четверг, 23 марта 2023 г.

ОГЭ. Литература - 3

 Продолжаем мой марафон по подготовке к ОГЭ по литературе. Сначала немного общих рассуждений о заданиях.

Задание 1.2. отличается от задания 1.1. обращением к форме произведения, а это подразумевает знание теоретико-литературных понятий, хотя это и не оценивается, т.е. критерии оценивания не предполагают учета таких понятий. В кодификаторе отражены понятия, которые нужно знать сдающему ОГЭ, но это дано в целом, а не применительно к заданию 1.2

Шаблон ответа на вопросы задания 1.2.

В приведенном фрагменте (фамилия автора)  автор использует  ( литературный термин) для того, чтобы  ( цель использования литературного термина).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, в которой содержится пример использования данного термина). Читателю ясно, что( объясняем, что понятно из приведенной цитаты), потому что (объясняем цель использования ).

Вот еще предложение: ( яркая цитата,  в торой есть пример ). Действительно, ( объясняем еще раз роль термина), так как ( объясняем значимость термина).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь задание дня третьего. Пока продолжим с Лермонтовым "Герой нашего времени".

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал ещё радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню  — и в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу. Как любопытно всматриваться в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей! как жадно взор мой старался проникнуть в дымную даль! Там путь всё становился уже, утёсы синее и страшнее, и, наконец, они, казалось, сходились непроницаемою стеной.

Мы ехали молча.

— Написали ли вы свое завещание?  — вдруг спросил Вернер.

— Нет.

— А если будете убиты?..

— Наследники отыщутся сами.

— Неужели у вас нет друзей, которым бы вы хотели послать свое последнее прости?..

Я покачал головой.

— Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память?..

— Хотите ли, доктор,  — отвечал я ему,  — чтоб я раскрыл вам мою душу?..

Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или ненапомаженных волос. Думая о близкой и возможной смерти, я думаю об одном себе: иные не делают и этого. Друзья, которые завтра меня забудут или, хуже, возведут на мой счёт Бог знает какие небылицы; женщины, которые, обнимая другого, будут смеяться надо мною, чтоб не возбудить в нём ревности к усопшему,  — Бог с ними! Из жизненной бури я вынес только несколько идей  — и ни одного чувства. Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его; первый, быть может, через час простится с вами и миром навеки, а второй... второй? Посмотрите, доктор: видите ли вы, на скале направо чернеются три фигуры? Это, кажется, наши противники?..

Мы пустились рысью.

 

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»


Задание 1.1 на основании приведенного фрагмента определите, в чем, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?


Задание 1.2. Почему Печорин решает "раскрыть... душу" в разговоре с доктором Вернером?

 

Готовимся к ОГЭ по русскому языку - 3

 Продолжаем марафон подготовки к ОГЭ по русскому языку. День третий. Сегодня выполняем задание 3. Пунктуационный анализ. Для выполнения подобранных мною заданий необходимо вспомнить такие правила: запятые в сложносочиненном предложении, запятые в сложноподчиненном предложении, запятые при однородных членах предложения, запятые при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами. Полагайтесь на правила, а не на интонацию! Интонация - это сигнал, чтобы проверить себя, используя правила. Ответы будут вечером.

1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.


2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Для изучения русской деревянной архитектуры XVIXVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.


4. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.


5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9)и реалии того времени.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку. День второй. Ответы и разборы.

 Задание 1. Пожалуй, самое простое из предложенных. Правильные ответы: 4,5.

В первом предложении грамматическая основа - поражала особенность, а не поражала наблюдателей, как в ответе. Во втором предложении может быть  - это вводное слово, а не грамматическая основа. В третьем предложении грамматическая основа - ученые считают, а не считают, как в ответе. Обратите внимание, что слово возможно в четвертом предложении является в данном случае сказуемым, а значит, грамматической основой, хотя в других случаях может выступать и в качестве вводного слова. В пятом предложении грамматическая основа - установлено, как и в ответе.

Задание 2. Правильные ответы: 1,2,4.

Выполняя это задание, нужно помнить о том, как находить грамматические основы и какие предложения называются односоставными и двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными, а если главных членов предложения два,  то это двусоставные предложения. Односоставные предложения бывают определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные. Назывными являются предложения, в которых утверждается наличие предметов или явлений, в них один главный член- подлежащее.

Первое предложение действительно простое двусоставное, в нем одна грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Второе предложение сложное, в котором есть грамматическая основа можно утверждать. Третье предложение не является односоставным назывным, потому что в нем грамматическая основа - это речь, т.е. предложение простое двусоставное. Четвертое предложение сложное, в нем три грамматические основы. А вот пятое предложение хотя и является сложным, но в нем всего две грамматические основы.

Задание 3. Правильные ответы: 1,2,4.

Выполняя это задание, вспоминаем, что односоставными неопределенно-личными предложениями называются предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое в таких предложениях имеет форму прошедшего времени множественного числа или форму 3 лица множественного числа. Вот и в первом предложении сказуемое противопоставляют. Слово диалог является не подлежащим, а дополнением. Это еще одна причина, почему нужно начинать поиск грамматической основы со сказуемого, а не с подлежащего. Во втором предложении действительно 4 грамматические основы: диалог-форма; он может длиться; монолог-форма, он длится. В  третьем предложении слово правда является вводным словом, а не грамматической основой. В четвертом предложении две части предложения осложнены вводными словами: во-первых, во-вторых. Пятое предложение является сложным предложением с подчинительной и бессоюзной связью, а не сложносочиненным.

Задание 4. Правильные ответы: 3,4,5. В этом задании нужно вспомнить, что обособленные обстоятельства чаще всего выражаются деепричастными оборотами.

Задание 5. Правильные ответы: 2,5. Здесь пришло время вспомнить, что такое односоставные определенно-личные предложения. Это предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседники. Сказуемое в них может быть выражено формами 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения и 2 лица повелительного наклонения.

Первое предложение осложнено однородными членами предложения, соединенными сочинительным союзом не только... но и . В целом предложение не сложносочиненное. Второе предложение в целом сложное с бессоюзной и подчинительной связью. Подчинительная связь появляется в придаточном предложении с союзом если, это первое предложение, затем идет второе предложение со сказуемым выслушай, третье предложение со сказуемым - не перебивай, связь бессоюзная, затем четвертое предложение, которое  также соединяется  с помощью интонации, без союзов. Третье предложение - сложное, о чем свидетельствует ярко союзное слово который. Четвертое предложение простое, но оно является распространенным, так как есть второстепенные члены предложения и даже однородные члены предложения. Пятое предложение легко принять за простое предложение с однородными сказуемыми, но здесь предложения односоставные определенно-личные, которые составляют сложное бессоюзное  предложение. Кстати, в самом задании есть подсказка " в сложном предложении 5..."

Как справились? Поделитесь впечатлениями!