среда, 22 марта 2023 г.

ОГЭ.Литература-2

Прежде, чем перейти к заданию второго дня, хочу предложить шаблон ответа на вопросы задания 1.1. Придумала не я, нашла на просторах интернета. Большой его плюс в том, что он помогает структурировать ответ на вопрос. Я вообще не любитель шаблонов, но иногда от них есть польза. Помните, что нужно следить за временем, на экзамене на написание такого типа заданий, должно уходить не более 25 минут.

Шаблон ответа на вопросы задания 1.1.

В приведенном фрагменте (фамилия автора) рассказывается о том, как ( указывается основное событие текста).

(вопрос, на который требуется дать ответ)?

Давайте обратимся к тексту. Вот предложение: (яркая небольшая цитата, которая поясняет действие первого героя или, если герой один, его действия в первой половине текста). Читателю ясно, что( объясняем, что сделал этот герой), потому что (объясняем причину поступка).

Вот еще предложение: ( яркая цитата, которая поясняет действие второго героя, или второй поступок героя, если он один). Действительно, ( объясняем, что сделал этот герой), так как ( объясняем причину поступка).

Поэтому можно сделать вывод, что ( четкий ответ на поставленный вопрос).

А теперь день второй.

Продолжаем работать по тексту, который был вчера. Находится он здесь.

Задание 2.1 или 2.2. ( выбираете один из вопросов). Необходимо дать прямой связный ответ из 3-5 предложений.

2.1.Выберите другой фрагмент романа с участием Грушницкого. Проанализируйте выбранный фрагмент и определите, какие черты характера Грушницкого в нём раскрываются.

2.2.Выберите другой фрагмент романа, в котором описано «водяное» общество. Проанализируйте выбранный фрагмент, выделяя признаки конфликта героя и толпы.


Готовимся к ОГЭ по русскому языку-2

Я продолжаю марафон по подготовке к ОГЭ по русскому языку. 

День второй. Сегодня выполняем задание 2. Синтаксический разбор.  Вам необходимо выполнить 5 заданий. Засеките, пожалуйста, время, которое ушло у вас на выполнение сегодняшнего задания, и напишите мне. Правильные ответы и разбор задания появятся вечером.
Для выполнения задания нужно уметь находить грамматическую основу предложения, знать типы односоставных предложений и "узнавать в лицо" вводные слова. 
1. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

 Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 
 1) натуралистов поражала (предложение 1)
 2) может быть (предложение 2)
 3) считают (предложение 3)
 4) возможно (предложение 4)
 5) установлено (предложение 5) 

 2.Синтаксический анализ. Прочитайте текст. 
 (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
 1) Предложение 1 простое двусоставное. 
 2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать. 
 3) Предложение 3 односоставное назывное.
 4) Предложение 4 сложное.
 5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы. 

 3.Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше. 

 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
 1) Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы. 
 3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.
 4) Две части предложения 4 осложнены вводным словом.
 5) Предложение 5 сложносочинённое. 

4. Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.
 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
 1) Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.
 2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель. 
 3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.
 4) Предложение 4 простое. 
 5) Предложение 5 сложное бессоюзное.

5. Синтаксический анализ. 
 Прочитайте текст.
 (1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.
 Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов. 
 1) Предложение 1 сложносочинённое. 
 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
 3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.
 4) Предложение 4 простое нераспространённое.
 5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.

ОГЭ. Литература -1

 Марафон по подготовке к ОГЭ по литературе. Изначально планируется, что уделять необходимо хотя бы 15 минут ежедневно. Исходя из этого, самостоятельно читаем или перечитываем произведения из кодификатора. Здесь публикую задания и отвечаю на вопросы.

День первый. Задания 1.1./1.2. Выполняете на выбор. Это прямой связный ответ на поставленный вопрос ( 3-5 предложений). Аргументируйте свои суждения, опираясь на приведенный текст.

1.1. Что не принимает Печорин в представителях "водяного общества"?

1.2. Как портрет Грушницкого помогает понять суть его характера?


Прочитайте текст и выполните задания.

 

Спустясь в середину города, я пошёл бульваром, где встретил несколько печальных групп, медленно подымающихся в гору; то были большею частию семейства степных помещиков: об этом можно было тотчас догадаться по истёртым, старомодным сертукам мужей и по изысканным нарядам жён и дочерей: видно, у них вся водяная молодёжь была уже на перечёте, потому что они на меня посмотрели с нежным любопытством: петербургский покрой сертука ввёл их в заблуждение, но, скоро узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись.

Жёны местных властей, так сказать, хозяйки вод, были благосклоннее; у них есть лорнеты, они менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум. Эти дамы очень милы, и долго милы! Всякий год их обожатели сменяются новыми, и в этом-то, может быть,
секрет их неутомимой любезности. Подымаясь по узкой тропинке к Елисаветинскому Источнику, я обогнал толпу мужчин штатских и военных, которые, как я узнал после, составляют особенный класс людей между чающими движения воды. Они пьют  однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом: они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетённый стакан в колодезь кислосерной воды, они принимают академические позы; штатские носят светлоголубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжжи*. Они исповедывают глубокое презрение к провинцияльным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают.

Наконец вот и колодезь... На площадке близ него построен домик
с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли,  бледные, грустные. Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперёд по площадке, ожидая действия вод. Между ними были два-три хорошенькие личика.  Под виноградными аллеями, покрывающими скат Машука, мелькали порою пёстрые шляпки любительниц уединения вдвоём, потому что всегда возле такой шляпки я замечал или военную фуражку, или безобразную круглую шляпу. На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус; между ними были два гувернёра с своими воспитанниками, приехавшими лечиться от золотухи.

Я остановился, запыхавшись, на краю горы, и, прислонясь к углу домика, стал рассматривать живописную окрестность, как вдруг слышу за собой знакомый голос:

 Печорин! давно ли здесь?

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня.

Грушницкий  юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложён, смугл и черноволос; ему на вид можно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто-прекрасное
не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект  их наслаждение; они нравятся романтическим провинциялкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами  иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду,
по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая
в самом деле есть только продолжение его собственной речи.

Он довольно остёр: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьёт одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его
цель  сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель.  Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывёт отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит
и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас не сдобровать.

Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма: я уверен, что накануне отъезда из отцовской деревни он говорил с мрачным видом какой-нибудь хорошенькой соседке, что он едет не так, просто, служить, но что ищет смерти, потому что... тут он, верно закрыв глаза рукою, продолжает так: «нет, вы (или ты) этого не должны знать! Ваша чистая душа содрогнётся! Да и к чему? Что я для вас? Поймёте ли вы меня?..» и так далее.

Он мне сам говорил, что причина, побудившая его вступить в К. полк, останется вечною тайной между им и небесами.

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его
с женщинами: тут-то он, я думаю, старается!

Мы встретились старыми приятелями.

(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-1

До экзамена по русскому языку осталось 76 дней. ОГЭ по русскому языку в этом году пишем в день рождения А.С.Пушкина, в день русского языка - 6 июня. Решила, что попробую устроить марафон подготовки к ОГЭ - каждый день 15 минут на русский язык, 15 минут на литературу. Задания буду выкладывать в группах для свих учеников, а здесь дублировать. Интересно, как долго я смогу выдержать?

День первый.

В открытом банке данных ОГЭ по русскому языку произошли изменения. Убрали 7 старых текстов, но добавили 9 новых. Вот с ними и будем знакомиться в первую очередь, тем более, что старые тексты вы, мои уважаемые ученики, конечно, уже изучили.

Предлагаю следующий порядок работы: прослушать изложение несколько раз ( два или три), прочитать текст изложения, выделяя главное и продумывая, какие способы сжатия можно было бы применить в каждом абзаце и даже в каждом предложении. Желающие могут текст записать по памяти ( самый лучший вариант) или пересказать  кому-нибудь, кто может оценить связность и понятность вашего пересказа, например, родителям. 

Прослушать можно здесь: https://oge.fipi.ru/docs/2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416/questions/09291267A6E281194D09ED7A8F23A705/img1_1678696843.mp3

Текст изложения:

Необычной была дружба этих двух людей — Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, -? 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пущина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.

Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. (По Владимиру Владимировичу Кунину)

Источник: http://po-ushi.ru

Жду отчетов о ваших достижениях.