четверг, 24 января 2013 г.

Домашнее задание к уроку в 11 классе о Барклае-де-Толли



(1) Когда размышляешь о судьбах великих людей, то поневоле начинаешь испытывать какое-то смешанное чувство. (2) С одной стороны, поражаешься грандиозным открытиям, гениальным прозрениям, непреклонной воле, непоколебимой верности своему призванию. (3) Начинаешь думать о чудесном вмешательстве каких-то сверхъестественных сил, одаривших избранного глубоким умом, необыкновенным трудолюбием, неугасимой страстью и необычайной проницательностью.
(4) Но, с другой стороны, испытываешь щемящую сердце боль, оттого что многие великие люди беспрестанно терпели невзгоды, томились в одиночестве, лишенные сочувствия и поддержки, жестоко упрекаемые теми, кому они искренне служили.
(5) 12 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (6) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (7) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (8) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (9) Решил отступать, несмотря на то, что этому противилась его честь, несмотря на то, что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
(10) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений! (11) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству. (12) Полководец терпел. (13) «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – твердил он и упрямо, не обращая внимания на возмущенный ропот, постепенно переросший в общее негодование, отступал.
(14) Маршалы Наполеона первыми почувствовали опасность: французские полки таяли в безбрежных русских просторах, ведь нужно было оставлять гарнизоны в захваченных городах, охранять дороги; силы дробились, армия растягивалась. (15) А русские, не воюя, не теряя своих солдат, планомерно отступая, накапливали силы для решающего сражения.
(16) К Москве подошла только половина французской армии. (17) Наконец-то наступил миг решающей битвы! (18) Но триумфу Барклая не суждено было наступить: пришел приказ о его отставке. (19) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения.
(20) ...Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (21) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (22) Послышались оскорбительные угрозы. (23) Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
(24) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (25) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится идти в одиночку. (26) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (27) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.
(По В.Лаптеву*)

"Князь Серебряный" в искусстве

И все-таки эту книгу стоит прочитать! Роман А.К.Толстого "Князь Серебряный" достоит того, чтобы быть прочитанным современными подростками. Ведь в нем есть все: и страшные и кровавые страницы прошлого нашей Родины, и занимательный сюжет, и любовная история, и герои, такие разные и такие похожие на нас. Но, к сожалению, не все захотят прочитать этот роман. А ведь он нашем достойное продолжение и в изобразительном искусстве. Вот здесь вы можете посмотреть работы разных художников, иллюстрировавших этот роман.
А еще есть фильм "Князь Серебряный", снятый в 1990 году. Сама я его еще не видела. Может, посмотрим, чтобы обсудить?

среда, 16 января 2013 г.

Еще один мультфильм

Мои хорошие семиклассники! 
Уже не первый раз мы сравниваем литературное произведение и его экранизацию. Предлагаю посмотреть мультфильм  по произведению М.Е.Салтыкова-Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил".
Смотрите внимательно, готовьтесь к обсуждению.

Для 11 класса (текст для сочинения)



(1) В последние годы я не раз писал, что через посредство говорящего ящика происходит массовая дебилизация населения. (2) А недавно приблизительно то же самое на заседании правительства заявил министр обороны Сергей Иванов. (3) Говорят, он даже предложил удалить с экрана убогую программу «Аншлаг». (4) На что другой министр, демократичный Герман Греф, якобы возразил, что не министерское это дело – запрещать телепрограммы, что кому-то может не нравиться футбол – но не отменять же из-за этого репортажи.
(5) Я против оздоровления ТВ административным путем. (6) Слишком хорошо знаю, чем кончаются благие порывы начальства: в процессе борьбы с дебилизацией уберут с экрана Познера и Сорокину, а «Аншлаг» останется.
(7) Однако что же всё-таки делать с телевидением? (8) И – почему оно так заметно деградирует?
(9) Самое забавное, что оно абсолютно никому не нравится, включая самих телевизионщиков, – и тем не менее работает так, как работает. (10) Если это можно назвать работой.
(11) Влияние ящика на народ у нас не слишком исследовано. (12) В Европе и США этим занимаются давно. (13) И прежде всего очень тревожатся за детей. (14) Например, в Швеции выросло уже два или три глухонемых поколения. (15) С ушами у этих славных ребят все в порядке, и слова знают, какие надо. (16) Но общаться практически не способны: телевизор с детства приучал их только слушать. (17) И с мышлением слабовато: привыкли, что за них думает ящик. (18) А ящик во имя рейтинга излагает свои выводы из происходящего на планете в предельно доступной форме, на уровне «хорошо» – «плохо». (19) Без оттенков. (20) Впрочем, в странах развитой демократии у агрессивной дебилизации есть противовес: у разных каналов разные хозяева, разные политические пристрастия и, соответственно, разные точки зрения. (21) Что бы там ни было, у западного телезрителя все же есть выбор. (22) А выбирать – уже интеллектуальный процесс, худо-бедно развивающий мозги.
(23) Мне кажется, основная беда в том, что пока ни общество, ни власть не определились с основным вопросом: чем должно быть в нашей жизни телевидение? (24) В чем его роль? (25) Информировать? (26) Конечно. (27) Забавлять? (28) допустим. (29) И это всё? (30) Или – что-то ещё?
(31) Наверное, всё-таки что-то ещё.
(По Л.Жуковицкому)

Смотрим мультфильм



Шестиклассники мои любимые! Вот и пришло время необычного домашнего задания: посмотреть мультфильм, снятый по сказу Николая Семеновича Лескова. Смотрите внимательно, готовьтесь к обсуждению. Замечайте разницу в сказе и мультфильме, обратите внимание на информацию о создателях  мультфильма, на особенности его построения.
В общем, приятного просмотра!

вторник, 8 января 2013 г.

Домашнее задание для 11 класса



Текст для домашнего сочинения в формате ЕГЭ.

Щемит сердце, хоть кричи... Сева – наш сын, единственный сын в благополучной семье. Я держу в руках фотографию, которую сделал несколько лет назад на нашей даче: там ему двенадцать, у него светлые волосы, аккуратная челка, открытый, ясный взгляд. Милый, ласковый, домашний мальчик, послушный, почти отличник. Нам было так хорошо вместе в то лето!
Но для подростка наступает такое время, когда каждая семья начинает казаться ему неблагополучной. Каждая, даже самая идеальная! В ее рамках становится тесно, внешний мир манит к себе, опека матери и отца угнетает, хочется свободы и самостоятельности. Становление человека неизбежно создает этот неисключительный кризис, у одних он проходит незаметно, у других перерастает в трагедию. Сева стал чаще пропадать из дома...
Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься, сразу утратил ухоженный, домашний вид. В какой-то женской кофте с бубенчиками, в потертых, с бахромой внизу джинсах, с неопрятными жиденькими косицами, падающими на плечи, – странная, однако, забота о собственной внешности: стараться не нравиться другим, походить на огородное пугало. Наш сын...
Вряд ли он ждал, что мы станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, стал повышенно раздражительным. Теперь любая мелочь выводила его из себя: неодобрительный взгляд, горькая ухмылка на моем лице, просьба матери вынести мусорное ведро – все воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы для него вырастали в мучительнейшие проблемы – праздновать или не праздновать дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у матери денег на покупку новой пластинки?
Сакраментальный конфликт отцов и детей родился не вчера. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Эти слова произнес Гесиод еще в VII веке до нашей эры. Но отцам последующих поколений от столь древнего признания легче не становилось.
(По В.Тендрякову)

понедельник, 7 января 2013 г.

С Рождеством!

Поздравляю всех со светлым праздником Рождества Христова!




То и празднуют нынче везде,
что Его приближенье, сдвигая
все столы. Не потребность в звезде
пусть еще, но уж воля благая
в человеках видна издали,
и костры пастухи разожгли.

Валит снег; не дымят, но трубят
трубы кровель. Все лица, как пятна.
Ирод пьет. Бабы прячут ребят.
Кто грядет - никому непонятно:
мы не знаем примет, и сердца
могут вдруг не признать пришлеца.

Но, когда на дверном сквозняке
из тумана ночного густого
возникает фигура в платке,
и Младенца, и Духа Святого
ощущаешь в себе без стыда;
смотришь в небо и видишь - звезда.

И.Бродский

вторник, 1 января 2013 г.

С Новым годом!

Всех читателей моего блога и всех, случайно заглянувших сюда, от всей души поздравляю с Новым годом!
С Новым Годом поздравляю
И желаю в этот год,
Каждый день чтоб был
Счастливый, без печалей и хлопот!
Чтобы счастьем вы искрились,
В доме поселился смех,
Чтоб в друзья к вам напросились
Деньги, радость и успех!
Чтоб в любви весь год купались,
Вам на радость, всем назло,
Чтобы целый год и в жизни —
Вам всегда во всем везло!

воскресенье, 18 ноября 2012 г.

О школьных олимпиадах и не только...

Вот и закончилась весьма напряженная неделя школьных олимпиад в нашей школе. Да, в этом году мы проводили их с опозданием и большой нагрузкой на ребят. В начале месяца во время каникул стало известно, что изменилось положение о проведении школьного и муниципального этапа олимпиад. Теперь задания для школьного этапа олимпиады составляется на уровне района, а не школы. Задания для муниципального этапа присылают из области, соответственно победители районного этапа принимают участие в областной олимпиаде. Теперь нет зонального этапа олимпиады, который проводился среди нескольких районов. Всё это наводит на очень грустные мысли о том, что  сельских школьников лишают последних возможностей показать себя. К сожалению, возить на районную олимпиаду каждый день в течение 3 недель по 5-6 человек слишком разорительно для школы. Некоторые школы от района находятся в 70 км. Раньше олимпиады проводили в 2 - 3 дня, и школы всё-таки привозили ребят. А теперь? Да и в область поехать, при условии, что ученик стал победителем районной олимпиады, тоже ведь проблематично. Всё чаще все финансовые расходы ложатся на учителя и его ученика. А все хорошо понимают, что шансов у сельского школьника стать победителем, увы, почти нет. Значит, и возить незачем... Грустно, господа!
И всё это в условиях катастрофического падения интереса у наших школьников к олимпиадам. Может, это в нашей школе только такие? Именно поэтому хочу сказать спасибо моим замечательным ученицам, которые показали хороший результат на школьной олимпиаде по русскому языку и литературе, несмотря ни на что выдержали неимоверные нагрузки: Виктории С., Ксении К., Бескровной Ю., Чуприковой А. и остальным.

воскресенье, 28 октября 2012 г.

Спасибо за Кубок признания!

Огромное спасибо Валентине Викторовне Саблиной за высокую награду моего труда! Она прислал мне Кубок  "Признание". По правилам я тоже должна назвать блоги, которые можно удостоить такого кубка. К моему огорчению, почти все блоги, которые я постоянно читаю, уже названы. Но я хочу передать Кубок признания следующим блогам:
1.Тетяна Кущук -  Спокушаючи книгою
2. Ассоциация участников конкурса "Учитель года города Краснодара"
3. ОСА - блог учителя начальных классов
4. Светлана - "И пальцы просятся к перу.."
5. Не могу не назвать блог "Оно вам надо!", хотя автор блога и заметила, что она в эти игры не играет, но блог замечательный!

Спасибо всем блогерам, которые не только замечательные педагоги, но и интересные собеседники!

Новые книги для подростков: Эдуард Веркин

Мои постоянные усилия по поводу возрождения интереса к книге привели меня к такому открытию: чтобы дети читали, надо, что бы они знали, что можно прочитать. Вроде и не Америку открыла, но в сравнении с моим детством школьники стали менее информированными в области чтения, поэтому им необходимо постоянно рассказывать об интерсных книгах. А тут и автор подходящий нашёлся. Еще весной я рассказывала о результатах литературного конкурса "Книгуру", в котором первое место занял Эдуард Веркин.
 Начала читать его повесть "Облачный полк", но времени как-то было в обрез, разные дела, так и осталась книга непрочитанной. А тут в нашем скудном книжном магазинчике случайно наткнулась на книгу Эдуарда Веркнина, выпущенную в 2011 году в издательстве "Эксмо" под общим названием "Лучшие приключения для мальчиков". В книгу вошли три повести: 1. "Пчела-убийца". Гонки на мотоциклах; 2. "Т-34".Памятник forever. 3. В школе юных скаутов. Поиски клада. В этих повестях Генка, Витька и Жмуркин, подростки лет 16, попадают в разные ситуации, которые сначала продиктованы вроде меркантильными интересами, но потом оказывается, что это для них все-таки не главное. Интересные повести о хороших, умных, любознательных подростках, которые могут и помечтать, и посочувствовать, и делом помочь. Если наши дети будут таким, то всё не так уж плохо в датском королевстве.

 Немного об авторе:
Эдуард Веркин родился в 1975 году в г. Воркуте. Учился в  Сыктывкарском государственном университете. После завершения учебы в 1998-1999 гг. работал в одном из вузов Воркуты преподавателем дисциплин обществоведческого цикла. Именно в это время Эдуард Веркин начинает заниматься литературой. Он учится на Высших литературных курсах при Литинституте им. А.М. Горького.  Сегодня Веркин — автор рассказов, повестей, книжек для детей, член Союза писателей России. С 2004 года книги Эдуарда Веркина издаются в издательстве «Эксмо» В своих книгах Эдуард Веркин пишет о том, что волнует ребят, а еще о школе и современных проблемах.   Произведения Эдуарда Веркина трижды удостаивались Национальной детской литературной премии "Заветная мечта".

Книги этого автора однозначно буду рекомендовать прочитать своим ученикам!

О паронимах на ЕГЭ

"Паронимы - это разные по значению слова, близкие по произношению, лексико-грамматической принадлежности и по родству корней, сходность в звучании которых приводит к  смешению их в речи." Такое определение паронимов дано в "Словаре паронимов русского языка" Вишняковой О.В. Из него можно узнать значения паронимов, которые встречаются в задании А2 на ЕГЭ по русскому языку. Но так как мои ученики особой любознательностью не отличаются, то именно для них в первую очередь раскрою значения паронимов, которые употреблены в книге Л.И.Пучковой "Русский язык. ЕГЭ 2013". Кстати сказать, не самое лучшее пособие для подготовки к ЕГЭ...
Скрытный - не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный. Синоним: замкнутый. Например, скрытные люди, скрытный человек, скрытная особа.
Скрытый - тайный, не обнаруживающийся явно. Скрытый смысл, скрытая вражда, скрытый намек и др.
Зрительный - 1. Относящийся к зрению. 2. Предназначенный для зрителей. 3. такой, с помощью которого рассматривают что-либо. Зрительный нерв; зрительный зал; зрительная труба.
Зрительский - Относящийся к зрителю, свойственный ему. Зрительские места, зрительские впечатления.
Артистический - относящийся к артисту, предназначенный для артиста, свойственный артисту. Синоним: актёрский. Артистическая среда, артистический темперамент.
Артистичный - отличающийся артистизмом, художественным вкусом.Синоним: искусный, виртуозный. Артистичный жест, артистичная натура, артистичное исполнение.
Кроме того следует знать значение слов:
шокировать - кого-что (·франц. chocquer, ·букв. ударять, толкать) (·книж. ). Приводить в смущение компрометирующим поведением, несоблюдением общепринятых форм приличия. Их шокировал мой неряшливый вид.
симпатизировать - 1. кому-чему. Испытывать чувство симпатии к кому-чему-нибудь. Симпатизировать новому знакомому. | Одобрять что-нибудь, сочувствовать чему-нибудь (·книж. ). Симпатизировать прогрессивному общественному движению.
2. с кем-чем. Быть в соответствии, совпадать.

О других паронимах поговорим в следующий раз.

воскресенье, 21 октября 2012 г.

Мои любимые передачи

На телеканале "Культура", который я смотрю постоянно, идут замечательные передачи. Например,"Послушайте!", "Вслух", "Романтика романса". К сожалению, не всегда получается смотреть каждую передачу. Но вот уже две субботы подряд я поднимаю себе настроение прекрасными стихами и музыкой. Посмотрела вечер Игоря Скляра в Московском международном Доме музыки и насладилась стихами Пушкина, Георгия Иванова, песнями Владимира Высоцкого. Хорошо, что есть хоть где-то островок настоящей культуры. С интересом смотрела передачу "Вслух", в которой участвовал Евгений Рейн и молодые поэтессы, особенно заинтересовали рассуждения о графоманстве и плохих стихах. А "Романтику романса" я смотрю почти постоянно - очень люблю этот музыкальный жанр. То, что не успеваю смотреть по телевизору, смотрю позже по Интернету. Так и расширяем свой кругозор!