среда, 16 сентября 2015 г.

Второй урок русского языка в 10 классе.

Урок русского языка в 10 классе оказался построенным на материалах теперь уже журнала "Русский язык", издаваемого "Первым сентября".
1. Вводный диктант по материала Л.Торопчиной ( 2012 -№3)
2. Работа со словарными словами  так, как рассказано в стать Марины Охлопковой ( к сожалению, не смогла найти выходных данных статьи). Сегодня даю блок № 1. Слова записываем в тетрадь. Работаем со словарями! Можно пользоваться телефонами. Работаем по рядам.По необходимости записываем и толкование слова. Проверяю после того, как выучены 3 блока слов. На следующем уроке проверяю знание значения и написания слов у некоторых учащихся. Использую и ассоциативный орфографический словарь. В нём есть слово авангард ( спасибо Анастасии Михайловне Гращенковой!) Дамашнее задание: На основе упражнений 7 - 10 составить выступление на темы: " Русский язык в современном мире" и "Русский язык в межнациональном общении" ( по вариантам), план выступления представить письменно, само выступление будет устным ( без чтения по листочкам).                                                                                                                           Коллеги, а как Вы используете методические журналы?
 Бакалея
балаболка
адекватный
адреналин
амбразура
базилика
арматура
базальт
барбарис
авангард
парадокс
плагиат

четверг, 3 сентября 2015 г.

Текст для работы ученикам 7 класса

Ниже размещен текст, с  которым предлагаю поработать ученикам 7 класса. За идею спасибо Римме Храмцовой.

вторник, 1 сентября 2015 г.

Размышления в День знаний...


День знаний... Начало нового года... Учебного года... Еще один год моей школьной - учительской - биографии... Всех, кто учит и учится, кто сочувствует и переживает, поздравляю с новым учебным годом! Как и в Новый год, ждешь исполнения желаний - пусть они исполнятся, и вы в них не разочаруетесь. Здоровья, радости от уроков и познания нового, мудрости и терпения! Кстати, последнее слово сегодня было почти в каждом выступлении, звучавшем на школьной линейке. Почему? Почему процесс обучения стал требовать так много терпения? Учитель должен терпеть учеников, которые не хотят учиться и не хотят не мешать другим, терпеть  недовольство некоторых родителей, терпеть неудобства организации школьной жизни, терпеть вал школьных бумаг и несогласие с позицией разного ранга начальства... Ученик должен терпеть плохих учителей, терпеть нудные и неинтересные порой лично ему уроки, терпеть опять же неудобства школьной жизни... Родитель должен терпеть и нежелание ребенка учиться, и недовольство учителей по разным вопросам, когда родители и учителя не договорились, кто же в ответе, терпеть финансовые потери, связанные со школой, даже в рамках закона ( сколько стоит собрать ребенка в школу?!) Наступит ли тот момент, когда все стороны: учитель, родитель, ученик, государство - смогут договориться?

Вот теперь и несколько задач: 1) совместить школу и жизнь... ( для учителя это очень сложно, как и для ученика); 2) смотреть на школу глазами ученика, хоть иногда... 3) начать вести учет написанных школьных бумаг ( очень мне интересно посчитать собственный результат).

Итак, с Днем знаний всех Вас, с началом нового учебного года!

воскресенье, 30 августа 2015 г.

Август-астры...

Сегодня -  день памяти Марины Цветаевой.

Марина Цветаева
Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных -
Август! - Месяц
Ливней звездных!

Один из моих любимых поэтов. Об этом еще можно прочитать здесь.

среда, 26 августа 2015 г.

Самые трудные задания на ЕГЭ по русскому языку и изменения в КИМах

На сайте ФИПИ  размещены методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных о шибок на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году.

Наиболее сложными для выпускников задания ( по выводам ФИПИ):
  • Задание 25 ( сочинение), а именно умение определять проблему текста, комментарий к проблеме и аргументация собственной позиции
  • Задание 21 – функционально-смысловые типы речи – 45 % выполнения
  • Задание 19 – знаки препинания в   сложных предложениях с разными видами связи – 55% выполнения
  • Задание 14 – правописание Н и НН в различных частях речи – 57 % выполнения
  • Задание 5  ( паронимы), задание 20 ( смысловая и композиционная целостность текста) и задание 23 ( средства связи предложений в тексте)  - 60 % выполнения
Изменения в КИМах 2016 года по русскому языку в 11 классе незначительные.
Задание 7: Формулировка задания. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. То есть требуется к грамматической ошибке подобрать пример-предложение
Виды грамматических ошибок
 А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
Б) ошибка в построении сложного предложения;
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
 Уменьшилось количество видов ошибок (с 7 до 5), но увеличилось количество предложений (с 5 до 9)

Задание 8 : Формулировка задания
Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

 Критерий К2
 В задании 25 уточнена формулировка того, как выполнять комментарий: «Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).» 

Соответственно изменен критерий К2.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 3 балла

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного текста, важный для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 2 балла

Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с опорой на исходный текст,
Но экзаменуемый не привёл ни одного примера из прочитанного текста, важного для понимания проблемы,
Или в комментарии допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы исходного текста 1 балл

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема,

Или вместо комментария дан простой пересказ текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста 0 баллов

вторник, 25 августа 2015 г.

АВГУСТ. Анна Ахматова
Он и праведный и лукавый, 
И всех месяцев он страшней: 
В каждом Августе, Боже правый, 
Столько праздников и смертей.
Разрешенье вина и елея…
Спас, Успение… Звездный свод!..
Вниз уходит, как та аллея,
Где остаток зари алеет,
В беспредельный туман и лед
Вверх, как лестница, он ведет.
Притворялся лесом волшебным,
Но своих он лишился чар.
Был надежды «напитком целебным»
В тишине заполярных нар…
А теперь! Ты, новое горе,
Душишь грудь мою, как удав…
И грохочет Черное Море,
Изголовье мое разыскав.

воскресенье, 23 августа 2015 г.

Еще ты вспоминаешь жаркий день...

Последние более-менее свободные дни... А сколько хочется еще успеть! В том числе досмотреть вебинары,  из которых часть ждет уже ой как много времени своего часа, а какие-то возникли только сейчас. Это вебинары из проекта "Книжный шкаф поколения Next" и видео-трансляции с мероприятий Лиги образования. Всё хочется посмотреть: интересные темы, интересные люди... Успеть бы!

Павел Васильев

Август  

Угоден сердцу этот образ 
И этот цвет! 
Языков 

1 

Еще ты вспоминаешь жаркий день, 
Зарей малины крытый, шубой лисьей, 
И на песке дорожном видишь тень 
От дуг, от вил, от птичьих коромысел. 

Еще остался легкий холодок, 
Еще дымок витает над поляной, 
Дубы и грозы валит август с ног, 
И каждый куст в бараний крутит рог, 
И под гармонь тоскует бабой пьяной. 

Ты думаешь, что не приметил я 
В прическе холодеющую проседь, - 
Ведь это та же молодость твоя, - 
Ее, как песню, как любовь, не бросить! 

Она - одна из радостных щедрот: 
То ль журавлей перед полетом трубы, 
То ль мед в цветке и запах первых сот, 
То ль поцелуем тронутые губы... 

Вся в облаках заголубела высь, 
Вся в облаках над хвойною трущобой. 
На даче пни, как гуси, разбрелись. 
О, как мычит 
Теленок белолобый! 

Мне ничего не надо - только быть 
С тобою рядом 
И, вскипая силой, 
В твоих глазах глаза свои топить - 
В воде их черной, ветреной и стылой. 

2 

Но этот август буен во хмелю! 
Ты слышишь в нем лишь щебетанье птахи, 
Лишь листьев свист, - а я его хвалю 
За скрип телег, за пестрые рубахи, 

За кровь-руду, за долгий сытый рев 
Туч земляных, за жатву и покосы. 
За птиц, летящих на добычу косо, 
И за страну, 
Где миллион дворов 
Родит и пестует ребят светловолосых. 

Ой, как они впились 
В твои соски! 
Рудая осень, 
Будет притворяться. 
Ведь лебеди летят с твоей руки, 
И осы желтые 
В бровях твоих гнездятся. 

3 

Сто ярмарок нам осень привезла - 
Ее обозы тридцать дён тянулись, 
Все выгорело золотом дотла, 
Все серебром, 
Все синью добела... 
И кто-то пел над каруселью улиц... 

Должно быть, любо августовским днем, 
С венгерской скрипкой, с бубнами в России 
Плясать дождю канатным плясуном! 
Слагатель песен, мы с тобой живем, 
Винцом осенним тешась, а другие? 
Заслышав дождь, они молчат и ждут 
В подъездах, шеи вытянув по-курьи, 
У каменных грохочущих запруд. 

Вот тут бы в смех 
И разбежаться тут, 
Мальчишески над лужей бедокуря. 
Да, этот дождь, как горлом кровь, идет 
По жестяным, по водосточным глоткам, 
Бульвар измок, и месяц, большерот. 
Как пьяница, как голубь, город пьет, 
Подмигивая лету и красоткам. 

4 

Что б ни сказала осень, - все права. 
Я не пойму, 
За что нам полюбилась 
Подсолнуха хмельная голова, 
Крылатый стан его и та трава, 
Что кланялась и на ветру дымилась. 

Не ты ль бродила в лиственных лесах 
И появилась предо мной впервые 
С подсолнухами, с травами в руках, 
С базарным солнцем в черных волосах, 
Раскрывши юбок крылья холстяные! 

Дари, дари мне рыжие цветы! 
Зеленые 
Прижал я к сердцу стебли. 
Светлы цветов улыбки и чисты - 
Есть в них тепло 
Сердечной простоты. 
Их корни рылись в золоте и пепле! 

5 

И вот он, август! С песней за рекой, 
С пожарами по купам, тряской ночью 
И с расставанья тающей рукой, 
С медвежьим мхом и ворожбой сорочьей. 

И вот он, август, роется во тьме 
Дубовыми дремучими когтями 
И зазывает к птичьей кутерьме 
Любимую с тяжелыми ноздрями, 
С широкой бровью, крашенной в сурьме. 

Он прячет в листья голову свою - 
Оленью, бычью. И в просветах алых, 
В крушеньи листьев, яблок и обвалах, 
В ослепших звездах я его пою! 

Август 1932 
Кунцево 


суббота, 22 августа 2015 г.

Время начинается иное...

На сайте ФИПИ появились (наконец!) демоверсии контрольно-измерительных материалов на 2016 год. Изменений, которые бы бросались в глаза, в материалах по русскому языку и литературе нет. Что радует! Хорошо, что это стало известно сейчас, до августовской конференции - можно много внимания этому вопросу не уделять. А вот темы итогового сочинения будут известны только 28 августа, уже после нашей конференции - и это не радует. Хотелось бы темы с коллегами обсудить...

И стихотворение ( очередное) про август):

Лето миновало свой зенит.
Время начинается иное.
Скоро отсверкает, отзвенит
Колокол неистового зноя.

Сумерек прохладных благодать
Мягко опускается на плечи.
В них уже нетрудно угадать
Сентября прозрачные предтечи.

Я люблю нечуткий переход
От разгара августа – к развязке,
Плавный спуск с блистательных высот.
Перемены в лиственной окраске,

Где еще едва-едва видна,
Словно первой мудрости примета,
Первая желтинка-седина
В густо-буйной шевелюре лета.

Не начало осени – всего
Лишь намек, расплывчатый и зыбкий.
…Возраст мой, как в зеркало, в него
Смотрит с долгой-долгою улыбкой…

     ЛЮБОВЬ СИРОТА 

пятница, 21 августа 2015 г.

Все хлопоты о жизни лишь вилами черкают по воде...

Хлопоты о жизни... Вчера узнала о том, что девятиклассники в этом году снова  сдают 4 экзамена: два обязательных и два по выбору. А сын девятиклассник... А еще и классы, в которых я работала в прошлом году, соединили и не очень хорошо для меня разделили... Переживаю... А сколько бумаг уже было собрано и сколько еще надо напечатать и собрать... Зачем? Я о рабочих программах, которые и в бумажном виде, и в электронном виде должны быть... Да, хлопоты жизни, уносящие наше здоровье и настроение... Поэтому и стихотворение такое...

ВАЛЕНТИН МОРОЗОВ

Как юн июнь и как декабрь сварлив, 
и как апрель красою неприметен, 
так месяц август всем старозаветен 
с монаршим милым именем своим, 
с луною, как с державою овальной, 
особенно вот здесь в провинциальной 
не то чтобы отчаянной глуши, 
но в древней позолоте вязких кленов 
вдоль тополей иконно удлиненных 
на улицах, где в полдень - ни души. 

Он царствует на свой особый лад, 
и гордое, и в то же время - птичье, 
пусть бывшее, но все-таки величье 
кладет печать на жизненный уклад 
скворечен с одиноким переливом, 
задумавшимся на ветвях наливом, 
медлительнейшим окриком речным, 
когда путем заоблачных излучин 
скорей ладьи выносит, а не тучи, 
ладьи, но с явным запахом мучным. 

Придуманный, но с собственным дворцом, 
он знает толк в пленительной оскоме, 
быть может, даже в этом самом доме 
и балуется слабеньким винцом 
с утра у этой самой занавески, 
где истекают сладким цветом фрески 
и вертит тканый нитью сарафан 
такая ж старомодная царица: 
чем наше захолустье - не столица, 
тем паче на ногах у нас сафьян. 

Периферийный август, мой чудак, 
поставивший на все свои отметы, 
он коронован только долгим летом, 
как яблоки в приглушенных садах, 
на всем храня упадка отпечаток, 
бутылок и романов непочатых, 
рисунков и других хороших дел, 
присутствует на самой светлой тризне 
и видит, что все хлопоты о жизни 
лишь вилами черкают по воде. 


среда, 19 августа 2015 г.

Уж август в половине...

Уж август в половине. По откосам
по вечерам гуляют полушалки.
Пришла пора высокородным осам
навязываться кухням в приживалки.

Как женщины глядят в судьбу варенья:
лениво-зорко, неусыпно-слепо -
гляжу в окно, где обитает время
под видом истекающего лета.

Лишь этот образ осам для пирушки
пожаловал - кто не варил повидла.
Здесь закипает варево покруче:
живьем съедает и глядит невинно.

Со мной такого лета не бывало,
- Да и не будет! - слышу уверенье.
И вздрагиваю: яблоко упало,
на "НЕ" - извне поставив ударенье.

Жить припустилось вспугнутое сердце,
жаль бедного: так бьется кропотливо.
Неужто впрямь небытия соседство,
словно соседка глупая,болтливо?

Нет, это - август, упаданье яблок.
Я просто не узнала то, что слышу.
В сердцах, что собеседник непонятлив,
неоспоримо грохнуло о крышу.

Быть по сему. Чем кратче, тем дороже.
Так я сижу в ночь упаданья яблок.
Грызя и попирая плодородье,
Жизнь милая идет домой с гулянок.

Белла Ахмадулина

Буктрейлер на уроке литературы

Всё ближе начало нового учебного года... Всё больше задумываюсь о первых уроках в году. Хочется, чтобы они были яркими, запоминающимися и неутомительными. Обычно я начинаю изучение литературы в 9-11 классах с уроков, которые я называю уроками-прологами ( термин не мой, его я узнала еще во время студенческой практики в школе от замечательного учителя Н.М.Скоркиной). Во время урока я стараюсь познакомить учеников с логикой курса, с авторами и произведениями, которые мы будем изучать. Факты стараюсь подбирать интересные, заинтересовать и биографией, и произведениями. И если раньше я готовила к таким урокам выставки портретов и иллюстраций ( в конце 90-х), потом презентации, то в этом году хотела бы включить в урок буктрейлеры. Для тех, кто не в теме, напомню, что буктрейлер - анонс на книгу в виде короткого видеоролика, тизера, который включает в себя самые яркие моменты книги или в том или ином виде визуализирует ее содержание. Примитивно говоря — клип по книге. Уже понятно, что это может быть новым жанром, в котором заложено масса возможностей, в первую очередь — по привлечению интереса к чтению. Красивые и увлекательные сюжеты, снятые захватывающе, дорого и качественно, могут стать самостоятельным мультимедиа-жанром. С буктрейлерами в некоторых классах мы знакомились в этом году, теперь же собрала ссылки на буктрейлеры, которые будут на уроках в 10 и 9 классах. А к некоторым программным произведениям буктрейлеров нет, значит, можно проявить творчество самим и быть первыми). Но ведь нельзя же пассивно это смотреть, поэтому предложу ученикам оценить качество буктрейлеров с разных точек зрения. Надеюсь, будет интересно. А как вы проводите первые уроки в году? Как вам нравится моя идея?

Кстати, теме первых уроков в году посвящен номер газеты "Литература".

10 класс
  1. И.С.Тургенев "Отцы и дети"
http://www.youtube.com/watch?v=0Ok0bDqMT4g
2. А.Н.Островский "Гроза" http://www.youtube.com/watch?v=KWbr2xnz674
3. А.П.Чехов "Вишневый сад" http://www.youtube.com/watch?v=2QKHEzUSWiA
4. И.А.Гончаров "Обломов" http://www.youtube.com/watch?v=kiVUXr61VYM
5. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
http://www.youtube.com/watch?t=18&v=xk7WQm4WoIU
6. Л.Н.Толстой "Война и мир"  http://www.youtube.com/watch?v=7RgQUgKvvsw


9 класс
1. А.С.Пушкин "Евгений Онегин" http://www.youtube.com/watch?t=15&v=6VjsLYyaP5Y
2. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" http://www.youtube.com/watch?v=QUPi6qjsP2I
3. Н.В.Гоголь "Мертвые души"
http://www.youtube.com/watch?t=86&v=bXJ-OZPbbYY
4. А.С.Грибоедов "Горе от ума" https://musvid.net/videocat/горе%20от%20ума
5. М.А.Булгаков "Собачье сердце"
http://www.youtube.com/watch?v=dlztSfSreQA
6. М.А.Шолохов "Судьба человека" http://www.youtube.com/watch?v=R6qXt1F1LIk


пятница, 14 августа 2015 г.

И еще одно стихотворение Бродского

Дождь в августе


Среди бела дня начинает стремглав смеркаться, и
кучевое пальто норовит обернуться шубой
с неземного плеча. Под напором дождя акация
становится слишком шумной.
Не иголка, не нитка, но нечто бесспорно швейное,
фирмы Зингер почти с примесью ржавой лейки,
слышится в этом стрекоте; и герань обнажает шейные
позвонки белошвейки.

Как семейно шуршанье дождя! как хорошо заштопаны
им прорехи в пейзаже изношенном, будь то выпас
или междудеревье, околица, лужа -- чтоб они
зренью не дали выпасть
из пространства. Дождь! двигатель близорукости,
летописец вне кельи, жадный до пищи постной,
испещряющий суглинок, точно перо без рукописи,
клинописью и оспой.

Повернуться спиной к окну и увидеть шинель с погонами
на коричневой вешалке, чернобурку на спинке кресла,
бахрому желтой скатерти, что, совладав с законами
тяготенья, воскресла
и накрыла обеденный стол, за которым втроем за ужином
мы сидим поздно вечером, и ты говоришь сонливым,
совершенно моим, но дальностью лет приглушенным
голосом: "Ну и ливень".

1988

четверг, 13 августа 2015 г.

Читаю стихи про август...

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

О сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей! 
О сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!
Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб, и тополь - потрясеньем
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.
Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах,
И в воздухе мелькали тельца птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
Легли внизу десятки длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.
О сад ночной, о бедный сад ночной,
О существа, заснувшие надолго!
О вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень звездного осколка!