Здравствуйте, одиннадцатиклассники!
Продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Одним из самых сложных заданий в ЕГЭ для многих выпускников прошлого года стало задание 12 "Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий". На нем мы сегодня и остановимся. Материал взят из группы https://vk.com/pishuna100
1. В задании 12 проверяется умение правильно писать окончания глаголов и суффиксы причастий. Проанализировав содержание задания, нужно указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Записать номера ответов (их может быть два, три и даже 4).
Важно владеть умением применять грамматические (в частности, морфологические) знания для определения неопределенной формы и спряжения глагола и образованного от него причастия. Выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от умения правильно определить спряжение.
Продолжаем подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Одним из самых сложных заданий в ЕГЭ для многих выпускников прошлого года стало задание 12 "Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий". На нем мы сегодня и остановимся. Материал взят из группы https://vk.com/pishuna100
1. В задании 12 проверяется умение правильно писать окончания глаголов и суффиксы причастий. Проанализировав содержание задания, нужно указать варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Записать номера ответов (их может быть два, три и даже 4).
Важно владеть умением применять грамматические (в частности, морфологические) знания для определения неопределенной формы и спряжения глагола и образованного от него причастия. Выбор гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий зависит от умения правильно определить спряжение.
Выбор гласной в безударном окончании глагола зависит от инфинитива ( начальной формы).
Ко ВТОРОМУ спряжению относятся глаголы, которые заканчиваются в инфинитиве на -ИТЬ ( кроме брить, стелить, зыбить, зиждиться), а также глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а потом смотреть, вертеть.
К ПЕРВОМУ спряжению относятся глаголы брить, стелить, зыбить, зиждиться и все остальные глаголы.
Правила, регулирующие написание гласной в личных окончаниях глаголов
и суффиксах причастий настоящего времени:
Выбор гласной в этих формах зависит от спряжения глагола.
Если глагол ПЕРВОГО спряжения, то в личном окончании глагола или соответствующем суффиксе причастий пишется гласная Е или У(Ю): мы стелЕм, ты стелЕшь, вы стелЕте, он, она, оно стелЕт, они стелЮт; стелЮщийся и т.п.;
Если глагол ВТОРОГО спряжения, то в личном окончании глагола или соответствующем суффиксе причастий пишется гласная И или А(Я): мы дышИм, ты дышИшь, вы дышИте, он, она, оно дышИт, они дышАт; дышАщий и т.п.
Примеры причастий:
- от глаголов 1-го спряжения будет гласная Е (-ем-) или У(Ю) (-ущ-/-ющ-); например: часто покупаЕмый товар, борЮщиеся команды;
- в причастиях от глаголов 2-го спряжения будет гласная И (-им-) или А(Я) (-ащ-/-ящ-); например: мучИмый жаждой, пенЯщийся водопад.
Глагол брезжить относится к разноспрягаемым глаголам: в одних его формах пишется и, как у глагола второго спряжения (брезжишь, брезжит, брезжите), в других - у, как у глагола первого спряжения (брезжут, брезжущий).
В глаголах ПЕРВОГО спряжения опостылеть, опротиветь, выздороветь, плесневеть, деревенеть, кашлять, чуять, чаять при изменении по лицам и числам сохраняется суффиксальная гласная е, я: опостылеет - опостылеют; опротивеет - опротивеют; выздоровеет - выздоровеют; плесневеет - плесневеют; деревенеет - деревенеют; кашляет – кашляют.Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для экзаменуемых 2019 г. оказалась орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Практика показывает, что причиной ошибок при выполнении заданий на эту орфограмму зачастую является неумение восстановить неопределенную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот (например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, т.е. смешивают виды глагола, а значит, и неверно определяют спряжение).
Ко ВТОРОМУ спряжению относятся глаголы, которые заканчиваются в инфинитиве на -ИТЬ ( кроме брить, стелить, зыбить, зиждиться), а также глаголы-исключения: гнать, держать, дышать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть, и зависеть, и терпеть, а потом смотреть, вертеть.
К ПЕРВОМУ спряжению относятся глаголы брить, стелить, зыбить, зиждиться и все остальные глаголы.
Правила, регулирующие написание гласной в личных окончаниях глаголов
и суффиксах причастий настоящего времени:
Выбор гласной в этих формах зависит от спряжения глагола.
Если глагол ПЕРВОГО спряжения, то в личном окончании глагола или соответствующем суффиксе причастий пишется гласная Е или У(Ю): мы стелЕм, ты стелЕшь, вы стелЕте, он, она, оно стелЕт, они стелЮт; стелЮщийся и т.п.;
Если глагол ВТОРОГО спряжения, то в личном окончании глагола или соответствующем суффиксе причастий пишется гласная И или А(Я): мы дышИм, ты дышИшь, вы дышИте, он, она, оно дышИт, они дышАт; дышАщий и т.п.
Примеры причастий:
- от глаголов 1-го спряжения будет гласная Е (-ем-) или У(Ю) (-ущ-/-ющ-); например: часто покупаЕмый товар, борЮщиеся команды;
- в причастиях от глаголов 2-го спряжения будет гласная И (-им-) или А(Я) (-ащ-/-ящ-); например: мучИмый жаждой, пенЯщийся водопад.
Глагол брезжить относится к разноспрягаемым глаголам: в одних его формах пишется и, как у глагола второго спряжения (брезжишь, брезжит, брезжите), в других - у, как у глагола первого спряжения (брезжут, брезжущий).
В глаголах ПЕРВОГО спряжения опостылеть, опротиветь, выздороветь, плесневеть, деревенеть, кашлять, чуять, чаять при изменении по лицам и числам сохраняется суффиксальная гласная е, я: опостылеет - опостылеют; опротивеет - опротивеют; выздоровеет - выздоровеют; плесневеет - плесневеют; деревенеет - деревенеют; кашляет – кашляют.Как показывает статистика, самой сложной орфограммой для экзаменуемых 2019 г. оказалась орфограмма «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий». Практика показывает, что причиной ошибок при выполнении заданий на эту орфограмму зачастую является неумение восстановить неопределенную форму производящего глагола, что является результатом недостаточной тренировки в трансформировании инфинитива в личные формы глагола и наоборот (например: тащАщий – экзаменуемые определяют спряжение по глаголу таскать, а не тащить, т.е. смешивают виды глагола, а значит, и неверно определяют спряжение).
Тренируемся
1.Дополнительный источник для повторения:
курс Л. В. Великовой на портале РЕШУЕГЭ: задание 12 (повторяем правило и выполняем задания по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий») https://rus-ege.sdamgia.ru/page/rus_l-velikova_lesson08
2. Выполняем тренировочные задания:
а) блок из 10-15 заданий 12 на РЕШУЕГЭ:
для подготовки https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=346
тренировочные и диагностические работы https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=350
б) полезно выполнить по 10-15 тренировочных заданий в «бумажном» варианте. Например, линию задания 12 (не менее 10!) в пособии.
в) выполнить задание в гугл-форме.
1.Дополнительный источник для повторения:
курс Л. В. Великовой на портале РЕШУЕГЭ: задание 12 (повторяем правило и выполняем задания по теме «Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий») https://rus-ege.sdamgia.ru/page/rus_l-velikova_lesson08
2. Выполняем тренировочные задания:
а) блок из 10-15 заданий 12 на РЕШУЕГЭ:
для подготовки https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=346
тренировочные и диагностические работы https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=350
б) полезно выполнить по 10-15 тренировочных заданий в «бумажном» варианте. Например, линию задания 12 (не менее 10!) в пособии.
в) выполнить задание в гугл-форме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий