В уже упоминавшемся мною журнале "Литература в школе" № 12-2011 есть интересная статья авторов Григорченко И.А. и Лёвушкиной О.Н. "Подготовка к сочинению-рецензии по рассказу Л.Е.Улицкой "Путь осла". Для меня здесь интересно многое: и то, как писать сочинение-рецензию, и анализ рассказа, и то, что это рассказ именно Людмилы Улицкой, чьи произведения "Сонечка", "Казус Кукоцкого", "Медея и ее дети" мне так нравятся. Сначала об обучении написанию рецензии скажу - ничего нового я для себя не нашла. Я тоже уже несколько лет в 9 и в 11 классе ( как получается) предлагаю ученикам написать как итоговое сочинение после изучения современной литературы - рецензию на один из рассказов. Перечень рассказов обычно даю сама, но иногда и сами ученики что-то приносят. Технология отработана и схожа с тем, что написали авторы статьи. Но за рассказ Людмилы Улицкой - спасибо! Я обязательно прочитаю его с учениками.
среда, 4 июля 2012 г.
вторник, 3 июля 2012 г.
Рассказы или...?
Пока есть время, понемногу читаю методическую литературу. Интересные
статьи есть в журнале "Литература в школе" № 12-2011. Интересные для
меня, потому что меня давно интересует проблема изучения современного
рассказа в школе. К сожалению, современные школьники не готовы читать
большие произведения, поэтому рассказ в этом случае оптимален. Об этом
же пишет и С.А.Груша в статье "Праведники и праведницы Федора Абрамова":
"Не вызывает сомнения, обращение к тексту художественного произведения
необходимо. И в то же время я понимаю, что, к сожалению, очень многим
моим ученикам не осилить объемные программные произведения. В результате
многолетнего опыта я пришла к заключению, что надо активнее обращаться к
малой прозе, которая по своей тематике, проблематике, силе воздействия
ни в чём не уступает крупным жанрам..." Автор статьи предлагает
обратиться к таким рассказам Федора Абрамова, как "Пролетали лебеди", "В
Питер за сарафаном", "Старухи", "Из колена Аввакумова", "Новогодняя
елка", "Слон Голубоглазый", "Сказание о великом коммунаре", "Из
рассказов Олены Даниловны", "Самая счастливая", "Бабилей", "Валенки".
Мне очень приглянулся урок, который предлагает Светлана Александровна, я
хочу попробовать его провести, тем более что тема праведничества, по
моему мнению, одна из ключевых в русской литературе и особенно актуальна
сейчас. Я много внимания уделила ей в 9 классе при изучении рассказа
А.Солженицына "Матрёнин двор", в 10 классе - Н.С.Лесков "Очарованный
странник". Думаю, что уместно впишутся сюда и рассказы Федора Абрамова.
А прочитать их можно здесь или на этом сайте, посвященном творчеству Федора Абрамова.
А прочитать их можно здесь или на этом сайте, посвященном творчеству Федора Абрамова.
суббота, 23 июня 2012 г.
О медалистах
20 июня в Старой Полтавке состоялся бал выпускников, на котором по традиции Глава администрации района вручал медали золотым и серебряным медалистам. Всего их было 16. Представляете, как много! Если в Камышинском районе всего 12. Наши ученики лучше? Увы, нет, если судить по результатам ЕГЭ и их собственным скромным запросам. Может, это мы, учителя, постепенно снижаем планку требований, идем на поводу общественного мнения, ищем выгоды для себя или, если не выгоды, то хотя бы отсутствия нервотрёпки ? Думаю...
С Днем рождения, Анна Андреевна!
Да, сегодня, 23 июня - день рождения Анны Андреевны Ахматовой. Это мой любимый поэт. Для меня именно Ахматова - продолжательница в двадцатом веке пушкинской линии в литературе и в то же время основоположница поэзии века двадцать первого. Еще с юности люблю ее стихи.Сначала вот это:
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук...
Потом вот это..Такое спокойно-созерцательное и грустное:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в оврагах лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
А сейчас читаю всё подряд и каждая строчка дорога: "От других мне хвала - что зола, От тебя и хула- похвала."
или вот это: "Не недели, не месяцы - годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой над висками венец."
Кстати, о школьном. Несколько лет назад был мною написан сценарий для школьного вечера об Анне Андреевне. Да всё не получалось реализовать. В этом году думаю всё же попробовать осуществить давнюю мечту и познакомить своих учеников с удивительными стихами.
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Как не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук...
Потом вот это..Такое спокойно-созерцательное и грустное:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в оврагах лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
А сейчас читаю всё подряд и каждая строчка дорога: "От других мне хвала - что зола, От тебя и хула- похвала."
или вот это: "Не недели, не месяцы - годы
Расставались. И вот наконец
Холодок настоящей свободы
И седой над висками венец."
Кстати, о школьном. Несколько лет назад был мною написан сценарий для школьного вечера об Анне Андреевне. Да всё не получалось реализовать. В этом году думаю всё же попробовать осуществить давнюю мечту и познакомить своих учеников с удивительными стихами.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)