среда, 21 марта 2012 г.

Викторина по "Алым парусам" А.Грина

Вот и прочитано одно из самых известных и, пожалуй, самых интерсных произведений Александра Грина. Вот и викторина подоспела. Отвечать обязательно всем шестиклассникам. Оценка будет поставлена в журнал! Срок до 27 марта 2012 г. Ответы сдавать в бумажном варианте в школе.


Вопросы для викторины


  1. Как А.Грин определил жанр своего произведения? 
  2. Как звали жену Лонгрена?
  3. Где развиваются события повести ? 
  4. «В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? 
  5. «Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ?  
  6. «Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? 
  7. «Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?
  8. «…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой  ? На чей вопрос он отвечает? . Какой это был вопрос?  
  9. Что было любимым развлечением Ассоль? 
  10. Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это?
  11. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно  легка и чиста…» 
  12. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль?  
  13. А что же произойдет однажды утром ? 
  14. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно  жизнеописанию Грея ? 
  15. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей
  16. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие ? 
  17. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? ( 
  18. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ?
  19. С кем играл в детстве Артур Грей ? 
  20. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? 
  21. Продолжите фразу : « Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….»  
  22. Продолжите фразу : «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…»
  23. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова ? К кому они обращены ? 
  24. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» 
  25. Как назывался новый корабль Грея ?
  26. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ?  
  27. Кто рассказал Грею историю Ассоль? 
  28. «С тех пор так ее и зовут…»  А как звали Ассоль в Каперне? 
  29. Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….»   
  30. Кто истинные друзья Ассоль ? 
  31. «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль? Как на ее пальце появилось кольцо? 
  32.  «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ? 
  33. Сколько метров алой материи купил Грей ? 
  34. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…» 
  35.  Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» 
  36. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» 
  37. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль?  
  38. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ?  
  39. Как Летика назвал Ассоль ? 
  40. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Напишите последнее слово книги А.Грина.

воскресенье, 18 марта 2012 г.

Мысли после...

Вчера, в субботу, смотрела фильм "Река жизни", посвященный одному из великих писателей ХХ века, - Валентину Распутину. Страшно за Россию, ведь ничего практически со  того времени, когда снимался фильм, не изменилось.  Страшно и за нас. Ведь в нашем Старополтавском районе была та  же трагедия, о которой и фильм, и повесть Распутина "Прощание с Матерой" - затопление сел водами Волгоградского водохранилища, когда строили Волжскую ГЭС. А ведь мало кто об этом сейчас знает. А скоро вообще никто не узнает. Много лет прошло, а у нас нет даже музея  районного краеведческого, хотя история района во многом уникальна. Для нашей власти важнее плавательный бассейн, чем сохранение памяти о прошлом. Похоже, манкурты уже выросли и даже уже правят!

четверг, 15 марта 2012 г.

Я снова здесь

Да, уже месяц прошел, с того дня, как я была здесь. Месяц была в раздумьях, стоит ли что-то писать, ведь похоже мало кому нужны мои заметки и замечания. Но все же решила продолжить и даже расширить круг потенциальных читателей. Открытость - одно из главных качеств современного образования. Вот и я решила писать не только для своих учеников и их родителей в чисто практических целях, но и для своих коллег, учителей русского языка и литературы. Может, и нельзя смешивать всё в одну кучу, но я же Сельская учительница, а в селе всё всегда в одной куче!!
Сегодня получила приглашение к участию в литературной викторине для учащихся 5-7 классов.

"Лига Школ" (Московская школа № 1199) приглашает учеников 5 - 7 классов принять участие в литературной интернет-викторине. Игра начинается 15 марта, продолжается в течение месяца, подведение итогов - 15 апреля. Победители получат книги в подарок. Для входа необходимо пройти стандартную регистрацию с подтверждением адреса электронной почты.

Литературные викторины в "Лиге Школ" проводятся с 1998 года. Но уже четвертый год, благодаря возможностям Интернета, принять участие в игре могут все желающие. В прошлом году на наш сайт для проверки была отправлена 541 работа. В игре приняли участие школьники из 54 разных городов и сел России, были также участники из Белоруссии, Великобритании, Киргизии и Эстонии. Награждение победителей-москвичей состоялось в актовом зале Российской государственной детской библиотеки. Победителям из других регионов отправлены призы и грамоты по почте.
http://www.bpanov.org/moodle/course/view.php?id=24

Пятиклассники и шестиклассники мои дорогие! Попробуйте свои силы! О своих попытках мне не забудьте рассказать!

вторник, 14 февраля 2012 г.

Десятиклассникам о пунктуации

Здравствуйте! Давайте разберемся в постановке знаков препинания при выполнении заданий А21 и А25 в ЕГЭ по русскому языку ( демоверсия 2012 года). Мои пояснения рассчитаны на самых неподготовленных учеников.
Необходимо помнить, что в русском языке при произнесении  предложений неизбежно возникают паузы. Паузы бывают правильные,  которые можно подтвердить знаком - запятой, и ложные, когда запятая не нужна, хотя пауза есть. При выполнении заданий сначала определитесь с количеством пауз, и лишь затем думайте, нуже знак (запятая) или нет. В первую очередь помните, что ГЛАВНАЯ ЛОЖНАЯ ПАУЗА между подлежащим и сказуемым. Она там часто бывает, но никогда не подтверждается запятой. Далее действуем по алгоритму.
1. Ищем "слово" ( только существительное или местоимение).
2. Смотрим вправо от "слова" и задаем вопрос какой?
3. Отвечаем всей фразой.

4. Если границы ответа совпали с паузами, ставим запятые.
5. Проверяем: убираем выделенную запятыми часть из предложения, если смысл сохранён, то все выделено верно.
Под действие этого алгоритма попадают: обособленные определения, выраженные причастным оборотом, именами прилагательными, обособленное распространенное приложение, обособленное несогласованное определение,  сложноподчиненные предложения с придаточным определительным.

Также в этих заданиях встречается деепричастный оборот. Когда он есть в предложеении, то тоже есть паузы. Деепричастный оборот легко обнаружить зрительно: похож на глагол, оканчивается на -я, -а, -в, -вши, отвечает на вопрос что делая? что сделав?
Деепричастный оборот, так же, как и причастный, легко убрать из предложения и прочитать остаток. Но в отличие от причастного оборота и подобных ему оборотов, о которых говорилось выше, деепричастный оборот может быть в любом месте предложения, т.е. искать его надо, двигаясь и влево, и вправо от сказуемого, выраженного глаголом.



А теперь потренирируйтесь в выполнении заданий. Ответы можете оставить в комментариях.

Задание 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памят­ник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.
1)   1, 2                 2)  2            3)  3,4          4)   1, 2, 3, 4
Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые сол­нечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
1) 1, 3                 2) 2                      3) 3                      4) 2, 4
Задание 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Иногда (1) в экспериментах используются задачи (2) логиче­ская структура (3) которых (4) не имеет аналогов в реальной жизни.
1)   2,4               2)  2                3)  3            4) 1 ,3                  
Задание 4. .В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.
1) 1, 3                     2) 2, 4           3) 2, 3, 4        4) 1, 4            
Задание 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
1)   1,2,4                    2)  2, 4        3)   1,4                 4)   1,3

Желающие еще потренироваться, загляните СЮДА.