воскресенье, 31 марта 2024 г.

Коротко

 Напряженная рабочая неделя не позволила мне дописать впечатления от последних четырех рассказов в рамках марафона по прочтению рассказов. Поэтому сегодня совсем коротко. 

Эмиль Золя "Жертва рекламы" (33/100). Рассказ чрезвычайно актуальный, несмотря на то, что написан в середине 19 века. Когда-то, в начале 2000 годов, один из высоких чинов из министерства просвещения заявлял, что задача образования - воспитать квалифицированного потребителя. Такого идеального потребителя и показывает Золя в образе Ландри. Отсутствие всякого критического мышления привело к тому, что Ландри стал верить рекламе, что и способствует его  смерти. Как много сейчас вокруг тех, кто также верит рекламе, верит красивым картинкам о том, что "ты этого достойна", и попадает в зависимость от кредитов. Этот рассказ надо читать в школе, обсуждать и дискутировать...

Фредерик Браун "Вне игры" ( 34/100) Порабощенный страхом смерти и желанием продлить жизнь, ученый создает защиту от ядерного поля. Услышав о запуске атомной бомбы, он включает эту защиту и проводит 30 лет в одиночестве и раздумьях о том, что же случилось на Земле. Набравшись смелости, он выходит из своего купола и узнает, что на Земле не случилось ядерной катастрофы, все живут в новой реальности: без войн и правительств, имеют возможность стать моложе... Герой понимает цену своего выбора и снова готов бежать и прятаться. "Вне игры" - жизненная позиция, так схожая с "Премудрым пискарем" Салтыкова-Щедрина. Интересно было бы в 10 классе это прочитать: увидят ли ученики эту параллель?

Джеймс Хедли Чейз "Яблочное бренди" (35/100). Как не понравился мне Чейз в конце 90-х, когда им все увлекались, так и сейчас - не мое. Хотя вроде и сюжет интересный, но я не приемлю такого в литературе. И даже рассуждать не очень хочется об этом рассказе. По-моему, зло наказано, и это главное.

Денис Куприянов "Добро, зло и паладин". (36/100) Рассказ точно не для детской и подростковой аудитории.  Как белое сделать черным, а черное- белым - об этом рассказ. Я не поняла замысла автора: это восхищение или разоблачение? Если точки над i не расставлены, то как это воспринимать? Хотя нельзя не признать в чем-то правоту автора...

воскресенье, 24 марта 2024 г.

Что такое счастье?

 

Луиджи Пиранделло "Черепаха" (32/100) - очередной глубокий и неоднозначный рассказ в марафоне "30 рассказов за 30 дней" Немного об авторе. Луиджи Пиранделло- итальянский писатель и драматург, лауреат Нобелевской премии 1934 года. Родился в 1867 году, умер в 1936 году. Мастер короткого рассказа.

 Рассказ "Черепаха" достаточно известный, к нему часто обращаются школьный учителя, но я прочитала его впервые. Мне рассказ показался очень и очень грустным. Некий мистер Мишкоу получает в подарок от друга, верящего в то, что черепахи приносят счастье, черепаху. Сам Мишкоу назван особой впечатлительной. С одной стороны, ему безразлично, что на улице на него смотрят прохожие, с другой, он до дрожи боится, что черепаха выпустит ему на руку свои лапы... Но чем больше знакомишься с Мишкоу, тем большей симпатией к нему проникаешься: он осторожен с черепахой, он ее не может выбросить, оставить одну, без присмотра на улице, он склонен замечать красоту окружающего мира, склонен задумываться над вопросами философскими, например, о сочетании тела и души... В конце концов он понимает, что одинок в своей семье, где жена  - "красивая фарфоровая статуэтка", а дети высохшие на корню. Он действительно напоминает шукшинских чудиков. Только мир Шукшина светлее...

Меня особенно поразил контраст между отцом и детьми, и вообще то. как изображены дети в рассказе. У них тяжелый-тяжелый взгляд свинцовых глаз, старческие глаза, они рождаются столетними, как черепахи... Мотив старости детей, их жестокости, старения еще до появления на свет повторяется неоднократно. Дети уже устали жить - они не радуются появлению черепахи, а обращаются с ней действительно как с камнем.  Что ждет мир, если дети такие?

Линия гибельности мира продолжена тем, что Мишкоу пытается найти комфортное для черепахи место, но магазин закрыт, полицейский не разрешает оставить черепаху на клумбе... Живому существу, безобидному и практически не доставляющему хлопот, нет места в этом городском мире комфорта.

Но необходимость выбора между женой и черепахой становится поворотным моментом для Мишкоу. Он осознает, что все это время брака, все 9 лет он не жил, а мучался. И он возвращается с черепахой домой, а жена уходит из дома, видимо, забрав и детей. Финал символичен и трагичен: Мишкоу радуется, хлопая в ладоши, наблюдая за ползущей черепахой в одиночестве и повторяет: "А счастье вот оно, счастье-то." Наверно, для героя, освободивщегося от тяжкого груза  семейной жизни, настало счастье. Но разве это счастье?

Идеи других участников марафона:

1.Лет 15 назад читали этот рассказ на уроке. Идеальный пример для ответа на вопрос: "Что такое счастье?"

2.Какой страшный рассказ, несмотря на обретенное в конце счастье! 
Черепаха - барометр человеческих отношений. 
Что мы видим в этой филигранной новелле:
-отношение к реальной действительности,
-занимаемое природой в нашей жизни место,
-понятие истинной свободы,
-смысл человеческого существования,
-отношение к миру денег,
-проблемы современного восПИТАНИЯ...
Чем "напитаны" дети семьи? Кем все это в них вложено, взлелеяно?
Почему события происходят в Нью-Йорке? Да потому что уже тогда Пиранделло для себя определил, что этот город - бизнес-центр планеты Земля, а США - страна образцового благополучия. Что автор этим сказал? Перед нами город сумасшествия... Колосс на глиняных  ногах! Кому это все чуждо? Герою и черепахе, поэтому теперь они "счастливы вместе". 
Кто победит в схватке "природа-человек"? Неясно. Хотя понятна гуманная позиция автора. 
Я в восторге от аллегорических приемов в рассказе. Герой стремится развить в детях ответственность, интерес, заботу, но это все разбивается о скалы их детского равнодушия...
А этот вояж по городу? Некуда пристроить черепаху!!! Некому!!! Ужас! 
"Черепаха" - приговор системе воспитания!!! 
Какое же это счастье - быть самим собой!!!
Если кто урок будет проводить (можно в 6-7), найдите урок по критическому мышлению Побережной Ольги Ефимовны "Технология развития критического мышления" - там отлично предложено чтение с остановками (нашла его летом, буду в этом году брать с 6 для проведения идею)

суббота, 23 марта 2024 г.

А вы верите снам?

 Ирвин Шоу "Век здравомыслия" (31/100). Странный рассказ. Рой, инженер, считающий себя здравомыслящим человеком, не верящий в приметы и гадания, в судьбу и предопределенность будущего, видит сон с четко указанной датой - 14 мая. Почему-то он запоминает эту дату, то ли потому, что она для него ничего не значила, то ли потому, что сон показался ему кошмарным. Рой боится летать на самолетах, всегда испытывает тревогу, когда летит, а летать ему приходится много и часто. У Роя не совсем простые отношения с женой - она его ревнует и считает, что он достаточно ветренный человек. И Элис выбирает именно 14 мая для того, чтобы прилететь к нему вместе с дочерью. Рою переубедить жену не удается - он не может объяснить ей, почему ей нельзя лететь 14 мая. Но он не оставляет попыток и буквально перед вылетом звонит в аэропорт и узнает, что самолет уже взлетел. Финал не то, что открытый, а оборванный...

О чем же предлагает поразмышлять автор? Сложно сказать. О доверии друг другу? Ведь если бы Рой все рассказал Элис, может быть, она бы изменила свое решение... А может, и не изменила, ведь сон - это нечто эфемерное, а вера Элис в то, что муж хочет развлекаться с другими женщинами очень сильна. Рассказ называется "Век здравомыслия". И это еще одна загадка рассказа: если воспринимать это название прямо, то выходит, что не стоит Рою терзаться, нужно здраво воспринимать всё случившееся, сон-это только сон... А вдруг в названии ирония? Мол, все стали разумными, не обращают внимания на знаки, не верят в судьбу, а она есть... В итоге, это всё же о невозможности человеку планировать завтрашний день, поэтому и финал открытый

Это второй рассказ Ирвина Шоу в этом марафоне. О первом можно прочитать здесь.

"Я тебя искал, искал" Ирвин Шоу

пятница, 22 марта 2024 г.

Тонкий юмор Моэма

Легкий, юмористический рассказ с "бродячим" сюжетом. Сомерсет Моэм "Завтрак " ( 30/100)  

Написан вкусно, вкусно по слогу и стилю, вкусно, потому что о французском завтраке с описанием множества блюд, съеденных героиней рассказа. Захотелось все же прочитать Моэма, книга лежит уже третий месяц, может, когда-нибудь прочитаю. Совсем недавно читала, по-моему, рассказ Аверченко с таким же сюжетом, но главный герой был действительно скряга и в итоге всё же не выдержал такого разорения от гостя, начал кричать, пришел в бешенство. Насколько же тоньше и изящнее рассказ Моэма!

Цитирую понравившиеся высказывания коллег: Рассказу в этом году 100 лет - недавно брала его - проводила для молодых специалистов по функциональной грамотности урок. Взяла к нему "Аристократку" Зощенко. Было здорово, даже фрагмент разыграли "Чувство легкого недоедания")))Забавный остроумный юмор всегда в сердце попадает. Но такова плата за желание послушать  о себе)))Герои наши антиподы. Этика и бестактность. А главная наука - научиться говорить "нет!"И, конечно, фееричный финал!!! Отмщен!!! P.S.: Как Суворов говорил? "Завтрак съешь сам!..." и я перевела 300 фунтов в кг... это 136 кг 👏👏👏 Отмщен!!!