среда, 27 мая 2015 г.

Анкета участника марафоне летнего чтения

Ребята, желающие принять участие в марафоне летнего чтения должны заполнить анкету участника. Таким образом вы заявите о своем участии в этом важном и нужном деле.

вторник, 26 мая 2015 г.

О чтении профессиональной литературы учителями


Списки книг на лето ученикам,  собственное участие в марафоне "Читать не вредно - вредно не читать" ( пусть даже без отчётов)... Вроде бы я постоянно читаю, знаю современным писателей не только по именам, но и по произведениям. И всё же... Сегодня, во время чтения книги Даниила Гранина "Эта странная жизнь", возник у меня вопрос к самой себе: а как много литературы профессиональной, а не художественной я прочитала хотя бы за последний год? Вышло не просто немного, а почти ничего... Кроме журналов издательского дома "Первое сентября" - "Русский язык" и "Литература", прочитала Дуга Лемова, отрывки из книги М.Поташника и всё? Не считать же чтением профессиональной литературы статьи из журналов "Русский язык в школе" и "Литература в школе" за прошлые годы... А ведь и ФГОСы у нас, и много еще чего... А "Первое сентября" с 90% уверенностью заявляет о закрытии журнала "Литература", например, на 2016 год... Вот так обидно! Лишусь я любимого журнала, и вообще останусь темной и непросвещенной.....


 Обращаюсь к своим коллегам-учителям.Давайте порассуждаем, можно ли учителю литературы ограничиться чтением только художественной литературы? Можно ли считать чтением профессиональной литературы чтение профессиональных журналов? Какую профессиональную литературу вы читаете? Что можете посоветовать? 

понедельник, 25 мая 2015 г.

Летний марафон чтения начинается!



Почему же летний, ведь лето еще не наступило? Да, но в нашей школе учебный год уже закончен, а значит, по традиции все мои ученики получили список книг на лето, которые желательно прочитать. А читать мы будем их вместе, соревнуясь друг с другом. Хотя я уже рассказывала в классе о правилах марафона, но повторю еще раз. До 1 июня каждый желающий принять участие в  летнем марафоне чтения должен заполнить анкету участника, можно это сделать и позже. В этом блоге нужно будет писать свои отзывы о прочитанных книгах в комментариях к сообщениях с ярлыком "летний марафон чтения".  Все отзывы одного участника будут суммироваться: 1 отзыв о книге из рекомендованного списка = 2 читалки, 1 отзыв о самостоятельно прочитанной книге  = 1 читалка. Можно увеличить количество читалок, если дать правильные ответы на вопросы  викторины, которая будет появляться каждую неделю: 1 правильный ответ, присланный раньше всех, = 1 читалка. Победителей и участников ждут призы и поощрение - всё так, как мы и договаривались. Летний марафон чтения закончится вместе с летом: последний день написания отзывов - 31 августа. Списки книг для чтения можно найти в блоге. Интересных вам книг и новых впечатлений, ребята!

суббота, 18 апреля 2015 г.

О сочинении в 9 классе

В одном из комментариев ко мне обратилась Эльвира Георгиевна Дунаева  из Эстонии ( блог "Dunaeva.info") с просьбой подсказать какие-нибудь темы для ее учеников из русской гимназии. В блоге уже опубликованы 22 темы сочинения для экзамена в 9 классе. 

Я, конечно, задумалась... Эльвира Георгиевна, я с ужасом поняла, что на такие темы, как предлагаете Вы, я со своими учениками сочинений не пишу... особенно в 9 классе, когда передо мной стоит задача - подготовить к сдаче государственного экзамена. А там строго определённые критерии, строго определённый шаблон ( увы!). В этом году, например, ученику надо написать одно сочинение из трех, предложенных в данной работе.

Первая тема предполагает объяснение содержания слов какого-либо лингвиста или писателя, в которых речь идет об особенностях русского языка или отдельных его единиц.

Вторая тема нацелена на умение работать с предложенным фрагментом художественного текста. Ученик должен объяснить, как он понимает слова из текста, которые даны в качестве темы сочинения. 

Третья тема нацеливает порассуждать о каких-либо нравственных категориях. Если заглянуть в ОБЗ, то там можно найти следующие формулировки: "Что такое дружба?" "Что такое материнская любовь?", "Что такое жизненные ценности?.... нравственный выбор? неуверенность в себе?   взаимовыручка? ... доброта?  ... сила духа?  ... настоящее искусство? ...любовь? " В сборнике И.П.Цыбулько можно найти темы: "Каким должен быть учитель?". "Что такое сострадание? ...самовоспитание? природа? и др."  Необходимо дать определение понятию и аргументировать свою точку зрения с опорой на текст, который предложен, а также обращением к другим литературным произведениям или жизненному опыту. Я своих учеников ориентирую на вторую и третью тему, хотя часть из них справились бы и со сложной первой темой. 

Но я именно в 5-8 классах стараюсь много внимания уделять сочинениям. Я работаю по программе Е.Н.Никитиной "Русская речь" в большинстве классов, и она мне нравится. Но к темам сочинений подхожу всё-таки по своему. Из наиболее понравившихся мне и ребятам в этом году были сочинения по цитатам в 9 классе "Каждый человек - цитата из всех его предков" ( Р.Эмерсон), "Книга, которую я посоветовал бы прочитать учителю", в 8 классе " О чем рассказал памятник" ( писали о памятнике, который находится в нашем селе), "Слушая музыку..." ( ученики рассказывали о своих ощущениях от конкретных музыкальных произведений),  "Улица моего детства", в 6 классе в этом году интересной оказалась тема "Компьютеры будущего". Кроме того, я часто привлекаю учеников к участию в разных конкурсах творческих работ, помогаю им, редактирую вместе с ними тексты, выпускаю школьную газету... Так что, уважаемая Эльвира Георгиевна, думаю, что помочь я Вам не смогу, увы! Темы у меня всё какие-то не экзаменационные...