вторник, 5 ноября 2019 г.

2/30

Первый день четверти был очень и очень насыщенным. Посетители ( родители, учителя, сотрудники, ученики) шли один за другим, телефонные звонки раздавались непрестанно... Вот это и есть первый день четверти... Уроки: вдруг понимаешь, что, даже несколько раз повторив казалось бы простейшие вещи, не обязательно получишь замечательный результат. А еще стало понятно. что для многих чтение "Дубровского" - тяжкий труд... Но закончила день бескорыстной помощью нашему районному клубу "Истоки", который готовит к печати к 75 -летию Великой Победы книгу с солдатскими письмами и стихами местных поэтов о войне. Вот отбором стихов и их набором я и занималась. Решила разместить их в блоге.
Как говорится, не судите строго.


С.А. Бикмурзин ( бывший сотрудник районной газеты "Ударник", сейчас на пенсии, живёт в с. Гмелинка)

Родина-мать

В Волгограде есть место святое,
Где пронесся войны ураган.
Это памятник павшим героям,
Легендарный Мамаев курган.

Здесь стоявшие насмерть герои
Дали клятву: «Ни шагу назад!».
Не щадя своей жизни и крови,
Защищали родной Сталинград.

Эту память безжалостной сечи
Воплотили в бетон и гранит.
Там горят поминальные свечи
И мелодия скорби звучит.

Под мелодии грусти звучанье
Ты героям войны поклонись.
И в прискорбной минуте молчанья
В вечной памяти им поклянись.

Дни и ночи курган охраняя,
До небес приподнявшая меч
Будет Родина-мать как святая
Вечный сон и покой их стеречь.

А.М.Мектепов ( уже покойный мой коллега, учитель русского языка и литературы Старополтавской средней школы. Сейчас я уже учу его внука, учила внучку)

Жизнь к человеку бывает скупой,
И люди порой в том не виноваты.
Если они на войне – жесткий строй,
А в том строю – простые солдаты.

Совсем молодыми ушли они в бой
За честь, за Россию смело стояли.
Надежду живыми вернуться домой
Пулей слепою фашисты отняли.

Одна за другою могилы росли,
И русская кровь рекой проливалась,
Но эти могилы Россию спасли,
И вечный огонь -  от живых благодарность.

Победа пришла вместе с майской грозой
И залпом орудий вокруг разносилась,
И материнской соленой слезой
Каплей последней  на землю скатилась.

И.И.Евдошенко ( бывший учитель истории Салтовской средней школы, основатель замечательного школьного музея, очень талантливый поэт).

Подснежники войны

Путь в полвека –
Путь не близкий.
Из-за нашей суеты
У гранитных обелисков
Не всегда лежат цветы.
После той поры суровой
На скамейках возле хат
До сих пор
Солдатки-вдовы
Как подснежники сидят.
Только мало их осталось,
Река времени течет,
Потому и эта малость
Скоро тоже отцветет.
Все их помыслы, надежды
Память женская хранит,
А в ответ молчит,
 Как прежде,
С красной звездочкой
Гранит.
Годы те, сороковые,
Чередой во снах бегут,
Похоронки роковые
Вдовьи руки берегут.
А сами-то
Что досталось?
Доживать в родном краю.
На скамьи присев устало,
Думу думают свою.
На висках седые пряди
У подснежников войны.
На стене в окошко, рядом,
Фотографии видны.
По сердцам
Прошлась разруха.
В избах вдовьих,
Знаю я,
Смотрят там
В глаза старухам
Молодые их мужья.
Беды всюду многолики,
Но страшнее всех одна.
За святой войной,
Великой,
Шла афганская война.
Пепелища от аулов.
Чья вина? Пойди спроси.
Сыновья их –
Под Кабулом,
Ну а вдовы – на Руси.
Девять лет
В войне гражданской
Мы – чужая сторона,
А на смену той,
Афганской,
Шла чеченская война.
На груди –
 «Георгий Жуков»,
Как бальзам
От всяких ран,
А в России
Вдовы внуков
Шлют проклятия горам.
Уже правнуки готовы
В строй шагнуть
на страшный суд.
Знать и дальше
Чьи-то вдовы
Эстафету понесут.
Кто войне
Поставит точку?
Вдовья воля –
Вся в слезах.
И блестят
Из-под платочков
Мира ждущие глаза.

В.О.Сажин (уже ушедший из жизни ветеран Великой Отечественной войны)

Солдатское откровение
Что такое рукопашный?
Знают лишь фронтовики.
Скажем правду.
Зло и страшно
Светят острые штыки.
                        На войне повсюду плаха.
                        Гибель ходит за тобой…
                        Там, в боях,
                        Не знают страха,
                        Люди мирятся с судьбой.
Взят реванш
В кровавой драке,
Будто в храм
Открылась дверь.
Но в любой лихой атаке
Не бывает без потерь.
                        Кто погиб, а кто изранен,
                        Кто-то жив и невредим,
Уцелел на поле брани,
Только стал совсем седым.
А потом, в тени окопа
На чужой передовой,
Крылась матерно Европа…
После чарки фронтовой.
                        …И пойдут воспоминанья,
Вспомнишь мать, отца, жену,
И у всех одно желанье
Кончить клятую войну.
Ничего взамен не надо,
Быть достойно рядовым.
Да из битвы, как из ада,
В отчий дом прийти живым.
Кто не знает рукопашный?
Есть такие мужики.
Скажем правду:
Зло и страшно
Светят острые штыки.


С.Р.Грищенко ( моя коллега, учитель русского языка и литературы Старополтавской средней школы, сейчас на пенсии)

На скамейке женщина сидела
Со следами редкой красоты,
Только вот давно уж поседела.
Горе иссушило все черты…
Взгляд потухший, серое лицо,
Руки так устали от труда!
А на пальце – тусклое кольцо,
Что надето раз – и навсегда.
Опустила плечи виновато,
Только в чем была ее вина?
Встала, ноги – словно вата
Губы шепчут:
-Я одна. Одна…
А была когда-то молодая,
Муж был крепкий, сильный и красивый!
И пять сыновей! Семья большая!
И казалось, нет её счастливей!
По утрам, когда она вставала,
Муж с любовью крепко обнимал:
-Солнышко мое ты,
Зорька алая, –
Неустанно он ей повторял.
А потом война!
Злодейка злая!
Мужа забрала, пять сыновей!
Горю не было конца и края
Стала жизнь ее от черного черней.
По ночам её душили слезы,
Ей казалось, незачем и жить.
Но опять цвели весною розы.
Надо жить, чтоб помнить, не забыть.
Она очень часто представляла
Как бы мужа крепко обняла,
Как бы сыновей своих встречала,
Внуков нянчила, все силы б отдала.
Только время вспять не повернуть!
Не услышать голоса родные…
Мужа, сыновей ей не вернуть,
Не вернуть ей радости земные.
Пять сыночков,
Пять её кровинок
Отдали по капле свою кровь.
И застыли на глазах росинки,
Как неутоленная любовь.
Сколько по земле моей России
Ходят одиноких матерей!
Потерявших мужественных, сильных
Ласковых и добрых сыновей.
У дороги женщина стояла,
Свои плечи зябко обняла,
Губы что-то горестно шептали,
 - Это сыновей она звала.

С.Г.Грищенко

«Я с войны не вернулся»
Уж давно отгремела гроза боевая,
Я с войны не вернулся, как вам обещал.
Успокойся, голубка моя дорогая,
Я  три года все пули глотал.
Я страну и свой дом и детей,
И твою жизнь, родная, как мог, защищал.
Знаю, ждали вы с фронта хороших вестей,
Но в одном из боев я упал…
Я живым к вам вернуться хотел, дорогая,
Все пути фронтовые пройти до конца.
Но сразила в бою меня пуля шальная,
- не дождались с войны мои дети отца.
Не дожить нам, родная, до старости вместе,
Не растить нам с тобою детей…
И не взять мне на руки моих внуков прелестных…
Вы дождались с войны только черных вестей.
Беспокоюсь, родная, как наш младший сынок?
Ведь его я так мало ласкал!
За него нажимал я до боли курок,
За него свою жизнь я отдал.
Так мне хочется к вам протянуть свои руки,
Еще раз чистый воздух глотнуть,
Вас избавить от боли, страданий и муки,
И с любовью в родные глаза заглянуть.
Я надеюсь, детей ты поднимешь.
Станут взрослыми дочь, сыновья…
Ты исполнишь свой долг, потом дом свой покинешь,
Здесь и встретимся мы, дорогая моя.
Так живите по чести, и честь не роняйте,
И трудитесь, любите за нас.
Если надо – за Родину жизнь отдайте,
Но в мирской суете не забудьте о нас.

С.Р.Грищенко
Я родилась в победном 45-м,
В тот год, когда войне пришел конец.
Когда из дома в дом голубкою крылатой
Летела весть – с войны пришел отец.
Войне конец – и вверх взмывались руки..
Войне конец – и плакали глаза…
А по земле победно и гремуче
Катилась первая весенняя гроза.

В.С.Гаврилятов ( ныне покойный методист районного методического кабинета, работал учителем русского языка и литературы в вечерней школе)

Солдаты России
О чем мечтал он,
А кого любил мой предок
В свои полные семнадцать,
Когда трубач тревогу протрубил
И от копыт земля стала качаться?
А что любил он и о ком мечтал
Товарищ мой в жестоком сорок первом,
Когда за мать Россию грудью встал,
Векам оставив подвиг беспримерный?
О чем сердца солдатские стучат,
Когда радары смотрят в сини –
Я знаю, потому что я солдат:
Солдату – невозможно без России!

 В.С. Гаврилятов
Обелиски

Огонь!  Огонь! Огонь! Я – Марс!
Я Марс! Ты слышишь, Волга, Волга!..
И всюду, сколько видел глаз,
Земля горела долго-долго.

Стоял, сняв шапку, комполка.
И комиссар беззвучно плакал.
Начштаба, сгорбленный слегка, сказал:
-Враг дорого заплатит!

Так было. Знаю. Было так.
Я знаю, было и иначе:
Солдат с гранатой шел на танк,
До смерти верую в удачу.

Армады танков не прошли.
Бойцы высотку отстояли.
Сейчас ромашки здесь взошли,
И тополя шеренгой встали.

Идешь ли, едешь, глянь вокруг –
Стоят в дозорах обелиски.
Остановись, мой брат, мой друг,
И поклонись им низко-низко.

В.П.Кадыков ( ныне покойный журналист и  главный редактор районной газеты "Ударник")
У Вечного огня

У Вечного огня
Героев имена
На камень-обелиск нанесены.
А пламя – словно стяг
В мозолистых руках
Героев, не вернувшихся с войны.

Но память сохранит
Одетых не в гранит,
Не в мрамор и металл –
Живых людей.
Тех, кто шагнул вперед,
Под танк или на дзот,
Твоих, Россия, сыновей.

Они живут средь нас
И снова каждый час
За правду и за мир
Идут на бой.
И вечно будет так –
Горит над миром стяг –
Стяг памяти людской.
..А в сердце боль..

понедельник, 4 ноября 2019 г.

1/30


Завтра начинается вторая четверть. Первая была очень тяжелой для меня, я просто физически чувствую, что не просто выгораю, а просто сгораю...

Надо как-то дотянуть до Нового года... давно такого не было... Поэтому потихоньку последние недели стала уделять время тому, что приносит мне удовольствие, иначе я просто не ...
А что же приносит удовольствие?
Первым пунктом должны быть книги, но, увы, напал великий нечитун... У меня много записей, что надо прочитать, но не читается... Хотя понемногу читаю Паолу Волкову "Лекции по искусству" и переслушала "Дубровского".
Почему-то последнее время мне хочется визуального ряда. Так я, готовясь к урокам литературы , посмотрела ряд интересных документальных фильмов и видеосюжетов о русских писателях, поэтах, их произведениях. Выяснила опытным путем, что нет видео с  биографией Василия Жуковского, которое можно было бы показать шестиклассникам, но есть ряд интересных передач и видеосюжетов, которые помогут интересно провести урок по "Светлане" Жуковского. Посмотрела фильм о Максиме Горьком "Под знаком Скорпиона". Мне понравилось, хотя я не уверена в исторической точности событий, а главное, их интерпретаций, которые там были. Нужны ссылки? подробности?
А сейчас смотрю с первого сезона "Екатерину". И хочу посмотреть все передачи с Паолой Волковой. Вместо дурацких роликов на ютубе...

А впереди столь нелюбимый мною ноябрь... А как вы справляетесь с невзгодами жизни? Что интересного советуете посмотреть, связанного с литературой?

вторник, 24 сентября 2019 г.

Совместная презентация

Дорогие шестиклассники!

Попробуем составить вместе презентацию на тему "Имена собственные в пословицах и поговорках".Вам необходимо было найти 10 пословиц и поговорок, в которых есть имена собственные.
Создайте свой аккаунт на Google.Перейдите по ссылке ниже и внесите свои находки в общую презентацию. Работайте на своем слайде. На чужих слайдах ничего не меняйте. Вопросы можете писать в комментариях. У нас всё получится.

https://docs.google.com/presentation/d/1uqdmTMH3jsE8eMcD3EC1NzI1Sx7nPA6H41GBLXuuvaQ/edit?usp=sharing

понедельник, 15 июля 2019 г.

Межпредметные связи на уроках литературы. Иван Бунин


Продолжаю подготовку к урокам литературы в 11 классе. Продолжаю смотреть кино. Сегодня на очереди Иван Бунин.

Фильмы, связанные с жизнью Ивана Бунина:
1. Конечно, посмотрю, точнее пересмотрю художественный фильм "Дневник его жены". И не буду рекомендовать к просмотру своим ученикам. Если захотят, посмотрят сами. Бунин в этом фильме мне не нравится, хотя я знаю, что в целом, пожалуй, это изображение недалеко от истины. 
2. Посмотрю документальное кино "Бунин. Авторская программа Натальи Ивановой". Документалистика, сделанная качественно. Но для обычного школьника 2 часа фильма, пусть и в 4 сериях, пожалуй, перебор. Сама смотрела с удовольствием. С удивлением узнала, что в России нет музея Бунина и даже приличного памятника первому русскому нобелевскому лауреату по литературе нет.
3. Я даже не знала, что существует несколько художественных фильмов по произведениям Ивана Бунина. Несомненно, я начинала смотреть нашумевший "Солнечный удар" Никиты Михалкова, но тогда фильм, как говорят современные школьники, не зашёл. Попробую еще раз. Попробовала, но дальше половины фильма пока не продвинулась. 
4. И еще  посмотрела два фильма, просто навскидку: "Грамматика любви" и "Темные аллеи". "Грамматика любви" очень понравилась. Замечательный, очень атмосферный фильм. Немного медленный, по-хорошему плавный, с интересно выстроенным сюжетом, интересными актерами и хорошей русской, действительно бунинской речью. Я получила удовольствие от просмотра. А второй фильм - "Темные аллеи" - мог быть намного лучше, если бы из него убрали сцены в поезде. Может быть, создатели фильма хотели сыграть на контрасте первой любви и похотливых желаний, но сцены в деревне были такими милыми в сравнении с тем, что было в поезде. Вот этот фильм точно не буду рекомендовать смотреть. 

А что посоветуете посмотреть, связанное с Буниным, вы, мои читатели? Конечно, лучше читать, но для разнообразия почему бы и не посмотреть?

пятница, 5 июля 2019 г.

Биография Чехова в художественном и документальном кино.

Кому-то покажется странным, но уже не в первый раз я начинаю  литературу в одиннадцатом классе с творчества Чехова. И поэтому восполняя пробелы в моих знаниях, связанных с кинематографом, решила поискать фильмы о Чехове, связанные именно с его биографией.
Конечно, хотелось бы найти то, что может заинтересовать и школьников. Делюсь находками.

1. Художественный фильм, снятый в 2015 году французскими кинематографистами "Антон Чехов". И хотя в нем много нелепостей, например, православную семью Чеховых сделали католиками,  быт семьи Чеховых изображен по русским меркам слишком шикарным..., но в целом фильм мне понравился. Для не слишком глубокого  знакомства с биографией Антона Павловича вполне можно посмотреть.

2. "Тайны века. Чехов - неопубликованная жизнь". Фильм документальный, авторы ставили перед собой задачу показать неизвестные стороны жизни Чехова, но в итоге всего лишь акцентировали внимание на психологических проблемам Чехова, на том, что даже гениям ничто человеческое не чуждо. Смотреть можно.

3. Документальный фильм из цикла "Исторические хроники с Николаем Сванидзе". 1904 год. Фильм не столько про Чехова, сколько про судьбы людей чеховского окружения в советское время. Интересен тем, кто уже хорошо знает биографию Чехова и интересуется историей, т.е. учителю, но не школьнику.

4.Посмотрела еще "Доктор Чехов. Рецепт бессмертия"( фильм телеканала "Культура"). Еще один фильм, раскрывающий современный взгляд на писателя, драматурга Чехова и углубляющий наши представления о нем. Фильм не для учеников, т.е. в нем нет интересной, цепляющей информации.

Дорогие читатели блога, а Вы обращаетесь к кинематографу, когда изучаете биографию писателя? Какие фильмы можете посоветовать?

среда, 3 июля 2019 г.

Участие в дебатах


15 апреля 2019 года я принимала участие в качестве кандидата в предварительном отборе кандидатов на депутата Волгоградской областной Думы от "Единой России". Нужно было принять участие в дебатах, которые проходили в с. Старая Полтавка. 
Это мои тезисы выступления.

суббота, 1 июня 2019 г.

Мысли в День защиты детей

Сегодня - День защиты детей. Чаще всего этот день считают праздником, скорее даже Днем детей. Но всё же это день ЗАЩИТЫ детей. да, дети нуждаются в любви и защите.И, пожалуй, это главное, что могут подарить  взрослые детям.
Особенно детям, которым по разным причинам тяжелее всего. Всю неделю занималась проблемами таких детей. Это и дети с ОВЗ, и дети, оказавшиеся по вине их родителей, в тяжелой ситуации...
В школе, самой обычной, всё больше детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья, а школа, т.е. учителя, ученики, не могут, не умеют,  не знают, как с такими детьми работать и жить. И хотя определенная работа ведется, учителя посещают курсы, учатся, с учениками беседуют, но всё же вопросов больше, чем ответов.
Чем помочь маме, у которой двое детей с ДЦП и оба не могут самостоятельно передвигаться, им постоянно нужна помощь, а они хотят учиться и учиться в школьном коллективе?
Как помочь маме, которая понимает, что её девочка нуждается в помощи, потому что не такая, как все, что может у неё ЗПР, но нет рядом ни врачей-специалистов, ни учителей, а уехать в город нет средств?
Как защитить этих детей от нависшей над ними угрозой несчастной жизни? И как защитить остальных 20 учеников, как создать им нормальные условия для учебы, если учитель всё внимание будет уделять такому ученику?
Как защитить детей от непрофессонализма врачей, которые не могут разглядеть болезнь у абсолютно здорового, по их заключениям, ребенка, и девочка умирает в один миг, просто не проснувшись?
Как защитить от непрофессионализма учителя, который просто не хочет работать по-новому, а по-старому не умел никогда, который хочет спокойно доработать до пенсии, и уволить его нельзя, и заменить некем?
А может, не нужно никакая защита? Может, это просто очень-очень жестокая, настоящая жизнь?

понедельник, 13 мая 2019 г.

15 мая - день дистанционного обучения в школе



15 мая – День дистанционного обучения. Учитель: Канева Н.М.
5 в класс - русский язык. Тема урока: «Повторяем орфографию»

1.       Используя выданный ранее логин и пароль, выполните задания в LearningApps.org из папки «Орфография». На «5» нужно выполнить все задания ( не забывайте нажимать на галочку), на «4» - 5 заданий, на «3» - 4 задания.

5в класс – литература. Тема урока: «Ганс Христиан Андерсен «Соловей»»
1.       Познакомьтесь с биографией сказочника, посмотрев диафильм. https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=m3z1K52f_bc
2.       Прочитайте сказку «Соловей» в учебнике или здесь: http://lukoshko.net/andersen/anders3.shtml
3.       Посмотрите мультфильм по сказке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=g-BsclgPMYY
4.       Ответьте на вопрос: «В чём смысл противопоставления живого и искусственного соловьев?», перейдя по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSelmhOKKQAFWygamdYHomSMnu9Jvve5IJXYTDboV5iXwqqpVA/viewform?usp=sf_link

10 а класс - литература. Тема урока: «Л.Н.Толстой «Война и мир»
1.       Посмотри видеоурок и запиши тезисно основную информацию в тетрадь: https://www.youtube.com/watch?time_continue=54&v=Zm35E0aj8uk

2.       Используя выданный ранее логин и пароль, выполните задания в LearningApps.org. На «5» нужно выполнить все задания ( не забывайте нажимать на галочку), на «4» - 4 задания, на «3» - 3 задания.

воскресенье, 5 мая 2019 г.

Задания по теме "Лексика" для 5 класса

В процессе изучения темы "Лексика" предлагаю пятиклассникам закрепить изученное, выполняя следующие задания:

1. Синонимы-1 https://learningapps.org/2828839
    Синонимы-2 https://learningapps.org/view1595148

2. Многозначные и однозначные слова: https://learningapps.org/view2470237

3. Устаревшие слова-1: https://learningapps.org/view2657899
     Устаревшие слова-2: https://learningapps.org/view253811

4. Антонимы-1: https://learningapps.org/view1672252
    Антонимы-2 https://learningapps.org/view2286048

5. Кроссворд по теме "Лексика": https://learningapps.org/view588939

    Паронимы-2: https://learningapps.org/view5338301

Для этого необходимо зайти на сайт приложения под своим логином и паролем, полученным от учителя. ЛОГИН и ПАРОЛЬ  НЕ МЕНЯТЬ, Процесс выполнения заданий отражается в таблице, которая видна учителю. Чтобы получить "отлично", необходимо выполнить 10 заданий, чтобы получить "хорошо" - 7 заданий, чтобы получить " удовлетворительно" - выполнить надо 5 заданий. 

понедельник, 28 января 2019 г.

"Перевернутый класс": урок для 10 класса

Здравствуйте, мои дорогие десятиклассники!

Сегодня мы проводим урок русского языка в такой форме - форме "перевернутого класса". Это значит, что вы выполняете задания, изучаете предложенный материал самостоятельно, а на уроке мы посвятим время практической работе и ответам на ваши вопросы.

Тема урока: "Имя прилагательное
 ( обобщение)"

1.Но сначала наше традиционное задание: работа со словарными словами. Запишите в тетрадь лексическое значение данных ниже слов, запомните их правописание.
Блок № 9: дефект, мегера, рецензия, резерв, эфемерность, деноминация, пьедестал, магнетизм, мезонин, пантеон, плеяда, десятеричный.

2. На прошлом уроке мы говорили об имени существительном и способности имен собственных становится именами нарицательными. Перейдите по ссылке и запишите в тетрадь слова, которые произошли от фамилий или были когда-то именами собственными.

http://bibliokniga115.blogspot.com/2019/01/18-slov-iz-russkogo-yazyka-kotorye-na-samom-dele-yavlyayutsya-familiyami.html

3. А теперь просмотрите видео ролик и вспомните признаки имени прилагательного. В тетрадях нарисуйте интеллект-карту или кластер по теме "Имя прилагательное как часть речи".

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=Jh51BPahOlI

4. Прочитайте текст и выполните в тетради задания, которые даны после текста.

Русский язык. Не боясь быть банальной, процитирую хрестоматийное: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».
Мы же теряем его, пользуясь военно- поэтической терминологией, пядь за пядью.
     Ладно, когда дети  «рдевшие ланиты» понимают как «покрасневшие уши». Хуже, когда от современных школьников узнаешь, что  «порядочный» человек – человек, ставящий всякую вещь на своё место, а «алчный» - участвующий в популярной телеигре.  Горьковское предложение  «он был бос» понимается как «он был  начальник». А почему при этом  «в вытертых штанах»? Да именно потому, что  «босс»: ходил же Форд в потертых джинсах!
    Но, может , самое грустное, что дети не понимают значений важнейших слов «благородный», «самоотверженный», а также  «тщеславный», «корыстный», «коварный», «вероломный» - им хватает двух слов: «хороший» и «плохой». Даже Эллочкин словарь богаче. «Людоедке» из «12 стульев» нужно было тридцать.
   Можно, конечно, сказать, что это всего лишь слова и вовсе не обязательно, что невежественный человек, не знающий слова «милосердие», никогда не поможет ближнему и , наоборот, знающий его непременно станет самым добрым. Это так, но речь не о том, чтобы научить детей говорить «метко», а о том, чтобы сделать нас подлинным народом. Напоминаю еще более хрестоматийное: «И назовет меня всяк сущий в ней язык…»
Но русский язык сокращается, как шагреневая кожа, уходит как вода в зыбучий песок. Почему? Чтобы найти ответ, надо вспомнить, откуда язык приходит: из общения и чтения. Но дети и родители сегодня разобщены. Что касается чтения, то тут и говорить нечего. И сегодня воевать за русский язык – значит бороться и за литературу, на нем написанную.
- Какова тема и идея этого текста? Как можно озаглавить?
-Выпишите из текста прилагательные в составе словосочетаний, относящиеся к разным лексико-грамматическим разрядам. 
-В каких формах употреблены прилагательные в тексте? Приведите примеры.
-Какова синтаксическая роль кратких прилагательных? Прилагательных в различных формах степеней сравнения? Приведите примеры из текста.
-Найдите в тексте существительные, образованные путём перехода из прилагательных.

- О чем это рассуждение? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова его 
позиция?
- Разделяете ли вы точку зрения автора? Почему? Докажите свою позицию.

На этом наш урок завершен. Записи, сделанные вами во время выполнения заданий урока, должны быть предоставлены учителю. 

В комментариях прошу написать о своих впечатлениях от такой формы урока: было трудно или легко, интересно или нет, что вызвало затруднения, нужно ли проводить уроки в такой форме.