воскресенье, 3 марта 2024 г.

А сегодня "Зеленая дверь"

 


Сегодня в марафоне "30 рассказов за 30 дней" рассказ О.Генри. Только увидела имя автора и обрадовалась. Наверное, нет таких, кто не любил бы новеллы этого американского писателя. И "Зеленая дверь" оправдала мои ожидания. Люблю про судьбу, про знаки судьбы и про людей, которые способны эти знаки увидеть и пойти по их следу, не думая о последствиях. Отзывается в унисон к этой новелле "Фаталист" из "Героя нашего времени". На контрасте звучит  рассказ вчерашний : героя Мураками можно смело назвать псевдоискателем приключений, который увидел знак судьбы, но не решился сделать шаг навстречу.  А Рудольф мне понравился, хотя я из породы того самого большинства и в жизни искатели приключений меня не привлекают. ( 13/100)

Как использовать в школе? (идеи, найденные на марафоне)

1.Сравнить с героем предыдущего рассказа. Тот оказался полной противоположностью герою О Генри, Рудольфу Штейнеру.  А не дам ли почитать два эти рассказа для сравнения?!

2. Использовать как сочинение в формате ЕГЭ.

Основные проблемы: 
→ К чему приводит жажда приключений? 
→ Какую роль в жизни человека играют случайности? 
→ Кого можно назвать истинным искателем приключений? 
→ Нужно ли помогать незнакомцам? 
→ Нужно ли сострадать незнакомым людям?

3.Чтобы показать творческую манеру автора, художественный метод, познакомить с новеллой, читать "Дары волхвов", "Дороги, которые мы выбираем", "Кактус". 

4.Стихотворение в тему.

Однажды к каждому из нас,  
Без выбора по сорту, масти - 
Вдруг постучится тихо в дверь 
Его единственное счастье.
Шагнет устало за порог,  
Мол, извини, я заблудилось. 
Минуя тысячи дорог - 
Я здесь, я рядом,  я случилось.  
Ты наливай горячий чай, 
Теперь уж горе - не беда.
Закроет за собою дверь,  
Оставшись рядом навсегда.
@Анна Рассказчикова

5. Параллель: Дмитрий Хар "П.Ш. #Новая жизнь... ".,"Зеленая лампа" А.Грина

6. Почему бы не взять этот рассказ и рассказ Грина «Каждый сам миллионер» и не устроить дебаты/упражнение Джеффа.

суббота, 2 марта 2024 г.

Участвую в марафоне: еще один знакомый автор


 Продолжаю читать рассказы в марафоне "30 рассказов за 30 дней". Сегодня - «О встрече со стопроцентной девушкой погожим апрельским утром», автор -  Харуки Мураками.

Харуки Мураками читала, но автор, видимо, не мой...

Рассказ прочитан. О чем размышляла? О невозможности встретиться с стопроцентно твоим человеком. О том, что принимать решения, когда они касаются чувств, лучше опираясь на интуицию. О том, что ничего не надо откладывать на потом, есть возможность - пробуй, действуй, даже если это выглядит смешно, обстоятельства жизни могут быть сильнее нас, и второго шанса может не быть.

И вроде бы легкий, весенний рассказ перестает быть таким. Всего лишь мимолетная встреча героя с девушкой, которая была бы на сто процентов для него, оказалась трагедией. Разве не трагедия- потерять своего человека?

Цитаты из рассказа:

«Все может быть», — стучало в сердце. 
"Мне всегда приходят голову мысли, которыми бывает трудно воспользоваться." 
орошо ли, когда мечты сбываются так просто?"

 По итогам обсуждения рассказа добавлю, что хотелось бы прочитать и посмотреть: Ли Мие "Магазин снов мистера Талергута", фильм "Интуиция", Б.Вербер "Империя ангелов", Ричард Матисон "Куда приводят мечты", 

Как использовать в школе?

Запараллелить  с изучаемым в школе: "Ася" И.С.Тургенева, "Гранатовый браслет" А.И.Куприна.
Прочитать и попросить написать письмо своему будущему человеку, которого они ищут ( 8 класс). 

( 12/100)


пятница, 1 марта 2024 г.

Участвую в марафоне


 Принимаю участие в марафоне по прочтению 30 рассказов за 30 дней. Нашла марафон случайно, но он оказался очень ко двору, потому что целью себе поставила на этот год прочитать 100 рассказов. По условиям марафона рассказ надо прочитать и хоть немного, но написать о нем. Решила дублировать свои записи сюда.

Первый рассказ - Энди Вейр "Яйцо". 

Энди Вейр - автор нашумевшего романа "Марсианин", по которому сняли фильм. Роман читала, и он мне даже понравился. А вот рассказ...

Прочитала рассказ еще утром и целый день мысленно возвращалась к нему. Не могу однозначно определить свое отношение. Зацепили рассуждения о душе, о том, что "каждый раз, причиняя кому-то боль, ты причинял боль самому себе. Каждый раз, делая кому-то добро, ты делал добро себе." Это для меня бесспорно.   Вспомнила Г.Р.Державина и его оду "Бог" : "А я перед тобой ничто. Ничто! - но ты во мне сияешь..." Но в целом вопросов у меня осталось много: почему рассказ назван "Яйцо"? неужели человек настолько одинок? один всегда и везде?... Мне стало страшно, грустно и одиноко. Рассказ совсем не весенний... 11/100

вторник, 23 января 2024 г.

Произведения Аркадия Гайдара: устарели или нет?

 Аркадий Гайдар- это, конечно, имя из детства.  22 января отмечалось 120 лет со дня рождения, и, как ни странно, об этом вспомнили не только школьные библиотекари. Решила и я почитать произведения Аркадия Гайдара. Выбрала небольшой рассказ "Чук и Гек", чтобы потом посмотреть еще и фильм современный. Сразу скажу про фильм - посмотрела первые 15 минут. Дальше не смогла: для меня это пародия какая-то. А "Чук и Гек" показался мне, уже умудренной опытом, неплохим произведением для начальной школы, в котором  есть главное - вера в доброту и помощь людей. Ведь помогают мальчикам и их маме все, кого они встречают на своем пути. И пусть это похоже на сказку, в которой есть место дальней дороге, приключениям, встречам с родными и близкими людьми, а закончится обязательно хорошо, но в детстве нужны такие книги, иначе откуда возьмется вера в людей? Но выяснилось, что раньше, до перехода на ФОП, произведения А.Гайдара были в школьной программе начальных классов, пусть единичные произведения, пусть не во всех классам, а теперь нет вообще. В основной школе, в 5-9 классах, Гайдара не изучают уже давно. И это очень грустно! Я нашла статью 2019 года профессора Нижегородского педагогического университета М.П.Шустова, которая заканчивается предложением вновь ввести в школьную программу произведения Аркадия Гайдара, "если мы хотим сохранить свою национальную идентичность". И по сути я с ним согласна. 

Потом случайно нашла книгу "Гайдар в школе", изданную в 1978 году, и решила посмотреть, как предлагали изучать "Военную тайну" в советской школе. Напомню, что в школьной программе тогда были "Тимур и его команда" и "Школа". Другие произведения изучались в рамках внеклассного чтения.

Изучила я методичку. О чем предлагают поразмышлять с учениками? Это ученики тогдашнего 5, нынешнего 6-7 класса.

О том, когда происходит действие повести. Это нужно было делать тогда, в 1978 году, нужно делать и сейчас, и это хороший повод рассказать о жизни в Советском Союзе: только недавно закончилась гражданская война, но новое государство вынуждено защищаться, поэтому особое место занимают военные. А еще создают место отдыха для ребят со всей страны, знаменитый лагерь "Артек".

О том, почему повесть так называется. И это тоже нужно сделать, и это понятно и сегодняшним детям: армия без поддержки народа - слабая армия. И "Сказка о Мальчише-Кибальчише..." тоже не потеряла своей актуальности.

О главных героях повести: О Мальчише-Кибальчише, об Альке, о Владике Дашевском. Характеры героев, конечно, идеализированы, но в целом понятны. И разговор о них дает возможность рассмотреть ситуации, с которыми сталкивался каждый из детей: нужно ли идти на помощь стране, нужно ли заботиться о других, нужно ли выполнять требования, кто поступил правильно Владик или Иоська...

Мне понравились и методические приемы, которые предлагают использовать на уроке: обращение к иллюстрациям, рассматривание рисунков, сделанных по повести самими ребятами, беседа, инсценирование... Эх, жалко, что нет у меня учеников соответствующего возраста!

А еще я захотела узнать про Гайдара, его биографию. И вот здесь меня ждал сюрприз: в биографии Гайдара столько белых пятен, столько противоречивой информации, что сойтись можно только в общей канве. И если в начале 2000-х его имя старательно очерняли, то теперь появляются выступления, в которых вновь ищут светлое и доброе в его произведениях и вновь перекраивают его биографию.


 Устарели произведения Гайдара? Нет! Но к большому читателю путь им помогут найти только заинтересованные в этом учителя, библиотекари, бабушки и дедушки.