пятница, 19 января 2024 г.

Готовимся к итоговому собеседованию

 Итоговое собеседование всё ближе и ближе... 14 февраля, если кто не знает. И хотя кто-то считает, что к нему совсем не надо готовиться ( наверно, так говорит тот, у кого учатся только отличники), и хотя все сдадут ( но ученикам мы об этом не говорим), но в моем классе Ю  к итоговому собеседованию готовиться надо!

 Надо, потому что проблем хватает всяких:

  •  два человека читают очень медленно, практически по слогам, остальные и слова искажают, и числительные произносят неправильно, а имена собственные и слова, в которых стоит ударение, как будто специально читают неправильно;
  •  пересказывать текст хорошо умеют 3 человека, остальные даже если и запоминают, то логику исходного текста не соблюдают, вспоминают, что в голове осело, и для них не важно, есть ли связь между предложениями или нет;
  • монологическое высказывание обычно состоит из 3-5 предложений, коротких, с грамматическими и речевыми ошибками;
  • даже с диалогом проблемы: есть девочка, которая всегда, на любой вопрос отвечает одним или двумя словами, и это не "да" или "нет", можно понять,  что она суть поняла, но составить предложение - проблема!
Сказать, что у меня сложилась система работы, которая дает результат, нельзя. То, как я делала в других классах, здесь почему-то не работает или работает не со всеми. Но я для себя я буду записывать, что же я делала, что пробовала.

Еще в ноябре я знакомила учеников со структурой итогового собеседования, с демоверсией, настойчиво рекомендовала больше читать вслух, хотя бы когда готовятся к урокам, и больше пересказывать. В течение этих двух месяцев обращала на чтение и пересказ на уроках литературы: читали по очереди статьи в учебнике литературы, пересказывали небольшие фрагменты, примерно на 90-100 слов.

Понимая, что надо помочь в создании монологического высказывания, предложила шаблон описания фотографии, понимая, что он достаточно примитивный, но это многим помогает выстроить ответ и набрать 10 предложений, а то и больше.

Несмотря на запрет использования телефонов в образовательном процессе, пришлось из использовать как диктофоны. Раздала ученикам тексты из сборника подготовки к ИС, 2 минуты работали с текстом, затем читали его на диктофон, потом еще 2 минуты работы с текстом и возможность делать записи на черновиках и пересказ на диктофон. Потом раздала фотографии, разрешила пользоваться шпаргалкой, потому что почти никто не выучил шаблон и снова запись ответа на диктофон. Сообщения отправляли мне. Необычные условия в виде диктофона несколько эмоционально оживили моих Юшек, задание не вызвало отторжения, а результат они увидели сами - многим говорить было нечего.

Есть у меня еще несколько приемов, о них в следующий раз. Руки не опускаем!

четверг, 18 января 2024 г.

Как давно в моей жизни было что-то впервые? Что это было?

 И опять поразмышляю. Как вы относитесь к новому? Легко ли принимаете что-то новое или долго сопротивляетесь, поэтому ничего и не предпринимаете? Я к новому отношусь очень осторожно. Я долго размышляю перед тем, как сделать выбор, связанный с изменениями. Я так и не смогла решиться на коренную смену профессии, хотя возможности были. Я не смогла поменять место жительства, хотя об этом задумывалась. Глобальные перемены не для меня. Но я люблю новое в мелочах: новый сорт чая, новые конфеты, попробовать какое-то новое блюдо, прочитать книгу в новом жанре... Вот из-за моей нелюбви к новому уже давно в моей жизни не было ничего, что можно было бы назвать словом - впервые. Из зоны комфорта я стала выходить слишком редко, потому что в работе комфорта практически не осталось. Вот там много чего впервые: впервые организую работу филиала школы, впервые оказалась вовлеченной в местную политическую игру, причем против своей воли... Вот, вспомнила: впервые я без подготовки выступала перед достаточно большим количеством директоров области, представителями академии повышения и комитета образования области. Это было спонтанное выступление, мне предложили- я не отказалась! Мне это понравилось, но повторять не хочу.

А как бы вы ответили на этот вопрос?

среда, 17 января 2024 г.

Методические заметки

 За последний год в блоге появилась лишь одна моя заметка, связанная с моей учительской работой, а директорской вообще ни о одной. Решила понемногу для себя, для памяти писать и об этой стороне моей жизни тоже. Пусть будут "Методические заметки" - ЗаМЕДки

Начало третьей четверти, и пока еще есть силы и на уроки тоже. Стараюсь совместить подготовку к экзаменам с прохождением программы - это одна задача. Вторая задача - найти новые формы работы на уроке, которые сделали бы урок интереснее, привлекательнее, а значит, и мотивировали бы учеников. В решении этих задач часто обращаюсь к каналам, в основном, молодых коллег в Телеграме и иногда Вконтакте.

Четверг, 11 января. Русский язык. Первый урок в 3 четверти в 9 классе, том самом классе Ю, о котором я писала раньше. Сначала немного анализирую, как написали пробный экзамен. Если честно, то написали плохо, но другого я и не ожидала. задача максимум в этом классе- сдать на тройки, если не с первого, то со второго раза. Поэтому отрабатываем самые простые задания 7,9,10,11 из тестовой части и пишем сочинения и изложения, чтобы набрать баллы. Не забываем и про придаточные обстоятельственные, которые у нас по теме урока. В конце урока вспомнили о Международном дне спасибо. Домой получили карточки с заданиями по типу ОГЭ, который нашла в одном из телеграм-каналов.  

Вот эта карточка, еще раз говорю, что не моя.

 ( Минус урока - работу с придаточными предложениями надо было сделать более разнообразной).

Литература. Увы, приходится отрывать время от стихотворений Пушкина, чтобы готовить к устному собеседованию. Записали шпаргалку для описания фотографии, без шпаргалки больше 4 предложений сказать не получается. Затем посмотрели ролик из РЭШ, посвященный любовной лирике Пушкина, почитали стихи выразительно, получили задание выучить наизусть. Это домашнее задание для них понятно, кое-как они стихи выучат и расскажут. Такие уроки литературы для меня просто нож в сердце, но я бьюсь уже четвертый год, а результата, на который я рассчитываю, - нет.



вторник, 16 января 2024 г.

Еще один вебинар по рождественскому рассказу

 Продолжаю смотреть вебинары, посвященные рождественским рассказам. Смотрю понемногу, сразу выделить два часа не получается.. Что нового узнала? Узнала, что рождественский и святочный рассказ, оказывается, не одно и то же. Узнала, что в России рождественские рассказы, конечно, появились после Диккенса, но в полной мере канону, выработанному Диккенсом, не следовали. 

Интересным оказалось сопоставление сказки Г.Х.Андерсена "Ель" и сказки А.Куприна "Жизнь". Сказка Андерсена сама по себе хороша: есть о чем поговорить и с 5 классом, и с 10 классом. Порассуждать: в чем смысл жизни? А как стоит жить? Где брать силы на жизнь? Нужно ли жить ожиданиями?

В творчестве А.Куприна рождественские рассказы - это, конечно, "Чудесный доктор", "Тапер" и еще "Жизнь". Интересно сравнить с Андерсеном, и два мировоззрения, представленные в сказке, тоже сравнить интересно.

Открыла я для себя и такого автора, как Николай Вагнер. Оказывается, его называли "русским Андерсеном", но сейчас его творчество практически забыто. Самое известное его произведение - "Сказки кота Мурлыки". На вебинаре обращались к рассказу "Любка".

Но больше всего мне понравился рассказ Надежды Тэффи "Сосед". Какая  грустная гордость за русских в нем звучит: "Он никогда ни с кем не говорил о «Лерюссах», об этих странных и чудесных существах, которые пели, когда у них не было денег, угощали, когда нечего было есть, и завели клетку для канарейки, которой не было." Такой чудесный рассказ, что захотелось что-нибудь еще прочитать у Тэффи.

Святочные рассказы бывают разные, не всегда в них рассказывается о помощи бедным и обездоленным. Главное в произведениях о Рождестве Христове - это дух праздника: дух любви, объединяющий людей, даже из разных стран.

Интересно, что после революционных событий 1917 года традиция публикации рождественских рассказов утрачивается: одни культурные парадигмы сменяются другими, даже первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное русскому рождественскому рассказу, появляется только в 1995 году и принадлежит Е.В.Душечкиной. Я нашла эту книгу в сети, теперь планирую ее прочитать.

Отчет о самообразовании закончен!