среда, 19 августа 2015 г.

Буктрейлер на уроке литературы

Всё ближе начало нового учебного года... Всё больше задумываюсь о первых уроках в году. Хочется, чтобы они были яркими, запоминающимися и неутомительными. Обычно я начинаю изучение литературы в 9-11 классах с уроков, которые я называю уроками-прологами ( термин не мой, его я узнала еще во время студенческой практики в школе от замечательного учителя Н.М.Скоркиной). Во время урока я стараюсь познакомить учеников с логикой курса, с авторами и произведениями, которые мы будем изучать. Факты стараюсь подбирать интересные, заинтересовать и биографией, и произведениями. И если раньше я готовила к таким урокам выставки портретов и иллюстраций ( в конце 90-х), потом презентации, то в этом году хотела бы включить в урок буктрейлеры. Для тех, кто не в теме, напомню, что буктрейлер - анонс на книгу в виде короткого видеоролика, тизера, который включает в себя самые яркие моменты книги или в том или ином виде визуализирует ее содержание. Примитивно говоря — клип по книге. Уже понятно, что это может быть новым жанром, в котором заложено масса возможностей, в первую очередь — по привлечению интереса к чтению. Красивые и увлекательные сюжеты, снятые захватывающе, дорого и качественно, могут стать самостоятельным мультимедиа-жанром. С буктрейлерами в некоторых классах мы знакомились в этом году, теперь же собрала ссылки на буктрейлеры, которые будут на уроках в 10 и 9 классах. А к некоторым программным произведениям буктрейлеров нет, значит, можно проявить творчество самим и быть первыми). Но ведь нельзя же пассивно это смотреть, поэтому предложу ученикам оценить качество буктрейлеров с разных точек зрения. Надеюсь, будет интересно. А как вы проводите первые уроки в году? Как вам нравится моя идея?

Кстати, теме первых уроков в году посвящен номер газеты "Литература".

10 класс
  1. И.С.Тургенев "Отцы и дети"
http://www.youtube.com/watch?v=0Ok0bDqMT4g
2. А.Н.Островский "Гроза" http://www.youtube.com/watch?v=KWbr2xnz674
3. А.П.Чехов "Вишневый сад" http://www.youtube.com/watch?v=2QKHEzUSWiA
4. И.А.Гончаров "Обломов" http://www.youtube.com/watch?v=kiVUXr61VYM
5. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
http://www.youtube.com/watch?t=18&v=xk7WQm4WoIU
6. Л.Н.Толстой "Война и мир"  http://www.youtube.com/watch?v=7RgQUgKvvsw


9 класс
1. А.С.Пушкин "Евгений Онегин" http://www.youtube.com/watch?t=15&v=6VjsLYyaP5Y
2. М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" http://www.youtube.com/watch?v=QUPi6qjsP2I
3. Н.В.Гоголь "Мертвые души"
http://www.youtube.com/watch?t=86&v=bXJ-OZPbbYY
4. А.С.Грибоедов "Горе от ума" https://musvid.net/videocat/горе%20от%20ума
5. М.А.Булгаков "Собачье сердце"
http://www.youtube.com/watch?v=dlztSfSreQA
6. М.А.Шолохов "Судьба человека" http://www.youtube.com/watch?v=R6qXt1F1LIk


пятница, 14 августа 2015 г.

И еще одно стихотворение Бродского

Дождь в августе


Среди бела дня начинает стремглав смеркаться, и
кучевое пальто норовит обернуться шубой
с неземного плеча. Под напором дождя акация
становится слишком шумной.
Не иголка, не нитка, но нечто бесспорно швейное,
фирмы Зингер почти с примесью ржавой лейки,
слышится в этом стрекоте; и герань обнажает шейные
позвонки белошвейки.

Как семейно шуршанье дождя! как хорошо заштопаны
им прорехи в пейзаже изношенном, будь то выпас
или междудеревье, околица, лужа -- чтоб они
зренью не дали выпасть
из пространства. Дождь! двигатель близорукости,
летописец вне кельи, жадный до пищи постной,
испещряющий суглинок, точно перо без рукописи,
клинописью и оспой.

Повернуться спиной к окну и увидеть шинель с погонами
на коричневой вешалке, чернобурку на спинке кресла,
бахрому желтой скатерти, что, совладав с законами
тяготенья, воскресла
и накрыла обеденный стол, за которым втроем за ужином
мы сидим поздно вечером, и ты говоришь сонливым,
совершенно моим, но дальностью лет приглушенным
голосом: "Ну и ливень".

1988

четверг, 13 августа 2015 г.

Читаю стихи про август...

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

О сад ночной, таинственный орган,
Лес длинных труб, приют виолончелей! 
О сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!
Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб, и тополь - потрясеньем
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.
Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах,
И в воздухе мелькали тельца птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
Легли внизу десятки длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.
О сад ночной, о бедный сад ночной,
О существа, заснувшие надолго!
О вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень звездного осколка!


среда, 12 августа 2015 г.

Еще про август

Иосиф Бродский

Август

Маленькие города, где вам не скажут правду.
Да и зачем вам она, ведь всё равно - вчера.
Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
известному только поезду. Где-то гудит пчела.

Сделав себе карьеру из перепутья, витязь
сам теперь светофор; плюс, впереди - река,
и разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
и теми, кто вас не помнит, тоже невелика.

Запертые в жару, ставни увиты сплетнею
или просто плющом, чтоб не попасть впросак.
Загорелый подросток, выбежавший в переднюю,
у вас отбирает будущее, стоя в одних трусах.

Поэтому долго смеркается. Вечер обычно отлит
в форму вокзальной площади, со статуей и т. п.,
где взгляд, в котором читается "Будь ты проклят",
прямо пропорционален отсутствующей толпе.

вторник, 11 августа 2015 г.

Вечер в августе

 Бокал хорошего вина,
 Сгущая краски, бродят тени,
 Качнулась дыма пелена -  
 В мангал подброшены поленья.
 Семейство серых журавлей
 Пасётся на недальнем поле,
 Антоновка среди ветвей
Луна в колодезной неволе
 Купает круглые бока.
 Ложатся сумерки на плечи.
 Вина хорошего бокал...
 Хороший августовский вечер. 

Галина Карташова

Что Вы читаете на этой неделе?

Вот так плавно с понедельника я переместилась на вторник... Но всё же продолжаю фиксировать свой список чтения. Прошедшая неделя для меня стала рабочей, поэтому  прочитано мало. Список чтения остался тот же , что и на прошедшей неделе. Кому интересно, загляните сюда.
Я прочитала...
1. Произведение Алексея Лисаченко "Правдивые истории про Митю Печёнкина и его друзей", выставленное на конкурс "Новая детская книга". Сложно дать характеристику жанру: скорее, это рассказы, объединенные одним героем. Книга для младших школьников - класс 1-3. Добрая, тёплая, с мягким юмором. Рассказывает, как вы поняли, по Митю Печёнкина, мальчика, который много чем увлечён, с любопытством и интересом осваивает этот мир, и не его вина, что иногда это доставляет беспокойство другим людям. Читая, вспоминала Эмиля из Ленниберги, который и не желает никому ничего плохого, а постоянно попадает в какие-то переделки. А  вторую главу ( или рассказ) "Как я провел лето", построенную на словесной игре, можно почитать в классе на уроках русского языка.

2. Гузель Яхина "Зулейха открывает глаза". Это произведение включено в шорт-лист "Большой книги". История татарской женщины, оказавшейся в Сибири, на Ангаре, в результате раскулачивания. На меня самое сильное впечатление произвела первая глава, в которой описывается быт, повседневная жизнь этой женщины, Зулейхи, в своем родном селе. Выданная замуж в 15 лет за 45-летнего мужчину, проклинаемая своей свекровью, потерявшая своих четырех девочек, много чего пережившая в свои годы, она радуется той жизни, которой живёт, хотя жизнь её очень уж похожа на ад. Но всё меняется только к худшему: ее отправляют в Сибирь вместе с другими спецпоселенцами, другими "кулаками". Ад принимает другое обличье. Пожалуй, ничего нового в описании этого ада нет: книги о ГУЛАГе разнятся только в мелочах, но не в целом. Но здесь я по-новому увидела одного из тех, кто служит этой системе: Иван Игнатов так верит в правильность того, что он делает, что никогда не сомневается. Не сомневается до того момента, пока его не отправят сопровождать эшелон с раскулаченными. Он тоже пройдет все круги ада, но меня поразит
, как в нём будут уживаться уверенность в том, что эти люди враги, и в том, что о них надо заботиться ( кормить, поить, давать возможность жить). Он не становится мягче, лучше, добрее, но ответственность за людей, даже врагов, по его мнению, у него очень сильна. Финал книги открытый, чувствуется, что автору не хочется рассказывать, что будет дальше, я, как пессимист, не верю в счастливый финал, но вдруг... В книге много таких вдруг, дающих надежду ( излечение от сумасшествия Лейбе, письмо от Иконникова из Парижа, дыни, выращенные Суминским, спасение Луккой Игнатова...) По-моему, это попытка сказать, что и в аду есть место надежде, любви, вере, нежности...

Прошедшая неделя показала, что читать даже по одной книге в неделю трудно. Но продолжаю читать... Список тот же. 
1. Александр Дюма. Три мушкетера. ( 73/666)
2. Ремарк Триумфальная арка. ( 122/425)
3. Наиль Измайлов. Убыр.(106/394)
4. Стоунер ( 55/184)
5. Л.Н.Толстой "Война и мир". ( 369/726 - 1 книга)
6. Сергей Потёмник "Законодержец" ( 108/239)
 7. Белобров-Попов "Черная репа". 0

А что интересного прочитали на этой неделе Вы?

понедельник, 10 августа 2015 г.

Август, двое...

Вот и август, кончается лето.

С рук твоих утекает тепло,

То, чьим были с тобой мы согреты,

Открывая и в стужу  окно.



Уже птицы сбиваются в стаи

Их пугает грядущая стынь.

Уже август.  Тебя обнимая,

На губах ощущаю полынь.



Нам бы крылья…. Сорваться, как птицы

И в бескрайнюю даль улететь,

Расширяя сознанья границы,

Чтобы новую песню запеть..



Только август…. Кончается лето.

С рук твоих утекает тепло.

Наша песня почти что допета,

Нот последних не взять – высоко!

      
Юрий Боярский

воскресенье, 9 августа 2015 г.

Август, но дело не в том...

Маргарита Алигер
Этого года неяркое лето.
В маленьких ёлках бревенчатый дом.
Август, а сердце ещё не согрето.
Минуло лето... Но дело не в том.
Рощу знобит по осенней погоде.
Тонут макушки в тумане густом.
Третий десяток уже на исходе.
Минула юность... Но дело не в том.
Старше ли на год, моложе ли на год,
дело не в том, закадычный дружок.
Вот на рябине зардевшихся ягод
первая горсточка, словно ожог.
Жаркая, терпкая, горькая ярость
в ночь овладела невзрачным кустом.
Смелая зрелость и сильная старость -
верность природе... Но дело не в том.
Сердце моё, ты давно научилось
крепко держать неприметную нить.
Всё бы не страшно, да что-то случилось.
В мире чего-то нельзя изменить.
Что-то случилось и врезалось в души
всем, кому было с тобой по пути.
Не обойти, не забыть, не разрушить,
как ни старайся и как ни верти.
Спутники, нам не грозит неизвестность.
Дожили мы до желанной поры.
Круче дорога и шире окрестность.
Мы высоко, на вершине горы.
Мы в непрестанном живём озаренье,
дышим глубоко, с равниной не в лад.
На высоте обостряется зренье,
пристальней и безошибочней взгляд.
Но на родные предметы и лица,
на августовский безветренный день
неотвратимо и строго ложится
трудной горы непреклонная тень.
Что же, товарищ, пройдём и сквозь это,
тень разгоняя упрямым трудом,
песней, которая кем-то не спета,
верой в грядущее, словом привета...
Этого года неяркое лето.
В маленьких ёлках бревенчатый дом.
1945

суббота, 8 августа 2015 г.

Нужно ли читать в школе современную детскую литературу?

Продолжение моего выступления на районном "Дне учителя литературы". Начало здесь.

В-четвертых, учителя может отпугнуть отсутствие времени на внеклассное чтение в программе, в рабочей программе самого учителя. В этой связи стоит вспомнить, что у учителя есть право выбора в пределах 20% учебного времени. Но ведь для того, чтобы предложить прочитать достаточно 2-3 минут, а выявить, что читают и обсудить это, можно найти много способов.
В-пятых, учителя жалуются, что ученики не читают. Да, читают не все, но тех, кто хочет прочитать, кто способен увлечься книгой, много. Отдельное выступление можно подготовить о мотивации чтения книг через участие в конкурсах, веб-квестах, проектах и даже через элементарное желание получить оценку за прочитанную книгу. Этим нужно заниматься в школе как можно раньше и постоянно. Об этом в моем блоге «Дневник сельской учительницы».
И в-шестых, я расскажу о том, как я работаю с современной литературой для детей. В одном из номеров газеты «Литература» ( столь мною любимом) прочитала статью с предложением связать произведения, изучаемые в школьной программе с современной литературой. Опираясь на произведения, прочитанные мною лично, я хочу назвать несколько имён.
5класс. Читаем «Бородино» М.Ю.Лермонтова. Всегда есть дети, интересующиеся историей. Кроме того, даже в учебнике есть задание: «Рассказать об одном дне Бородинской битвы глазами участников». Вот тут я и советую ученикам прочитать книгу Елены Ленковской из серии «Повелители времени» - «Спасти Кремль» о современных школьниках, попавших в 1812 год.
5 класс. Фольклор. Сказки. По программе Г.Меркина изучаем сказки не только русские, но и других народов. Я рекомендую детям прочитать книгу Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь?», героями которой являются персонажи фольклора народа коми. За занимательным сюжетом стоит разговор о серьезном: об исчезновении родных языков, деревень и деревенского быта, об экологических проблемах, но все же это сказка, в которой действуют сказочные герои.
6 класс. Читаем «В дурном обществе» В.Короленко, «Бедные люди» Л.Н.Толстого. После разговора о том, что социальные проблемы есть и сейчас не могу не посоветовать прочитать книги Юлии Кузнецовой «Где папа?» и «Жучок», Дины Сабитовой «Где нет зимы» и «Три твоих времени».
8 класс. Произведения о любви идут одно за другим. Чехов, Куприн, Бунин. Но ведь это всё о взрослых! – такова точка зрения подростков. Я рекомендую прочитать повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «52 февраля». Первое чувство, которое сопровождается массой вопросов, связанных с гормональным взрывом. Эти авторы сумели очень деликатно подойти к теме.
Тема войны и фашизма особенно актуальна сейчас. Еще в прошлом году я советовала ученикам прочитать книгу Тода Штрассера «Волна», советовала и учителям истории обратить  свое внимание и учеников на эту книгу. Повесть об эксперименте американского учителя, сумевшего на реальном примере объяснить ученикам, почему так легко фашизм овладевает умами. И если для этой книги я пока не нашла, то книги о войне, появившиеся в издательстве Ильи Бернштейна, обязательно будут рекомендованы к прочтению после изучения рассказа М.Шолохова «Судьба человека» в 9 классе. Это  такие книги: Виктор Сёмин «Ласточка-звездочка», Виктор Драгунский «Он упал на траву», Вадим Шефнер «Сестра печали», Булат Окуджава «Будь здоров, школяр!».
Ежегодно вместе с ребятами в акции «Читаем детям о войне». В этом году буду читать всем - и 6, и 8 классу – рассказ Григория Черкашина «Кукла».
И не могу не сказать о двух книгах, раскрывающих опыт жизни в условиях государственного насилия над личностью, - Евгений Ельчин «Сталинский нос» и Ольга Громова «Сахарный ребенок». Таких книг для детей, в которых бы говорилось о репрессиях, еще не было.
Всеми ли учениками были и будут прочитаны книги? Безусловно, нет. Но если таких, кто будет читать самостоятельно и с удовольствием, будет лишь четверть- это тоже будет результат!