вторник, 28 марта 2023 г.

ОГЭ. Литература - 6

 Продолжаю марафон по литературе, хотя делать это из-за нехватки времени всё сложнее. Сегодня: критерии оценивания задания 2.1./2.2., новые задания по лирике.

Критерии оценивания задания 2.1/2.1, требующих написания связного ответа объемом 3-5 предложений.

Критерий 1. Соответствие ответа заданию

2 балла - фрагмент выбран в соответствии с заданием, ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента

1 балл - фрагмент выбран в соответствии с заданием, но ответ не позволяет судить о понимании текста выбранного фрагмента

0 баллов - фрагмент не выбран, или его выбор не соответствует заданию.

Критерий 2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации.

2 балла - Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. , фактические ошибки отсутствуют.

1 балл - Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, и/или допущены 1-2 фактические ошибки.

0 баллов - Суждения не аргументированы текстом, И/или авторская позиция искажена, и/или допущено три и более фактические ошибки.

Критерий 3. Логичность и соблюдение речевых норм.

2 балла - отсутствуют логические, речевые ошибки.

1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида ( логическая и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок.

0 баллов . Допущены две или более ошибки одного вида ( независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов.

Максимальный балл - 6 баллов.

Напоминаю, что если по критерию 1 выставляется 0 баллов, то дальше работа не проверяется и по другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 не может быть выставлено больше 1 балла. Если по критерию 2 ставится за ответ 0 баллов, то по критерию 1 не может быть больше 1 балла, а по критерию 3 выставляется 0 баллов.

А теперь задание 3.1./3.2. Совсем недавно с 8 классом читали стихотворения А.А.Фета, поэтому сегодня будет его стихотворение.

Прочитайте текст и выполните задания.

***

Учись у них  у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

                                (А.А. Фет, 1883)

 3.1. Как Вы понимаете идею данного стихотворения А.А.Фета?

3.2. Какие художественные средства помогают передать настроение и идею стихотворения А.А. Фета «Учись у них  у дуба, у берёзы»?

 

понедельник, 27 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-7

 Доброе утро! В нашем марафоне день седьмой. Сегодня выполняем задание 7 в ОГЭ по русскому языку.Анализ средств выразительности. 

1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

 1) Один, только один раз земля не уберегла меня... 2) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу. 3) Я сгорал от жажды. 4) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама. 5) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

 2. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то! 2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. 3) – Вот что значит – друзья! – сказал Пашка во весь голос и слегка качнул загипсованной рукой. 4) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие! 5) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате... 

 3. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе. 2) То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. 3) Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. 4) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара. 5) И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

 4.Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. 2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой. 3) Но я даже не подал виду. 4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. 5) Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!

 5. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. 2) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. 3) Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки. 4) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет. 5) Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль. 2) Я встал из-за стола, не сказав «спасибо». 3) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна. 4) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу. 5) Он [кружок колбасы] растаял во рту.

ОГЭ: Литература-5

 Сегодня, завершая  самый общий разговор о заданиях 1.1/1.2, хотела бы написать о критериях оценивания этих заданий. Хотя, может быть, именно с этого надо было начинать.

Критерии оценивания заданий 1.1/1.2 и 3.1./3.2

Критерий 1. Соответствие ответа заданию

2балла - Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании приведенного фрагмента/стихотворения

1 балл-Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведенного фрагмента/стихотворения, и/или авторская позиция искажена.

0 баллов - ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей.

Критерий 2. Привлечение текста произведения для аргументации

2 балла - Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. , фактические ошибки отсутствуют.

1 балл - Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, и/или допущены 1-2 фактические ошибки.

0 баллов - И/или авторская позиция искажена, и/или допущено три и более фактические ошибки.

Критерий 3. Логичность и соблюдение речевых норм.

2 балла - отсутствуют логические, речевые ошибки.

1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида ( логическая и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок.

0 баллов . Допущены две или более ошибки одного вида ( независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов.

Максимальный балл - 6 баллов.

Напоминаю, что если по критерию 1 выставляется 0 баллов, то дальше работа не проверяется и по другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 не может быть выставлено больше 1 балла. Если по критерию 2 ставится за ответ 0 баллов, то по критерию 1 не может быть больше 1 балла, а по критерию 3 выставляется 0 баллов.

А теперь посмотрим, какие идеальные, то есть набравшие максимальное количество баллов ответы можно дать на вопросы, которые уже были в нашем марафоне.

Задание 1.1 На основании приведенного фрагмента определите, в чем, с точки зрения самого Печорина, заключается противоречивость его характера?


На основе приведенного фрагмента романа "Герой нашего времени" можно проникнуть в некоторые, но далеко не все тайны и загадки характера Печорина.

Сам же герой сознает свои странности и непохожесть на окружающих. В исповеди Вернеру свое порой довольно странное поведение от объясняет тем, что в нём два человека: один будто бы живет, а другой осуждает его и анализирует поступки первого. Герой не может найти свое место в жизни, он лишен цельности и мучается от этой двуликости: с одной стороны, живет эгоистично и своевольно, с другой стороны как бы со стороны всматривается в себя и оценивает собственные поступки. ( ответ оценен 6 баллами)



Задание 1.2. Почему Печорин решает "раскрыть... душу" в разговоре с доктором Вернером?

В разговоре с доктором Вернером Печорин действительно "раскрывает" свою душу. Причина этого очевидна. "исповедь" состоялась накануне дуэли, возможной смерти героя. И, конечно, с приближением столь значимого поворотного момента в жизни хочется подвести некоторый итог, рассказать о самом сокровенном, о том горьком, что терзает душу на протяжении стольких лет.

Но нельзя сказать, что Печорин был до конца откровенен с доктором: он все же не открыл ему тайну о Вере, единственной женщине, которая, как говорит сам Печорин, смогла понять его. Хотя понимание характера Печорина, равно как и непонимание, не сделало влюбленных в него женщин счастливыми. ( ответ заслуживает всего 5 баллов: для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании, поэтому по критерию 2 всего 1 балл).


А теперь задание дня 5. Прежде напомню, что задание 3.1 и 3.2. аналогичны по критериям оценивания 1.1.и 1.2. и что нужно выполнить одно из двух заданий.


Прочитайте текст и выполните задания.

 


***


Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарей гремит телега

На замороженном пути.


Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет,

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.


Но возрожденья весть живая

Уж есть в пролётных журавлях,

И, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.


(А.А. Фет, 1854)


 Задание №1. Дайте развернутый ответ.

Какие образы стихотворения А.А. Фета указывают на приближение весны?


Задание №2. Дайте развернутый ответ.

Каковы композиционные особенности стихотворения «Ещё весны душистой нега…»?


воскресенье, 26 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-6:

 Мы подошли к шестому дню марафона. Задание 6. Анализ содержания текста.

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Коллекция из пластилина хранилась в шкафу.

2)  Пластилиновую армию свалил за книжный шкаф отец Марика.

3)  Марик, увидев, как расстроился его отец, сразу признал свою вину.

4)  Любимым занятием в детстве у рассказчика была лепка.

5)  Впоследствии Марик жалел о своём проступке.

(1)В детстве я мечтал быть скульптором. (2)Это устраивало всех: я тихо сидел у стола и лепил из пластилина. (3)Я лепил лошадей со всадниками и без, экипажи с людьми, кошек вместе с подоконниками, домики для жуков и кузнечиков и самолёты с сидящими внутри лётчиками в шлемах и комбинезонах. (4)Всё это было очень маленьким, миниатюрным.

(5)Однажды я вылепил целую армию. (6)Я вылепил танк, и истребитель, и бронетранспортёр, и везде сидели экипажи, и у экипажей были автоматы и знаки различия на погонах. (7)А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра. (8)У меня была морская пехота и ВДВ в лёгких самоходках, и всё было выверено по фотографиям в журналах «Советский воин» и газете «Красная звезда». (9)Вся эта роскошь занимала две коробки из-под пластинок. (10)Коробки стояли сверху на книгах, отлично входя между верхним обрезом ряда томов и низом следующей полки.

(11)Ну вот однажды всю мою пластилиновую технику свалили на пол, за книжный шкаф, всмятку. (12)Родительский гость, больше некому, смотрел книги и, не заметив, видимо, свалил коробки за книги.

(13)Когда я увидел, что произошло, то зарыдал горькими слезами, не помня ничего. (14)Копилась эта коллекция у меня, кстати, года два. (15)Других сокровищ у меня не было. (16)Игрушки и вещи меня интересовали очень мало. (17)В лепке, в этом важном для себя занятии, я не имел себе равных и полагал в нём всю свою будущую жизнь.

(18)Пришедший вместе с гостем его сын, мой приятель Марик, злился на отца и сочувствовал моей трагедии. (19)Отец испуганно и виновато пожимал плечами и неуверенно повторял, что он вроде ничего не ронял… (20)Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.

(21)Из нижних полок вынули книжки. (22)Я лично, никого не пустив, полез в пыльную полутьму. (23)Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал. (24)Всё общество собралось кругом и следило в скорбной тишине. (25)Повреждения оказались гораздо меньше ожидаемых и были вполне исправимы. (26)Коробки упали удачно. (27)Я хранил их до конца школы, а потом всю жизнь при всех переездах их хранили родители.

(28)Спустя многие годы мы встретились с Мариком.

— (29)А помнишь, у тебя тогда коробки с техникой за шкаф упали? (30)Так это я свалил, – вдруг признался он. (31)И в улыбке было больше удовлетворения, чем раскаяния. (32)Я раскрыл рот. (33)Помолчал. (34)Понял. (35)Но спросил:

– А зачем?

— (36)А так. – (37)Он пожал плечами. – (38)Завидно стало. (39)Я так не умел. (40)А чего, думаю, пусть и у него не будет.

(41)Мы помолчали.

— (42)А свалил на отца, – сказал он.

— (43)Ты извини, я потом жалел, – сказал он.

(44)Он был не первый такой из всех. (45)Он был первым из открывшихся. (46)И лучшим из них из всех. (47)Потому что остальные не жалели. (48)И я ему благодарен. (49)Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть. (50)И это нашёл, и это достал, и поправил, и оно уцелело. (51)Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.

 

(По М. Веллеру*)

Веллер Михаил Иосифович (род. в 1948 г.) – современный российский писатель, лауреат литературных премий.

2. Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1)  Жене родители купили новый велосипед, а Саша по неосторожности разбил его.

2)  Отец помог Жене искупить свою вину перед другом.

3)  Саша не хотел больше общаться с Женей.

4)  Саша не стал говорить родителям, что случилось с велосипедом.

5)  Друзья всегда приходили друг другу на помощь.


(1)Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5)Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6)Это большое счастье – иметь настоящих друзей.

 

(7)Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал, – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.

 

– (8)Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – (9)Хочешь, дам тебе покататься? (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

 

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.

(15)И вдруг – бабах!

 

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал.

(18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…

 

(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.

 

(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.

 

(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

 

– (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.

 

(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

 

(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.

 

– (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.

 

(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.

 

(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова?

(49)И так всё ясно.

 

(50)Великая вещь – дружба.

 

(По Е. Чепилка) *

 

Чепилка Елена – современная российская писательница, автор многих детских рассказов.



Ответы на предложенные задания. Текст 1. Ответы: 145 текст 2. Ответы: 245 Нужно очень внимательно читать текст, и придет успех!