понедельник, 27 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-7

 Доброе утро! В нашем марафоне день седьмой. Сегодня выполняем задание 7 в ОГЭ по русскому языку.Анализ средств выразительности. 

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

 1) Один, только один раз земля не уберегла меня... 2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. 3) Я сгорал от жажды. 4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. 5) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то! 2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. 3) – Вот что значит – друзья! – сказал Пашка во весь голос и слегка качнул загипсованной рукой. 4) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие! 5) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате... 

 3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. 2) То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. 3) Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. 4) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара. 5) И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

 4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. 2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой. 3) Но я даже не подал виду. 4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. 5) Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!

 5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. 2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. 3) Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. 4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. 5) Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. 2) Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». 3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. 4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. 5) Он [кружок колбасы] растаял во рту.

ОГЭ: Литература-5

 Сегодня, завершая  самый общий разговор о заданиях 1.1/1.2, хотела бы написать о критериях оценивания этих заданий. Хотя, может быть, именно с этого надо было начинать.

Критерии оценивания заданий 1.1/1.2 и 3.1./3.2

Критерий 1. Соответствие ответа заданию

2балла - Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании приведенного фрагмента/стихотворения

1 балл-Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведенного фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена.

0 баллов - ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.

Критерий 2. Привлечение текста произведения для аргументации

2 балла - Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. , фактические ошибки отсутствуют.

1 балл - Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, и/или допущены 1-2 фактические ошибки.

0 баллов - И/или авторская позиция искажена, и/или допущено три и более фактические ошибки.

Критерий 3. Логичность и соблюдение речевых норм.

2 балла - отсутствуют логические, речевые ошибки.

1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида ( логическая и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок.

0 баллов . Допущены две или более ошибки одного вида ( независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов.

Максимальный балл - 6 баллов.

Напоминаю, что если по критерию 1 выставляется 0 баллов, то дальше работа не проверяется и по другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 не может быть выставлено больше 1 балла. Если по критерию 2 ставится за ответ 0 баллов, то по критерию 1 не может быть больше 1 балла, а по критерию 3 выставляется 0 баллов.

А теперь посмотрим, какие идеальные, то есть набравшие максимальное количество баллов ответы можно дать на вопросы, которые уже были в нашем марафоне.

Задание 1.1 На основании приведенного фрагмента определите, в чем, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?


На основе приведенного фрагмента романа "Герой нашего времени" можно проникнуть в некоторые, но далеко не все тайны и загадки характера Печорина.

Сам же герой сознает свои странности и непохожесть на окружающих. В исповеди Вернеру свое порой довольно странное поведение от объясняет тем, что в нём два человека: один будто бы живет, а другой осуждает его и анализирует поступки первого. Герой не может найти свое место в жизни, он лишен цельности и мучается от этой двуликости: с одной стороны, живет эгоистично и своевольно, с другой стороны как бы со стороны всматривается в себя и оценивает собственные поступки. ( ответ оценен 6 баллами)



Задание 1.2. Почему Печорин решает "раскрыть... душу" в разговоре с доктором Вернером?

В разговоре с доктором Вернером Печорин действительно "раскрывает" свою душу. Причина этого очевидна. "исповедь" состоялась накануне дуэли, возможной смерти героя. И, конечно, с приближением столь значимого поворотного момента в жизни хочется подвести некоторый итог, рассказать о самом сокровенном, о том горьком, что терзает душу на протяжении стольких лет.

Но нельзя сказать, что Печорин был до конца откровенен с доктором: он все же не открыл ему тайну о Вере, единственной женщине, которая, как говорит сам Печорин, смогла понять его. Хотя понимание характера Печорина, равно как и непонимание, не сделало влюбленных в него женщин счастливыми. ( ответ заслуживает всего 5 баллов: для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, поэтому по критерию 2 всего 1 балл).


А теперь задание дня 5. Прежде напомню, что задание 3.1 и 3.2. аналогичны по критериям оценивания 1.1.и 1.2. и что нужно выполнить одно из двух заданий.


Прочитайте текст и выполните задания.

 


***


Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.


Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.


Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


(А.А. Фет, 1854)


 Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какие образы стихотворения А.А. Фета указывают на приближение весны?


Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Каковы композиционные особенности стихотворения «Ещё весны душистой нега…»?