понедельник, 17 декабря 2018 г.

Новогодний кроссквест на уроке русского языка


Кроссквест - это может быть и разгадывание кроссворда, и сбор слова из букв, и разгадыванием загадок и головоломок. Вот и я придумала для своих пятиклашек новогодний кроссквест. Не поверите, но они почти совсем не умеют разгадывать загадки. У меня кроссквест на новогоднюю тематику, почти целиком состоящий из загадок. Но есть и еще одна задача у этого квеста: мы будем повторять тему "Простое и сложное предложение". Загадки будут выводиться на доску как слайды, чтобы предложения были у детей перед глазами. Сначала анализируем предложения, потом, когда загадку отгадают, ребята получат нужную букву на листочке. В конце работы нужно будет из букв собрать слово.

1. Мухи белые летают, 
о зиме нам сообщают,
Холод в небе их рождает,
а тепло их побеждает.
2. Этот фрукт под Новый год
Каждый в дом к себе зовёт.
Им и елку украшают,
И детишек угощают.
3. Быстро на небо залез,
Ярко вспыхнул и исчез.
4. Стоит дом в 12 окон,
В каждом доме по 4 девицы,
у каждой девицы по 7 веретён,
У каждого веретена разное имя.
5. Какой город считается родиной Деда Мороза?
6. Бор заснеженный стоит,
Сосен слышен скрип и треск,
Праздник Новый год прошёл,
Какой месяц к нам пришёл?
7. Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики,
Говорят, ему сто лет, 
А шалит, как маленький.
8. Весь век идёт Еремушка:
Ни сна ему, ни дрёмушки.
Он шагом точный счет ведет,
А всё же с мечта не сойдёт.
9. Автор сказки " 12 месяцев".
10. Автор сказки "Снежная королева".
В итоге должно получиться слово "Снегурочка", от имени которой каждый ребенок получит бумажный новогодний шарик с поздравлением.
Надеюсь, что всё получится. Ведь это #учительвпорядке#учитель_в_сказке.

четверг, 13 декабря 2018 г.

Аксессуары для учителя


Учитель и аксессуары... Об этом предлагает подумать Екатерина Свидерская, имидж-консультант. Посмотрела её урок для учителей, подумала... всё же я отношусь к первому типу женщин, у которых очень мало всяких аксессуаров. 

Не ношу серьги. 
Не ношу часы, после того, как везде стала носить с собой телефон. Но часы мне периодически хочется... 
Практически не ношу шарфы и платки.
Обручальное кольцо я последнее время тоже не ношу: его нет ни у меня, ни у мужа...
Нет браслетов и браслетиков.
Обязательно ношу золотую цепочку с крестиком, без неё чувствую себя незащищенной. 
Последние лет пять моя любовь - серебряные кольца, желательно крупные и много.
И еще бусы, лучше если длинные.
Вот так скромно...

А как у вас?

вторник, 11 декабря 2018 г.

Игры на уроках русского языка

Помните эту историю?
-Бабушка, приезжай к нам, свари борщ.
-А что мама делает?
-Мама в "Одноклассниках"
-А папа?
 - Папа на войне в "Танках".
-Вот дают. Ладно, внучек, приеду. Сейчас только помидоры с перцем досажу на "Моей" ферме и приеду. 
Именно с этого диалога начиналось мое выступление "Дидактические настольные игры на уроках русского языка в 5-11 классах" на межмуниципальном конкурсе "Дидактический материал-2016", о котором я вспомнила, прослушав вебинары Ольги Шестериковой.
Привыкшие с детства к компьютеру ученики уже не воспринимают мои доморощенные попытки создать игры-тренажёры, ведь те компьютерные игры, в которые они играют, "круче" во много раз.В то же время перенасыщенность всякими гаджетами отчуждает учеников друг от друга, они того и гляди разучатся не только общаться друг с другом ( что уже происходит), но и говорить ( кстати, подобная ситуация описана в книге "Время всегда хорошее" Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак).
Выход из этой ситуации подсказали сами ученики. Настольные игры! Конечно, есть сейчас уже профессионально изданные игры, например, "Ударник литературной речи" или "Орфограф" ( из того, что есть у меня). Но я начинала с другого. В рамках проекта "Тайны сладких названий" моей ученицей были подготовлены разные игры с использованием конфетных фантиков "Орфографический турнир", "Словечко!", "Конфетный букет!", "Морфемы-смыслиночки" ( если интересно, расскажу).
Следующая игра - орфографическое домино "Чередующаяся гласная в корне слова". Самое интересное, что в 10 классе ( а первый раз мы играли в нем) были ученики, которые никогда в домино не играли, а если и слышали слово, то правил не знают.
Потом были домино "Буквы о-ё после шипящих", "Глагольные карты", мемори "н-нн в причастиях" и т.д.
Не буду теоретизировать. Игра всегда была у меня на уроке, одно время я специально собирала разные дидактические игры, изучала "Хрестоматию игровых приёмов" В.Букатова, и поняла: без игры, без шутки обучать трудно и почти невозможно.
Вебинар Ольги подарил мне несколько идей, посты участников квеста - ещё больше! Осталось только применять, и тогда будет # учительвпорядке#учитель_в_сказке.





пятница, 7 декабря 2018 г.

Дисциплина в классе:как создать рабочее настроение

В какой-то момент я стала понимать. что я резко сдаю свои позиции как интересный для учеников учитель, потому что за грудой административной работы становлюсь учителем "как все". Именно это привело меня в квест #учительвпорядке#учитель_в_сказке. И первое задание касалось дисциплины в классе. Посмотрев замечательный стрим Артёма Морозова (действительно интересный и полезный!!!), я бродила в раздумьях некоторое время, но надо было не думать, а делать! 

Я не могу сказать, что у меня много проблем с дисциплиной в классе. Считаю, что дисциплина необходима,  но установить её получается легко, если ученикам ИНТЕРЕСНО! Бывают классы, с которыми порой приходится "повоевать" ради их же блага. Вот и в этом году у меня пятый класс, в котором 19 девочек и 6 мальчиков.  Решила попробовать в нём идеи, которыми поделился Артём. 

Во-первых, я подумала о правилах. Я постоянно им об этом говорю, но почти безрезультатно. На цветных листах напечатала 5 простых правил, продумала систему наказаний и поощрений. Урок начался с обычной истории: опять сидят там, где им хочется, но не там, где надо. Начала говорить о том, что важно соблюдать правила.Предложила свои пять правил. Поговорили о том, что значит "заниматься посторонними делами". Дети сами предлагали варианты ответов. 
-- А сегодня у нас будет баттл: учитель против учеников! Если вы нарушаете правила, вы получаете черную метку - палочку на доске..
- А если Вы? - резонно спросили ученики.

Обсудили, а как предложенные правила относятся к учителю. В итоге мне пришлось перевести телефон на беззвучный режим ( пользоваться телефоном-то запрещено правилами!)

- Если вы выигрываете, то можете сами выбрать домашнее задание.
- А можно выбрать: без домашнего задания? А можно только учить параграф? - ученики лучше учителя понимают, что они хотят и что совсем без домашнего задания нельзя.

Но мне же надо на перспективу: "Если вы выигрываете, то в волшебную баночку мы положим новогоднюю конфету. Как только баночка наполнится, вы сможете выбрать какой-то необычный урок: урок на улице, урок кино... ( дальше я придумать не успела...)"

Честно говоря, такого эффекта от таких простых действий, я не ожидала! Урок прошёл почти без замечаний, но победить учителя им не удалось, причём это признали сами ученики: сначала девочки начали разговоры о чём-то постороннем, а после того, как дети уже сами обратили на это внимание и черная метка была получена, стали громко парировать доводы огорченных учеников... Проигрыш был признан обеими сторонами. Но дети попросили продолжить на втором уроке - литературе. И опять -  увы!!! Сообща пришли к выводу, что они молодцы, но невозможно сразу достичь высокого результата. Домашнее задание было...
А я, пожалуй, в первый раз не устала от работы в этом классе. Вот уж действительно  #учительвпорядке#учитель_в_сказке.