суббота, 25 марта 2023 г.

ОГЭ. Литература-4

 Продолжаем готовиться к ОГЭ по литературе. Сегодня вначале поговорим о заданиях 2.1. и 2.2. для выполнения этого задания нужно хорошо ориентироваться как в тексте предложенного произведения, фрагмент которого дан для выполнения задания 1.1. или 1.2., так и в целом в творчестве писателя. И хотя эти задания относят к базовому уровню, но всё же они, пожалуй, повышенного уровня. 

Обращаю внимание на то, что обязательно должен быть текст произведения на экзамене. Если его нет, требуйте! Это право экзаменующегося, это отличает экзамен в 9 классе по литературе от экзамена в 11 классе. 

Хотя эти задания оцениваются одинаково: одинаковы критерии оценивания, и количество баллов тоже, но все же, на мой взгляд, задание 2.2. обычно сложнее, чем 2.1. Поэтому прежде чем делать выбор задания, очень внимательно прочитайте вопрос, поймите суть вопроса и подумайте, помните ли вы фрагмент ( сцену, эпизод, главу) в произведении. которые подходили бы к этому вопросу. Когда даете ответ на вопрос, не пересказывайте эпизод, но сошлитесь на него ( укажите главу, ее название или назовите, о чем этот эпизод буквально в нескольких словах). Отвечайте на вопрос, комментируйте диалоги, монологи, детали и др. 

Шаблон ответа на вопрос 2.1. или 2.2.

В произведении (название, фамилия автора) рассказывается о том, как ( указывается основное событие текста).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста). Читателю ясно, что( объясняем, что сделал этот герой), потому что (объясняем причину поступка).

Вот еще предложение: ( яркая цитата, которая поясняет действие второго героя, или второй поступок героя, если он один). Действительно, ( объясняем, что сделал этот герой), так как ( объясняем причину поступка).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь давайте сравним вопросы 2.1. и 2.2. , с которыми вы уже работали.

2.1.Выберите другой фрагмент романа с участием Грушницкого. Проанализируйте выбранный фрагмент и определите, какие черты характера Грушницкого в нём раскрываются.

2.2.Выберите другой фрагмент романа, в котором описано «водяное» общество. Проанализируйте выбранный фрагмент, выделяя признаки конфликта героя и толпы.

В вопросе 2.1. можно использовать любой эпизод из романа "Герой нашего времени", в котором участвует Печорин. Это может быть и сцена объяснения с Мэри, и сцена дуэли, и встреча с Максим Максимычем - всё, что угодно! Важно определить, какая черта характера Печорина в нем отразилась и подтвердить это примером из выбранного эпизода.
В вопросе 2.2. выбор эпизодов намного меньше. Кроме того, нужно хорошо разбираться в том, кого автор относит к "водяному" обществу. Выбрав нужный эпизод, необходимо проанализировать его, указав на признаки конфликта героя и толпы. Согласитесь, что это сложнее, чем в задании 2.1.

А теперь задание четвертого дня. К сожалению, вчерашний день у меня из марафона выпал.
Задание к тексту дня 3. Он находится здесь.

2.1. Выберите другой фрагмент романа, в котором ярко проявляется характер Печорина. Проанализируйте выбранный фрагмент, выявляя черты личности героя.
2.2. В приведённом фрагменте проявляется психологическая глубина лермонтовского романа. Выберите другой фрагмент романа и покажите, как монолог героя помогает в создании художественного образа.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-5

 Начнем с ответов на задания, которые были в дне 4.

  1.  тропинки в лесу
  2.  ваза их хрусталя
  3.  сиденья из дерева
  4.  книга для детей
  5.  пароходный гудок
  6.  читал с увлечением

А теперь День пятый.

Сегодня работаем, как вы уже догадались с заданием 5. Одно из самых сложных заданий, но в принципе выполнимое. Вечером будут ответы и разборы.

1. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ПРИЕХАТЬ – приставка ПРИ пишется в значении «неполнота действия» 
2) Девушка ЮНА – в кратком прилагательном пишется столько Н, сколько в полном прилагательном, от которого оно образовано 
3) ГОРИЗОНТ – написание гласной в корне определяется подбором однокоренного слова. 
4) Много ТУЧ – в форме множественного числа имени существительного 1-го склонения после шипящего Ь не пишется 
5) ЧЕРЕСЧУР – написание согласной на конце приставки зависит от лексического значения. 

 2.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ГЛИНЯНЫЙ – в прилагательных, пишется Н, если они образованы от бесприставочных глаголов. 
2) ВИШЕНКА – суффикс ЕНК всегда пишется в существительных I склонения. 
3) ВСКРИКНУЛ - на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С 
4) НЕВТЕРПЁЖ – не пишется Ь после шипящего в наречии, поскольку слово является исключением из правил. 
5) НЕСКОЛЬКО (конфет) – НЕ с числительными пишется слитно 

 3. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ТУШЁНКА – в отглагольных существительных после шипящих пишется Ё. 
2) ПРОСМОТРЕЛ – написание приставки зависит от значения. 
3) НЕМЕЦКИЙ – в прилагательных, образованных от существительных с основой на Ц пишется суффикс К.  
4) УРАВНЕНИЕ – написание чередующейся гласной корня зависит от ударения. 
5) ИЗРАНЕННЫЙ (солдат) – в отглагольных прилагательных и причастиях пишется НН, если есть приставка. 

 4.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) СЛЕВА – на конце наречия всегда пишется суффикс А 
2) ЗАРЯ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) НОЧЬ – Ь пишется после шипящей у существительных 2 склонения 
4) ПОДЛИННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН 
5) ДИРИЖЁР – в отглагольных существительных после шипящей пишется Ё 

 5.  Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) БЕСЦВЕТНЫЙ – на конце приставки перед глухой согласной пишется С 
2) ОБМАКНУТЬ – написание чередующейся гласной в корне зависит от ударения 
3) В ТЕЧЕНИЕ (дня) - на конце пишется Е, поскольку это производный предлог, а не существительное с предлогом. 
4) ПОКОСИЛ (траву) – написание чередующейся гласной в корне зависит последующего суффикса А. 
5) Он СТЕЛЕТ – в личном окончании глаголов II спряжения пишется Е.