суббота, 11 января 2025 г.

Агата Кристи "Скрюченный домишко"

 Продолжаю получать удовольствие от романов Агаты Кристи. Следующий роман "Скрюченный домишко" 1949 года. В этом романе совершенные преступления - а это два убийства- расследует группа людей: сотрудники Скотланд-Ярда во главе с инспектором Тавернером и молодой человек, бывший дипломат Чарльз Хейворд. Убит миллионер Аристид Леонидис в своем доме и, кроме членов семьи и прислуги, весьма немногочисленной, преступление совершить некому. У всех членов семьи есть свой мотив для убийства... Чарльз, влюбленный во внучку миллионера, берется помочь в расследовании. Он должен разговаривать с членами семьи и слушать их. По мнению отца Чарльза, долгое время служившего в Скотланд-Ярде, "убийцы, в сущности, никогда не испытывают раскаяния...Это, возможно и есть клеймо Каина." На вопрос об универсальном знаке, помогающем отличить убийцу, отец отвечает: "...если он есть, то это, скорее всего, тщеславие. Именно тщеславие в конце концов губит их в девяти случаях из десяти. Они, конечно, боятся разоблачения, но не могут удержаться от того, чтобы не похвастаться, они начинают зазнаваться, будучи в уверенности, что они намного умнее всех и уж их-то не сумеют вывести на чистую воду. Есть и еще одна общая черта. Убийца хочет разговаривать." Конечно, далее идет более подробное объяснение этих мыслей, но мне показалось, что Агата Кристи как будто читала Достоевского, его "Преступление и наказание", ведь Раскольников подходит под это описание полностью. И еще одна мысль из этого романа: "Думаю, что люди чаще убивают тех, кого любят, чем тех, кого ненавидят. Возможно, потому что только тот, кого любишь, способен сделать твою жизнь невыносимой." Из-за того, кто оказывается преступником, роман показался мне очень жестоким. Но правда жизни в этом тоже есть. 

Не могла не посмотреть экранизацию этого романа, фильм 2017 года. Очень красивый фильм: красивы главные герои Чарльз и София, интересны интерьеры, природа. Сохранена главная канва, но Чарльз  показан  начинающим частным сыщиком, изменено время действия, оно отнесено к 60-70 годам ХХ века. Когда смотришь фильм сразу после прочтения романа, то многочисленные изменения бросаются в глаза, но фильм хорош сам по себе. Если к этому добавить, что сценарист фильма Джулиан Феллоуз, по сценарию которого снято "Аббатство Даунтон", которое я нежно люблю, а в одной из ролей снялась Гленн Клоуз, которая из весьма невзрачной леди Эдит в романе, сделала весьма колоритную особу, то фильм стоило посмотреть только ради этого.

Маленькими шагами движемся вперед.