 1-8, 10 классы учатся до 30 мая, 9-11 классы - до начала экзаменационной сессии. В этом году начало экзаменов в 9 классе 21 мая, в 11 классе - 23 мая. Значит, учиться 9 и 11 классы должны соответственно до 20 и 22 мая. Сплошная забота о выпускниках: где же время на подготовку к экзаменам? Хотя бы пара дней! Но по факту оценки и решение о допуске к экзамену должны быть приняты 16 мая, пара-тройка дней для тех, кто не претендует на медаль, чтобы получить заветную одну оценку, которая может всё решить... Но самое интересное, что наша школа - пункт проведения экзаменов, а значит, после 20 мая вход в нее учениками учителям запрещен! У нас есть второе здание, в котором учатся начальные классы, но они не смогут учиться, потому что учителя - организаторы ОГЭ и ЕГЭ. В общем, выход только в дистанционном обучении на две недели... да уж! Вишенка на торте: "Последний звонок" 24 мая, в субботу! Всем же хорошо, а про учителей думать уж незачем. Впереди - каникулы, учителя же не работаю, и школа тоже... Кто не понял, поясняю: ирония!  

4. Решала вопрос с кадрами: учитель русского языка уходит в отпуск, а потом в декретный отпуск, а у нее все 9 классы, а нового учителя, конечно, нет, а те, что есть, работают на две ставки практически... Не лучше ситуация с учителем начальных классов - просто некому работать! Перераспределяем часы... приходит учитель истории и обществознания, молодой мужчина, после армии. Беру однозначно, буду искать, чем нагрузить!

А где работа над глобальными целями? увы, увы. увы...

Энн Файн "Как курица лапой"

 Люблю читать книги про школу. Такая профдеформация, что ли. Нравится мне наблюдать, как решают педагогические проблемы герои книг, как ведут себя дети и подростки...И свои выводы, конечно, делаю, даже приемчики подсматриваю. 

Книга Энн Файн "Как курица лапой" тоже про школу, только про английскую. А если еще точнее, то про "Школу поместья Уолболт ( смешанную)". Именно в эту школу попадает Честер Говард, ученик, поменявший уже много школ из-за специфики работы мамы. И тут ему сразу не нравится. Да и кому понравится, что учительница  перепутала его имя и фамилию и даже не заметила. К своему удивлению, он узнает, что ученикам-то в этой школе нравится...

Дальше всё крутится вокруг написания сочинения "Как это делается". Каждый ученик выбирает свою тему, например, как содержать кроликов, как смастерить змея, как делать свечи своими руками, как выращивать горчицу и кресс-салат, как тренировать собаку, как красить пасхальные яйца, как спланировать зимний поход с ночевкой... Интересно, что сочинение должно быть небольшим, но пишут его в отдельной тетради. В общем, это всем знакомая проектная работа ( проект), но весьма интересно поданная. Интересно, что можно заявить, что "моя тема - секрет", и учитель не будет настаивать, более того, приветствуется самостоятельность, и контроль практически отсутствует, ведь достаточно долго тетрадь у Честера остается чистой, а в итоге Честер придумал, как помочь однокласснику Джо, и его сочинение называлось "Как выжить в школе".

Конечно, привлекает меня, как учителя, как Честер оказывает помощь своему однокласснику, у которого однозначно проблемы с письмом, математикой, чтением, но у него есть масса других достоинств, их только надо раскрыть. 

И еще одна фишка: вручение призов(медалей) за победу в определенных номинациях: лучшее сочинение на тему "Как это делается", лучшее чтение, лучшее эссе, лучшая грамотность, лучшее вычисление, лучшая модель, лучший помощник в классе. Жаль, что не рассказали, по каким критериям определяли лучших..

Это, конечно, мой учительский взгляд. А ученикам эту книгу будет читать очень интересно, обещаю.

среда, 8 января 2025 г.

Готовлюсь к урокам

 Наверно, я уже пришла к тому возрасту, когда уже можно поворчать. Хотя бы немного. Готовлюсь к завтрашнему дню, к урокам. 

10 класс - Некрасов. Открываю "Мою школу", которую активно навязывают учителям. Урок, конечно, есть. Есть фрагмент фильма из цикла "Больше, чем любовь" про Некрасова и Авдотью Панаеву. Смотрю фрагмент, потом решаю посмотреть весь фильм. Становится понятно, что рекомендовать ученикам весь фильм я не могу: очень уж неприятным человеком выходит Некрасов. Открываю ТГ-каналы коллег-педагогов в надежде натолкнуться на идею - идей нет, есть опять неприятные вещи про Некрасова. Вот и дилемма: каким же показать Некрасова? Решила поддержать точку зрения Игоря Сухих. Начинающий учитель, решивший положиться на "Мою школу", хорошего урока не проведет.

( После урока: почти всё успела. Не успела рассмотреть стихотворение, обращенное к Панаевой, но на следующем уроке время еще найдется. Домашнее задание: инфографика по биографии)

11 класс -- Мандельштам. А вот здесь вообще дырка от бублика. Урок в "Моей школе" отвратительный. Сначала видеофрагмент с "говорящей головой", видеозапись  низкого качества, поскольку ей уже больше 10 лет, затем зачем-то предлагают прочитать большой отрывок из воспоминаний о Мандельштаме, а затем проанализировать ( так сказано в задании!) некоторые стихи Мандельштама, причем анализ сводится к поиску средств выразительности. Затем опять  иду искать в сети урок или видеофильм, чтобы самой посмотреть ( ученики смотреть точно не будут ни сами, ни на уроке). Выяснила, что уроков всего два, но находятся они на разных ресурсах под разными именами якобы авторов. Хорошего видео нет. Есть замечательный, очень своеобразный фильм "Сохрани мою речь навсегда", который рассчитан на уже знакомого с биографией Мандельштама зрителя. (После урока: получилась обычная лекция учителя.Что всё чаще происходит в этом классе. Как это победить - не знаю...Но материал урока хороший.Если бы это был не первый урок в четверти, можно было бы привлечь учеников в роли  биографов и литературоведов, хотя бы пересказали текст)

5 класс - русский язык. Вот здесь самый цвет! Устав скакать по учебнику, чтобы проводить уроки в соответствии с конструктором, я решила пойти вслед за учебником. И уроки у меня посвящены сейчас не синтаксису, а имени существительному. Но в учебнике опять чехарда: часть тем, материал по которым есть в учебнике 6 класса, изучаются в 5 классе и наоборот! Понятно, что учитель, у которого больше 28 часов, не будет собирать урок как бусы, а просто сделает так, как в учебнике...  ( Люблю свой пятый класс! У меня они - золотые дети! Урок был обычный, ничего особенного...)

Очень жалею, что сейчас перестали существовать проверенные годами методические журналы! какую помощь они бы могли оказать именно в этот переходный период всем учителям... Но они больше заняты наукой или совсем перестали существовать...

А для себя я план моей методической деятельности потихоньку намечаю...цель на год у меня такая: делиться знаниями в профессиональной среде.

понедельник, 6 января 2025 г.

С Рождеством Христовым!

 От всей души поздравляю с Рождеством Христовым! Светлый это праздник, теплый, дарующий надежду... Надежду на мир и счастье Пусть в ваших сердцах всегда будет тот Свет, Который сегодня пришел в наш мир! Желаю добра, радости и любви! Пусть в ваших домах будет уют и умиротворение! 

 Те, кто давно заглядывают в мой блог, знают о моей любви к  рождественским рассказам. По ярлыкам легко можно найти все посты по этой теме. Продолжаю двигаться в этом направлении. Вчера я нашла время, чтобы посмотреть еще один вебинар Марины Волковой, посвященный рождественской литературе. В этот раз речь шла о стихотворениях, посвященных Рождеству или связанных с ним. Как всегда душевно, интересно, дает заряд не только эмоциональный, но и интеллектуальный! Как же мне этого не хватает в повседневной жизни! Вот там и прозвучало это стихотворение Алексея Степановича Хомякова. Задумайтесь над ним вместе со мной.

В эту ночь Земля была в волненье:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивны и полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, –
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.

Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ея земную красоту.

А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред Собой.
1860-е

воскресенье, 5 января 2025 г.

Читаю Агату Кристи. Опять.

 Есть у меня давняя мечта, о которой я даже когда-то здесь писала, по-моему: прочитать все произведения Агаты Кристи. И я даже начала к ней приближаться. Прочитано было много. Но! Я обнаружила, что практически ничего не запоминаю из прочитанного, видимо, такая установка в голове на необязательность запоминания. Решила это исправить и начать свой новый читательский проект, который затянется на неопределенный период времени, но тем интереснее... Всего по данным Википедии 87 книг, включая сборники рассказов. Сначала хочу перечитать имеющееся у меня собрание сочинений Агаты Кристи. 

"Загадка Ситтафорда" - роман 1931 года, в котором нет ни мисс Марпл, ни Эркюля Пуаро, но есть инспектор Нарракот и молодая девушка Эмили, проявляющая незаурядные способности в поиске преступника, убившего капитана Тревильяна. Конечно, интересно наблюдать, как ведется поиск преступника, но не менее интересно рассуждать и о многом другом, например, о том, как человеческая зависть может разрушить человека, или о том, кого же выберет себе в мужья молодая, очень уверенная в себе девушка ( и мои предположения не подтверждаются, хотя жизненный опыт в пользу именно того выбора, который сделан в романе), или о той любви, которую испытывают родные к человеку, ставшему преступником, может,  случайно или по болезни. Еще много размышляла о разрушении родственных связей, тема для меня болезненная. 

Интересны для меня моменты, связанные с тем, чем же занимались люди, имеющие свободное время, а значит, и достаточно обеспеченные, проживая в сельской местности. Здесь рассказано о столоверчении с вызыванием духов ( обычная забава для начала ХХ века), о разгадывании кроссвордов, о сочинении акростихов, о занятии садоводством и орнитологией, и о том, что они просто собираются вместе и пьют чай.  Весьма интересно!

Был и один момент, который показался мне странным. Сначала говорится о том, что жена Деринга - сестра подозреваемого в убийстве Пирсона, потом она странным образом становится племянницей Рикфорта, причем для чего это нужно, так и непонятно. 

Итак, начало положено. Следующий роман - "Скрюченный домишко"

суббота, 4 января 2025 г.

"Всё предусмотрено"

Искусственный интеллект, анализируя, что я читала в 2024 году, выявил, что я очень люблю детективы. Детективы я, конечно, люблю, но не на столько. Просто серьезную литературу я читаю в бумажном варианте, а детективы можно и в электронном... Вот и следующий рассказ, автором которого является Валери Луи, детектив в миниатюре. Про автора практически ничего не узнала, информация в сети отсутствует... Но рассказ "Все предусмотрено" (42/100) хорош именно интригой, поскольку положительные герои отсутствуют, а мотивация отрицательных банально проста: месть и деньги. Хорошо, что зло наказано, а добро восторжествовало.

четверг, 2 января 2025 г.

Продолжаю читать рассказы

 С Новым 2025 годом всех, кто остался верен блогспоту, всех, кто иногда заходит в мой еле дышащий блог! В ноябре 2024 года моему блогу исполнилось 13 лет, очень хочется довести его хотя бы до 15-летия, а еще лучше до совершеннолетия... Самый продуктивный год в блоге был 2020, но это объясняется тем, что я использовала его для организации дистанционного обучения, самый непродуктивный - 2017, что объясняется сменой моей роли в образовании. Но я свой бложик нежно люблю, строю вокруг него планы и очень хочу, чтобы у меня были возможности для реализации своих планов. Этого же желаю и всем, кто ведет свои блоги на этой платформе!

Начать новый год в блоге решила не с подведения итогов года ( пока я для этого еще не созрела), не с планов на следующий год ( ох, у меня их много!), а с продолжения своего читательского проекта, посвященного рассказам. Такими темпами ( 40 рассказов в год!) я его еще года два реализовывать буду...


Артур Кларк "Девять миллиардов имён"(41/100) или в оригинале "Девять миллиардов имён Бога". Небольшой восьмистраничный рассказ известного американского писателя-фантаста позволяет рассуждать о многом. Тибетским монахам нужна современная вычислительная машина для того, чтобы найти 9 миллиардов имён Бога. И после этого наступит конец света. Два инженера, обслуживающие эту машину, случайно об этом узнают. Вот на этом противопоставлении восточного ( философского) и западного ( рационального) взгляда на жизнь строится рассказ. Для монахов конец света не страшен, потому что они воспринимают его как пустяки в силу своей веры. А инженеры просто не верят в то, что такое может быть. Автор упрекает инженеров в том. что они не способны заглянуть за рамки привычного, без этого невозможно движение науки. Финал рассказа дает возможность разным трактовкам, и обязательно наводит на строчки Маяковского: "Если звёзды зажигают - значит это кому-нибудь нужно?" А если звёзды гасят?

благодаря этому рассказу я  узнала не только о самом Артуре Кларке, произведения которого я не читала ранее, но и об увлечении буддизмом в США в 50-60-е годы ХХ века, и о таком направлении в американской литературе, как битники. Иногда один рассказ  - точка для длинной цепи размышлений, за что рассказы и люблю.