понедельник, 27 мая 2013 г.

Список для чтения летом после 6 класса

Родителям и детям моего любимого класса бывшего 6б, а теперь уже 7б дублирую список книг на лето. Не забывайте, что о своих впечатлениях от прочитанных книг вы можете рассказать прямо в блоге - в комментариях. Попробуем такую форму обмена мнениями о прочитанном!


  1. А.С. Пушкин. «Повести Белкина».
  2. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»
  3. И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Ася».
  4. А.К.Толстой. «Князь Серебряный»
  5. Л.Н.Толстой. «Детство». «Отрочество». «Юность»
  6. Н.С.Лесков. «Приведения в Инженерном замке»
  7. М.Горький. «Детство». «В людях»
  8. М.Шолохов. «Донские рассказы». «Судьба человека»
  9. В.П.Беляев. «Старая крепость»
  10. А.Приставкин. «Ночевала тучка золотая»
  11. В.Амлинский. «Тучи над городом встали»
  12. Р.Погодин. «Сколько стоит долг»
  13. Н.Дубов. «Мальчик у моря»
  14. В.Шукшин. «Экзамен»
  15. В Крапивин ` Всадники со станции Роса`, `Страха лопухастых островов`, `Мушкетер и фея`.
  16. А.Дюма. «Три мушкетёра» и др.
  17. Р.Сабатини. «Одиссея капитана Блада».
  18. Д.Лондон. «Мексиканец». «Белый клык». «Под палубным тентом» и др.
  19. В.Гюго. «93-й год». «Человек, который смеется» и др.
  20. Г.Р.Хаггард. «Дочь Монтесумы» и др.
  21. Р.Киплинг. «Дьявол и морская бездна»
  22. Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
  23. Рыбаков А. Трилогия о Кроше
  24. Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
  25. Сент-Экзюпери А. "Планета людей"  

  26.  Кстати, писать в блог можно не только о книгах из списка, но и о любых других книгах, вами прочитанных. С нетерпением буду ждать ваших отзывов.

Список для чтения летом после 7 класса

Вот он, наш список для чтения летом, составленный семиклассниками.


Список литературы для чтения летом
1.    У.Шекспир''Ромео и Джульетта''
2.    Д.И.Фонвизин ''Недоросль''
3.    Н.М. Карамзин ''Бедная Лиза''
4.    А.С.Пушкин ''Капитанская дочка''
5.    Н.В.Гоголь ''Ревизор''
6.    Ф.М.Достоевский ''Белые ночи''
7.    А.Т.Твардовский ''Василий Теркин''
8.    И.Мытько, А.Жвалевский «здесь вам не причинят никакого вреда»
9.    Ю. Кузнецова. Где папа?
10.              В.Березин. Последний мамонт
11.              В.Каверин «Два капитана»
12.              Д.Даррел. Моя семья и другие звери
13.              В.Алеников «Приключения Петрова и Васечкина» ( выбор Лизы)
14.              Е.Каретникова «Кто живет за стеной» ( от Светы)
15.              М.Шолохов «Донские рассказы» ( выбор Юлии Б.)
16.              Рейчел Уорд «Числа» ( выбор Вики)
17.              Б.Васильев «А зори здесь тихие» ( выбор Ангелины и Димы А.)
18.              В.Сотников «Полуостров сокровищ» ( выбор Юлии С.)
19.              Ю.Бондарев «Горячий снег» ( выбор Сергея)
20.              К.Булычев «Сто лет тому вперед» ( выбор Карины)
21.              В.Астафьев «Мальчик в белой рубахе» ( выбор Тимура)
22.              Ж.Верн «Дети капитана Гранта» ( выбор Виолетты)
23.              Зуфар Фархутдинов «Тайна стоит смерти» ( выбор Ирины)
24.              М.Поляков «Тайная война» ( выбор Ксении)
25.              В.Крапивин. Повести ( выбор Беслана)

Напоминаю вам, ребята, что по мере прочтения книг Вы можете вести свой читательский дневник прямо здесь, в комментариях.  Приятного вам чтения!

пятница, 17 мая 2013 г.

Составляем список для чтения летом вместе!

Мои дорогие семиклассники! Предлагаю вам поучаствовать в составлении списка  книг для чтения летом. Пусть у нас получится список именной: книги, заинтересовавшие твоих друзей, прочитанные Юлей или Сергеем, читать всегда интереснее. Прошу вас в комментариях написать автора и название книги, которую вы советуете прочитать другим, и коротко ее охарактеризовать ( почему вы ее выбрали, чем она может заинтересовать). Комментарии можно оставлять как анонимный посетитель, но  обязательно писать свое имя. Давайте вместе составим список книг для чтения ! Кстати, я уже в поиске интересных книг для вас.

Одиннадцатиклассникам

Он все ближе - этот страшный день ЕГЭ! Но все так хотят вам помочь. Перейдя по этой ссылке, вы получите возможность зарегистрироваться для участия в бесплатном вебинаре, посвященном подготовке к ЕГЭ. Буду смотреть вместе с вами, потом обсудим. У нас всё получится!

среда, 8 мая 2013 г.

"Читаем детям о войне"

Вчера я выступала организатором акции "Читаем детям о войне" в своей школе. Эту Международную акцию организовала Самарская областная детская библиотека. Приурочена эта акция была, конечно, к дню 9 мая - празднику нашей Победы. Я считаю, что хороши любые формы приобщения детей к литературе, поэтому с удовольствием участвую в таких мероприятиях. Я немного изменила предложенный библиотекой сценарий проведения данного мероприятия - не было у нас торжественного открытия, но главное ведь в другом - вспомнить о той Великой и Страшной войне, прочитать о ней. В трех классах я рассказывала о блокаде Ленинграда  и читала рассказ Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова". Нашла этот рассказ по подсказке журнала "Литература в школе". Хотя мои ученики всегда любят, когда им читают вслух, но в этот раз тишина в классе была такая... И тишина после того, как я закончила читать. В глазах многих стояли слезы. Нет, не все еще потеряно. Надо, надо проводить такие акции. Вглядитесь в глаза моих ребят на уроке. Такими серьезными их можно увидеть редко.
И как все это контрастировало с поведением ребят во время большого мероприятия... Значит, нужны другие формы воспитания патриотизма.
Спасибо Самарской библиотеке за акцию "Читаем детям о войне"!

А  о том, что еще я делала вместе с ребятами к этому празднику, можно прочитать на странице "Мой любимый класс".

четверг, 25 апреля 2013 г.

Определяем проблему текста


Вглядитесь в это лицо. Мудрость,терпение к людским слабостям, грустная ирония - всё это есть во взгляде. Это Валентин Распутин. Сегодня я предлагаю вам прочитать отрывок из  его рассказа. Я всегда удивляюсь, почему его произведений так мало в школьной программе? Ведь все с удовольствием читают его замечательный рассказ "Уроки французского", волнуют школьников и проблемы, поднимаемые автором в повести "Живи и помни", почти всегда большой интерес вызывает рассказ "Женский разговор", который я обычно читаю в классе. Вот и сегодня рассказ "Век живи - век учись", написанный в 1981 году, но не теряющий своей актуальностии по сей день, как и положено настоящей литературе.

Текст №6
Саня спустился, заставил себя умыться, вытер лицо рукавом рубашки и, замерев, прислушался. Все вокруг затаенно жило своей отдельной, не сходящейся в одно целое, жизнью: так же пошумливал в верхушках деревьев вялый, прерывистый ветер, слабо шевелилась с облизывающимся причмокиванием вода, пестрела, отдавая теплом, россыпь камней на берегу, плавали в воздухе над водой с резким моторным звуком круглые черные жуки. Сверху доносились неразборчивые и недружелюбные голоса дяди Володи и Митяя. Когда Саня подошел, они смолкли. 
 Рюкзак сполз с ведра, и оно, обвязанное сверху тряпкой, выделялось в темноте резкой, раздражающей глаз белизной. Саня не поленился и прикрыл ведро.

- Ну и что ты собираешься делать с этой ягодой? - вдруг спросил дядя Володя, спросил негромко, но как-то значительно, с ударением.
- Не знаю,- пожал плечами Саня. Он решил, что дядя Володя спрашивает потому, что не уверен, сумеет ли он, Саня, обработать без взрослых ягоду.Сварю, наверно, половину... половину истолку.
- Нельзя ее варить,- решительно и твердо сказал дядя Володя. И еще решительней добавил: - И есть ее нельзя.
- Почему?
- Кто, какой дурак берет ягоду в оцинкованную посуду? Да еще чтоб ночевала! Да такая ягода!
Саня ничего не понимал: какая такая особая ягода? При чем здесь ночевала? Что такое оцинкованное? Шутит, что ли, дядя Володя?
Митяй не сразу, с какой-то излишней задумчивостью и замедленностью поднялся, нагнулся над Саниным рюкзаком и стащил с ведра тряпку. И увидел ведро действительно оцинкованное.
- Ты, гад!..- оборачиваясь к дяде Володе, начал он.- Ты что же это делаешь, а? Ты что же это?..- Он двинулся к дяде Володе, тот вскочил.- Ведь ты же видал, ты знал, ты, главно, там видал! И дал парню набрать, дал ему вынести - ну, не гад ли, а?! Я тебя!..
- Только тронь! - предупредил дядя Володя, отскакивая, и закричал: - А ты не видал? Ты там не видал? Ты не знал? Чего ты ваньку валяешь? Оно на виду, оно открытое стояло! Ты что, маленький?!
Митяй опешил и остановился.
- Да видал! Видал! - завопил он.- Знал! Но у меня, главно, из головы вон. Я смотрел и не видел. А ты, гад, ждал. Я забыл, совсем забыл! 

- Больше не забудешь. Учить вас надо. И парень всю жизнь будет помнить.
Митяй заметался, словно что-то подыскивая под ногами, на глаза ему попалось ведро с открытой ягодой,- решительно и вне себя он выхватил это ведро из рюкзака и резким и быстрым движением вымахнул из него ягоду под откос. Она зашелестела, скатываясь, и затихла.
  - Митяй, ты что?! - вскочил до того сидевший и все еще ничего не понимавший Саня.- Зачем ты, Митяй?! Зачем?!
- Нельзя, Саня,- торопливо и испуганно забормотал Митяй, и сам пораженный той решимостью, с которой он расправился с ягодой.- Нельзя. Она, главно, за ночь сок дала... сам отравишься и других... никак нельзя в оцинкованное... Ну, идиот я, ну, идиот. От и до. Ходи с таким идиотом...
Он сел и затих. Саня подобрал ведро и поставил его в рюкзак, потом аккуратно, со странной внимательностью следя за собой, как за посторонним, застегнул рюкзак на все застежки.
- Теперь, дядечка Володечка, ходи и оглядывайся,- неожиданно спокойно сказал Митяй.- Такое гадство в тайгу нести... мало тебе поселка?!
- Сядешь,- так же спокойно ответил дядя Володя.- Сидел и еще сядешь.
- А я об тебя руки марать не буду,- уверенно и как дело решенное заявил Митяй.- На тебя первая же лесина сама свалится, первый же камень оборвется. Вот увидишь. Они такие фокусы не любят... ой, не любят!
Стал слышен стукоток поезда.
...Сане снились в эту ночь голоса. Ничего не происходило, но на разные лады в темноту и пустоту звучали в нем разные голоса. И все они шли из него, были частью его растревоженной плоти и мысли, все они повторяли то, что в растерянности, в тревоге или в гневе мог бы сказать он. Он узнавал и то, что мог бы сказать через много-много лет. И только один голос произнес такое, такие грязные и грубые слова и таким привычно-уверенным тоном, чего в нем не было и никогда не могло быть.
Он проснулся в ужасе: что это? кто ото? откуда в нем это взялось?

среда, 24 апреля 2013 г.

Читаем Людмилу Улицкую

О том, что я люблю произведения Людмилы Улицкой, вы уже знаете. Сегодня я хочу познакомить с ее рассказом "Искусство жить". Конечно, для анализа я предлагаю всего лишь отрывок из рассказа, но он стоит того, чтобы прочитать его полностью. Например, вот здесь.
А пока читаем, определяем проблему, делаем записи в комментариях.
Текст № 5


Лиля прилепилась к Жениному дому. Женя не выбирала ее в подруги: Лиля по своему человеческому назначению была родственницей. Всем родственницей. И Женя сдалась. Раздражалась, отбиваясь от Лилькиных духовных и медицинских забот, от неустанной домодельной пропаганды спасительного христианства, временами рявкала, но не могла не умиляться неутомимой Лилькиной готовности всем помочь, и немедленно. Она все глубже вникала в странную Лилину жизнь: та была человеком служения – опекала, облизывала и нянчила не только своего надутого неумного мужа и капризных вертлявых дочек. Так же беззаветно она служила своим подругам, друзьям и просто покупателям, совавшим свои рецепты в ее первое окно, сумками таскала лекарства знакомым и незнакомым и заливалась глубокой краской обиды и негодования, когда облагодетельствованные ею люди совали ей коробки с шоколадом или духи... Жила, едва сводя концы с концами, замотанная, избеганная, со жгучей тушью на глазах, растворяющейся от самовольных слез... И бегала так годы и годы: что-то кому-то везла, навещала каких-то старушек, вечно всюду опаздывала – даже на свои воскресные церковные службы, куда все зазывала стойкую Женю...
 Лиля долго восстанавливалась. Она вела героическую жизнь – часами мяла и дергала парализованную левую, делала какие-то нелепые китайские упражнения, до изнеможения терла вялое тело волосяной щеткой, катала шарики руками и ногами, и как-то постепенно она встала, заново научилась ходить, одеваться, кое-как управляясь одной рукой.

Женя, прежде избегавшая Лилиного дома, теперь часто заходила к ней – то приносила какое-нибудь простое угощение, то подбрасывала денег. К удивлению своему, Женя обнаружила, что множество людей, по большей части из церковного окружения, постоянно приходят к Лиле, сидят с ней, выводят погулять, помогают по хозяйству... На дочек рассчитывать особенно не приходилось – они страстно предавались молодой жизни, в которой было множество разных предложений, как в газете «Из рук в руки». Иногда, по вдохновению, они совершали хозяйственный подвиг: убирали квартиру или варили обед, и каждый раз ожидали не то похвалы, не то ордена... Лиля всякий раз благодарила, тихо радовалась и сообщала Жене:
– Ирочка сварила постный борщ! Такой вкусный!
 – Да что ты говоришь? Неужели сварила? – свирепела Женя.

А Лиля кротко улыбалась и оправдывалась:
– Женечка, не сердись, я ведь сама во всем виновата. После Сережиной смерти я же была как безумная. И баловала их безумно... Что теперь с них спрашивать?
Лиля говорила теперь негромким голосом, медленно. Прежняя ее энергия уходила теперь целиком на то, чтобы дошаркать до уборной, натянуть одной рукой штаны, кое-как умыться, почистить зубы. Выдавить из тюбика пасту на щетку одной рукой тоже надо было приспособиться. Женя едва не плакала от сострадания, а та, улыбаясь кривоватой улыбкой, объясняла:
– Я слишком много бегала, Женечка. Вот Господь и велел мне посидеть и подумать о своем поведении. Я и думаю теперь.
И была она тихая-претихая, и старая, и седая, и глаз она больше не красила – утратила мастерство, – и слезы иногда подтекали из поблекших глаз, но это не имело никакого значения...