среда, 11 августа 2021 г.

Вкус детства

 Бывает ли у вас так, что вдруг захочется чего-то такого, родом из детства? Вот и мне сегодня вдруг и беспричинно захотелось кукурузных палочек... Тех самых, из детства. тогда они были определенной роскошью для нашего удаленного от городов села. Когда их привозили в единственный какой-нибудь магазин, то выстраивалась огромная очередь и сразу покупалось пачек 10, а то и больше, в зависимости от достатка и того, сколько разрешалось продавать в одни руки... И потом несколько дней все дети ходили с пачками этих кукурузных палочек, и не было ничего вкуснее их в тот момент...

А еще один вкус из детства - вареники с творогом, залитые сливками и в сливках пропаренные. Так делала моя бабушка с папиной стороны. Это было одно из её коронных блюд, ни одно застолье не обходилось без этих вареников. И когда я уехала учиться, то бабушка специально в дни моих каникул или в праздники обязательно готовила такие вареники. Жаль, что это было недолго: бабушка умерла, когда я перешла на третий курс, в августе...

А так, как делала пироги моя другая бабушка, не делает никто... Этот тоже вкус детства. Было два вида пирогов, оба одинаково любимые. Один был с начинкой из сухих яблок, сушки, с добавлением варенья. Это был открытый пирог с тестом, выложенным сверху в виде решетки. Дома он у нас назывался -" с самолетиками", потому что кому-то из детей показалось, что на кусочке пирога- самолет... А другой пирог - куха с пасленовым вареньем...И если кухи печет и моя мама, и я сама, то с пасленовым вареньем - нет... Паслен практически перестал расти...

И еще один вкус детства - вареники со смородиной. Это был целый ритуал. Смородину собирали не в саду, а в так называемых лесопосадках, в полях, куда обычно ехали несколько семей на том виде транспорта, который у кого был: мотоциклы в основном. Выезжали рано утром, по холодку... Обычно мамы собирали по ведру, а дети с отцами еще одно ведро. Возвращались, и у кого-нибудь в доме начинали лепить вареники со смородиной. А мы, дети, готовили стол на открытом воздухе, в беседке... И вот вареники готовы. Еще горячие, со сметаной, брызгающие соком... 

Наверно, у каждого в запасе есть такая история, ведь так?

вторник, 10 августа 2021 г.

Об учительском блогерстве

 То ли идеи витают в воздухе, то ли есть что-то общее в наших интересах... Сегодня несколько раз за день встретилась с идеей медиаобразования, учителя как медийной личности,  необходимости блогерства/блогинга для учителей... Зацепило!

Верю ли я в то, что будущее  образования неразрывно связано с цифровыми технологиями? Да, верю. Верю ли я в то, что массовое образование будет цифровым, когда ученики общаются с учителем дистанционно, а их работы проверяет искусственный интеллект, и обучение с учителем вживую станет недоступным большинству? Да, такое развитие событий вполне предполагаю, но не так быстро, как кажется... Когда-то книги тоже читали все...

Может ли учитель стать медийной личностью? Конечно, да. Но, по моему мнению, здесь возникает несколько сценариев развития событий.

 Первый - учитель каким-то образом уже сделал себе имя ( например, победил в каком-то значимом профессиональном конкурсе), затем продолжает развиваться в профессиональном плане и рассказывает об этом в блоге. Вопрос: если предположить, что для качественного наполнения аккаунта в инстаграме нужно потратить 4-5 часов в день, сколько часов должно быть в сутках у такого учителя? Чтобы и уроки вести, и профессионально развиваться, и блогерством заниматься? 

Второй - учитель активно развивает свой аккаунт, уделяет этому колоссальное количество времени, сил и средств, что может идти на пользу его профессиональному развитию, а может, и идти в ущерб ему. Но и в первом, и во втором случае наступает момент, когда закономерно хочется денежного вознаграждения... И тогда аккаунт в инстаграме становится продающей площадкой... Вот поэтому я и не люблю инстаграм: в нем либо продают, либо сплетничают... Нужны примеры? В других социальных сетях продающее начало не так развито, но и популярностью особой эти сети не пользуются...

Должен ли учитель быть медийной личностью, завоевывать себе авторитет в социальных сетях, чтобы ученики сказали: "У него/нее 100000 подписчиков! Круто! Я хочу у него/нее учиться русскому языку/математике!" ? Однозначно, нет! Потому что это так не работает! Я даже не уверена в необходимости так называемых интернет-представительств учителя, т.е. наличия профессиональных страниц, блогов, сайтов... Если учитель - это учитель, а не репетитор, или создатель онлайн-курсов, или автор методических материалов, то создавать положительный имидж учителю должна школа. Родитель и ученик должны быть уверены: я иду в эту школу, значит, у меня будет хороший учитель... Не слишком реалистично? Но, на мой взгляд, надо к этому стремиться...

понедельник, 9 августа 2021 г.

О самопрезентации

 Каждый учитель обязательно попадал  в ситуацию, когда нужно представить себя аудитории: вы пришли в новый класс впервые и будете работать в нем долго или пришли в класс на замену отсутствующего учителя; порой возникает необходимость представиться, когда участвуешь в конференциях или конкурсах педагогического мастерства... 

Что же делать в этих ситуациях? Как представиться? Как провести самопрезентацию? Мои советы начинающим педагогам, основанные на личном опыте...

Когда я прихожу в новый класс на урок, я обязательно не просто представляюсь устно, но и пишу на доске фамилию, имя, отчество. В нескольких предложениях рассказываю о себе и самых важных правилах, которым прошу следовать всех на уроке. Стараюсь делать это с юмором. Если планирую работать в этом классе долго, то обязательно прошу ребят тоже представиться. Заметила, что о себе ребятам рассказывать трудно, поэтому прошу рассказать соседей друг о друге. Если это тоже вызывает затруднения, то стараюсь задавать неожиданные вопросы и подбадривать. Если же я пришла в класс на замену, то не стесняюсь сказать, что я многих  не знаю, поэтому прошу при ответе представляться. Как известно, самое приятное имя - твое собственное, поэтому стараюсь запоминать имена учеников.

Участие в профессиональных "тусовках" - дело тоже ответственное. Но есть несколько общих правил, которые действуют всегда:

1. К выступлению надо готовиться! Под этим я подразумеваю предварительную домашнюю проверку материалов: если это презентация, то открывается ли она на чужом компьютере, не слишком ли презентация пестрая, не слишком ли перегружена текстом. 

2. Читать или рассказывать? Однозначно, рассказывать, имея под рукой краткое, тезисное изложение материала. Желательно дома прочитать весь текст на время и предварительно отметить для себя, что можно сократить в случае форс-мажора.

3. Особое внимание уделяйте началу и концу выступления. Начало должно бы
ть интересным: яркая цитата, интересный факт, шутка, анекдот, стихи... Последнее предложение должно ставить жирную точку, быть по-хорошему афористичным и обязательно связанным с первым предложением выступления. Это создает ощущение продуманности и завершенности.

4. Быть готовым к тому, что что-то пойдет не так и иметь запасной вариант или быть готовым к тому, чтобы поменять что-то сходу.

5. Помнить про громкость голоса, четкую дикцию, оптимальный темп. Помнить про внешний вид. И главное - быть собой, не играть чужую роль, а действовать так, как только вы это можете!


воскресенье, 8 августа 2021 г.

О прочитанном/прослушанном за неделю...

 Когда-то в моей жизни большую роль играл телевизор и радио. Это когда-то закончилось с появлением интернета. Радио в моем селе слушать можно только через интернет или проводное ( есть такие редкие экземпляры, у которых оно еще есть), а значит, можно сказать. что его нет... Телевизор, конечно. есть в каждом доме, но я смотрю его очень и очень редко... 

Зато смотрю каналы на youtube и слушаю подкасты. Что же интересного было прослушано/увидено на этой неделе?

1. Три лекции на Арзамасе: "Золотая клетка. Переделкино в 1930-1950 -е годы". Интересна история появления этого "дачного кооператива" для писателей. Но меня больше всего удивил тот факт, что на похоронах Бориса Пастернака не присутствовал ни один из его соседей по Переделкино...

2. Документальный фильм "Евгений Евтушенко" из цикла "Больше чем любовь". Я, к моему большому сожалению, не очень хорошо знаю этот период советской литературы, меня больше привлекал всегда девятнадцатый век, начало двадцатого... Узнала для себя много интересного

3. Очередной выпуск шоу "Больше всех надо" был посвящен еде, а точнее, расстройствам пищевого поведения, анорексии, були
мии, проблемам толстых людей, их стигматизации... И хотя у меня нет таких проблем, я с сожалением обнаружила, что к людям с избыточным весом тоже отношусь с внутренним осуждением, не понимая их проблем, хотя сама терпеть не могу диет, не могу выдержать определенные ограничения в еде, особенно если я их себе устанавливаю добровольно. Я вообще люблю эти передачи, заставляющие по-новому взглянуть на хорошо известные вещи.

4. Посмотрела советский фильм "Если верить Лопотухину". По картинке поняла, что это фильм про советскую школу, захотелось посмотреть. Ученик-старшеклассник опаздывает на контрольную по математике и объясняет свое опоздание встречей с инопланетянами на летающей тарелке... Его одноклассники решают проверить правоту его слов и находят других свидетелей, непонятные шарики, которые излучают радиацию... Удивил один момент: троечник вспоминает о Галилео Галилее, Джордано Бруно, Альберте Эйнштейне, много о них знает. Подумала, что сегодняшний школьник вряд ли бы вспомнил о них. Спросила у сына, он почти подтвердил мои сомнения... В целом фильм показался каким-то странным...