четверг, 23 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку - 3

 Продолжаем марафон подготовки к ОГЭ по русскому языку. День третий. Сегодня выполняем задание 3. Пунктуационный анализ. Для выполнения подобранных мною заданий необходимо вспомнить такие правила: запятые в сложносочиненном предложении, запятые в сложноподчиненном предложении, запятые при однородных членах предложения, запятые при обособленных определениях, выраженных причастными оборотами. Полагайтесь на правила, а не на интонацию! Интонация - это сигнал, чтобы проверить себя, используя правила. Ответы будут вечером.

1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дерево (1) материал недолговечный (2) а время и пожары сделали своё дело. Именно из-за них (3) до наших дней не дошли многие выдающиеся сооружения (4) о которых мы знаем только из летописей. При этом центральные районы России (5) почти не сохранили памятники деревянного зодчества. И только некоторые области Поволжья (6) Урала (7) Сибири и Севера (8) донесли до нас образцы этого высокого искусства.


2. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Для изучения русской деревянной архитектуры XVIXVII веков (1) мы располагаем немногочисленными (2) но довольно разнообразными изобразительными источниками (3) рисунками иностранных путешественников (4) планами (5) отдельных городов и селений (6) которые составлялись при строительстве новых городов-крепостей (7) или при перестройке старых (8) а также для разбора самых сложных земельных тяжб.


3. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.


4. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Осень делала дали нежно-голубыми и глубокими (1) а небо чистым и кротким. Она убирала и берёзу в золотой убор. Берёза радовалась (2) и не замечала (3) как недолговечен этот убор (4) как листок за листком осыпается он (5) пока наконец не оставалась вся раздетая на золотистом ковре. Она (6) очарованная осенью (7) вся сияла.


5. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

 

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9)и реалии того времени.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку. День второй. Ответы и разборы.

 Задание 1. Пожалуй, самое простое из предложенных. Правильные ответы: 4,5.

В первом предложении грамматическая основа - поражала особенность, а не поражала наблюдателей, как в ответе. Во втором предложении может быть  - это вводное слово, а не грамматическая основа. В третьем предложении грамматическая основа - ученые считают, а не считают, как в ответе. Обратите внимание, что слово возможно в четвертом предложении является в данном случае сказуемым, а значит, грамматической основой, хотя в других случаях может выступать и в качестве вводного слова. В пятом предложении грамматическая основа - установлено, как и в ответе.

Задание 2. Правильные ответы: 1,2,4.

Выполняя это задание, нужно помнить о том, как находить грамматические основы и какие предложения называются односоставными и двусоставными. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными, а если главных членов предложения два,  то это двусоставные предложения. Односоставные предложения бывают определенно-личные, неопределенно-личные, безличные и назывные. Назывными являются предложения, в которых утверждается наличие предметов или явлений, в них один главный член- подлежащее.

Первое предложение действительно простое двусоставное, в нем одна грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого. Второе предложение сложное, в котором есть грамматическая основа можно утверждать. Третье предложение не является односоставным назывным, потому что в нем грамматическая основа - это речь, т.е. предложение простое двусоставное. Четвертое предложение сложное, в нем три грамматические основы. А вот пятое предложение хотя и является сложным, но в нем всего две грамматические основы.

Задание 3. Правильные ответы: 1,2,4.

Выполняя это задание, вспоминаем, что односоставными неопределенно-личными предложениями называются предложения, в которых деятель не назван отдельным словом и мыслится как неопределенное лицо. Сказуемое в таких предложениях имеет форму прошедшего времени множественного числа или форму 3 лица множественного числа. Вот и в первом предложении сказуемое противопоставляют. Слово диалог является не подлежащим, а дополнением. Это еще одна причина, почему нужно начинать поиск грамматической основы со сказуемого, а не с подлежащего. Во втором предложении действительно 4 грамматические основы: диалог-форма; он может длиться; монолог-форма, он длится. В  третьем предложении слово правда является вводным словом, а не грамматической основой. В четвертом предложении две части предложения осложнены вводными словами: во-первых, во-вторых. Пятое предложение является сложным предложением с подчинительной и бессоюзной связью, а не сложносочиненным.

Задание 4. Правильные ответы: 3,4,5. В этом задании нужно вспомнить, что обособленные обстоятельства чаще всего выражаются деепричастными оборотами.

Задание 5. Правильные ответы: 2,5. Здесь пришло время вспомнить, что такое односоставные определенно-личные предложения. Это предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо: говорящий или его собеседники. Сказуемое в них может быть выражено формами 1 или 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения и 2 лица повелительного наклонения.

Первое предложение осложнено однородными членами предложения, соединенными сочинительным союзом не только... но и . В целом предложение не сложносочиненное. Второе предложение в целом сложное с бессоюзной и подчинительной связью. Подчинительная связь появляется в придаточном предложении с союзом если, это первое предложение, затем идет второе предложение со сказуемым выслушай, третье предложение со сказуемым - не перебивай, связь бессоюзная, затем четвертое предложение, которое  также соединяется  с помощью интонации, без союзов. Третье предложение - сложное, о чем свидетельствует ярко союзное слово который. Четвертое предложение простое, но оно является распространенным, так как есть второстепенные члены предложения и даже однородные члены предложения. Пятое предложение легко принять за простое предложение с однородными сказуемыми, но здесь предложения односоставные определенно-личные, которые составляют сложное бессоюзное  предложение. Кстати, в самом задании есть подсказка " в сложном предложении 5..."

Как справились? Поделитесь впечатлениями!

среда, 22 марта 2023 г.

ОГЭ.Литература-2

Прежде, чем перейти к заданию второго дня, хочу предложить шаблон ответа на вопросы задания 1.1. Придумала не я, нашла на просторах интернета. Большой его плюс в том, что он помогает структурировать ответ на вопрос. Я вообще не любитель шаблонов, но иногда от них есть польза. Помните, что нужно следить за временем, на экзамене на написание такого типа заданий, должно уходить не более 25 минут.

Шаблон ответа на вопросы задания 1.1.

В приведенном фрагменте (фамилия автора) рассказывается о том, как ( указывается основное событие текста).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста). Читателю ясно, что( объясняем, что сделал этот герой), потому что (объясняем причину поступка).

Вот еще предложение: ( яркая цитата, которая поясняет действие второго героя, или второй поступок героя, если он один). Действительно, ( объясняем, что сделал этот герой), так как ( объясняем причину поступка).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь день второй.

Продолжаем работать по тексту, который был вчера. Находится он здесь.

Задание 2.1 или 2.2. ( выбираете один из вопросов). Необходимо дать прямой связный ответ из 3-5 предложений.

2.1.Выберите другой фрагмент романа с участием Грушницкого. Проанализируйте выбранный фрагмент и определите, какие черты характера Грушницкого в нём раскрываются.

2.2.Выберите другой фрагмент романа, в котором описано «водяное» общество. Проанализируйте выбранный фрагмент, выделяя признаки конфликта героя и толпы.


Готовимся к ОГЭ по русскому языку-2

Я продолжаю марафон по подготовке к ОГЭ по русскому языку. 

День второй. Сегодня выполняем задание 2. Синтаксический разбор.  Вам необходимо выполнить 5 заданий. Засеките, пожалуйста, время, которое ушло у вас на выполнение сегодняшнего задания, и напишите мне. Правильные ответы и разбор задания появятся вечером.
Для выполнения задания нужно уметь находить грамматическую основу предложения, знать типы односоставных предложений и "узнавать в лицо" вводные слова. 
1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
 1) натуралистов поражала (предложение 1)
 2) может быть (предложение 2)
 3) считают (предложение 3)
 4) возможно (предложение 4)
 5) установлено (предложение 5) 

 2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. 
 (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
 1) Предложение 1 простое двусоставное. 
 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать. 
 3) Предложение 3 односоставное назывное.
 4) Предложение 4 сложное.
 5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы. 

 3.Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. 

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. 
 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
 4) Две части предложения 4 осложнены вводным словом.
 5) Предложение 5 сложносочинённое. 

4. Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель. 
 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
 4) Предложение 4 простое. 
 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

5. Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.
 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
 1) Предложение 1 сложносочинённое. 
 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
 3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
 4) Предложение 4 простое нераспространённое.
 5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.