пятница, 5 января 2024 г.

Писатели-юбиляры /январь 2024 года/

Помещаю в блог напоминалку о писателях - юбилярах, у которых круглые даты в январе 2024 года. думаю, что пригодится для уроков. А о ком, по Вашему мнению, я забыла? 

ЯНВАРЬ

1 января – 105 лет со дня рождения русского писателя Даниила Гранина (1919–2017). «Искатели», «Иду на грозу», «Блокадная книга».

1 января – 105 лет со дня рождения американского писателя Д. Д. Сэлинджера (1919–2010). «Над пропастью во ржи», «Выше стропила, плотники».

8 января – 200 лет со дня рождения английского писателя Уилки Коллинза (1824–1889). «Королева червей», «Женщина в белом», «Лунный камень».

12 января — 75 лет писателю и переводчику Харуко Мураками ( род. в 1949), Япония, «Медовый пирог», «Норвежский лес», «Светлячок», «Слушай песню ветра», «Страна чудес без тормозов и Конец Света»; 

17 января — 140 лет со дня рождения Сергея Городецкого, русского советского прозаика, поэта и драматурга (1884-1967), «Дикая воля», «Ива», «Перун», «Русь», «Явь»;

19 января – 215 лет со дня рождения американского писателя Эдгара Аллана По (1809–1849). «Убийство на улице Морг», «Падение дома Ашеров», «Чёрный кот».

22 января – 120 лет со дня рождения писателя и публициста Аркадия Гайдара (1904–1941). «Чук и Гек», «Тимур и его команда».

23 января – 60 лет со дня рождения российской детской писательницы Светланы Аркадьевны Лавровой (р. 1964). Произведения: повести и сказки «Отстаньте от людоеда», «Прогулки с говорящим котом», «Замок между мирами», «Привидение – это к счастью!», «Кошка до вторника», «Путешествие с вороном за пазухой», «Смерть приходит с помидором» и др. 

25 января – 150 лет со дня рождения английского писателя и драматурга Уильяма Сомерсета Моэма (1874–1965). «Театр», «Человек со шрамом», «Острие бритвы».

25 января -  70 лет со дня рождения израильского детского писателя
Давида Гроссмана (р. 1954) «Дуэль», «Бывают дети-зигзаги», «С кем бы побегать»

26 января – 220 лет со дня рождения французского писателя Эжена Сю (Мари Жозеф, 1804–1857). «Парижские тайны», «Протоколы сионских мудрецов».

27 января – 145 лет со дня рождения писателя и очеркиста Павла Бажова (1879–1950). «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

"Эмили" - фильм об Эмили Бронте

 

О сестрах Бронте, которые удивили мир своим незаурядным литературным талантом, знают, пожалуй, все. Но это не уменьшает интереса к их судьбам. Так в 2022 году  режиссером Френсис О,Коннор по ее собственному сценарию был снят очередной биографический фильм "Эмили". Поскольку я люблю смотреть фильмы о жизни писателей и поэтов, а также экранизации и поскольку я ничего не знала о биографии Эмили, то решила посмотреть этот фильм. Судьба этой девушки, чрезвычайно талантливой, ставшей автором "Грозового перевала", признанного классикой английской литературы, в изложении автора фильма оказалась весьма и весьма трагичной. 

Её гениальность, проявлявшаяся в придумывании забавных приключений с выдуманными героями, в написании романтических стихов, была непонятна окружающим - в деревне девушку считали странной. Отец-священник, видимо, слишком погруженный в свои проблемы: смерть жены, бедность, граничащая с нищетой, талантливые по-разному дети, с которыми тоже нелегко, - даже не стремится понимать Эмили, а она слишком ждет внимания и понимания именно от отца. Сложные взаимоотношения с сестрой Шарлоттой, которая, по мнению Эмили, не заботится о ней, а наоборот, старается принизить значимость ее увлечения писательством. Брат, с которым Эмили очень близка, но который не может побороть свои страсти. Наконец, молодой священник, влюбившийся в Эмили, открывший ей чудесный мир любви и предавший её. Как в клубке всех этих психологических проблем Эмили еще и смогла творить - вот совсем не знаю. В то же время не будем забывать, что биография Эмили рассматривается с современной точки зрения, когда мы все так любим покопаться в своих и чужих психологических травмах...

Обычно я, посмотрев биографические или исторические фильмы, стараюсь разобраться, насколько увиденное соответствует исторической правде. Здесь я этого делать даже не пыталась - мир чувств и переживаний не отражается в скупых строчках биографий...

Фильм получился достаточно суровым: на это работала и замечательная игра исполнительницы роли Эмили - Эммы Маки, и музыка Абеля Конежёвски, и безрадостные, серые декорации Англии начала 19 века, и дождь, который прям еще одно действующее лицо, почти не прекращающийся весь фильм. 

В целом мне было интересно - осталось только прочитать "Грозовой перевал", чтобы понять, кто же всё же выиграл в соперничестве двух сестер - Шарлотта или Эмили?

четверг, 4 января 2024 г.

В каких случаях я бездействую, надеясь на удачу, хотя всё зависит только от меня?

Вопросы для своих "размышлизмов" я придумываю не сама, мне их присылает чат-бот, поэтому не удивляйтесь.

В каких случаях я бездействую, надеясь на удачу, хотя всё зависит только от меня?

Интересный вопрос! Именно потому, что на удачу я практически никогда не надеюсь - большая я для этого уже девочка. Но бездействовать, надеясь на то, что проблема решится сама собой, могу. Делаю я это по двум причинам: 1) мне неприятно или не хочется это делать: 2) я не знаю, как это делать. Но такое бездействие я могу позволить себе только тогда, когда знаю, что это не приведет ни к каким критическим последствиям прямо сейчас или в обозримом будущем. 

Как с этим бороться? Всё уже придумано: 

  • с утра съешь "лягушку", т.е. выполни неприятное для тебя дело; 
  • "слона" надо разделить на кусочки, т.е. большое дело, особенно новое для тебя, надо выполнять небольшими порциями:
  • начни с мыслью поделать, делай 5 минут, а там, глядишь, и втянешься...
А как бы вы ответили на этот вопрос?

"Бронепароходы" Алексея Иванова


Иногда книги находят нас сами. Я много слышала про роман Алексея Иванова "Бронепароходы", но читать не собиралась. Но задумав купить книгу для сына, причем конкретные пожелания отсутствовали, я случайно наткнулась на те самые "Бронепароходы". "Вот и хорошо, - подумала я , - толстая и обо всем. Может, и понравится". Но сын, только прочитав аннотацию, категорически отказался от книги. А я начала читать. И не пожалела.

Конечно, можно открыть интернет и прочитать самые разные отзывы и рецензии на это произведение Алексея Иванова. В чем-то я с согласна с авторами, в чем-то нет. Для меня "Бронепароходы" - книга интересного жанра, в которой переплелись удивительным образом и исторический роман о гражданской войне, и семейная сага, и исследование о состоянии пароходства в России в начале ХХ века, и много чего еще...

Что удивило? Я действительно не осознавала, как широко было развито пароходство на реках России, причем не только на Волге. Читая об этом, с горечью осознаешь, что мы потеряли. А сейчас, спустя 100 лет, особенно. И многочисленные термины, которыми усеяны страницы романа, скорее развивали мой кругозор, но совсем не мешали читать.

Роман, конечно, о гражданской войне и о том, как вовлечены в нее оказались все те пароходы, буксиры, канонерские лодки, баржи, плавучие батареи, которые и составили разные флотилии, принадлежащие разным силам, участвующим в той войне идей и мнений. И не всегда люди, находящиеся на той или иной стороне, ищут правду, отстаивают свои идеи, часто они просто подчиняются событиям, хотят выжить, плывут по течению реки жизни. И автор их за это не осуждает, не заставляет чувствовать угрызения совести или страдать от неправильно сделанного выбора. И где-то в глубине души соглашаешься с ним, хотя мое советское, идеологическое воспитание противится этому.

Героев в книге много, но тех, на ком держится сюжет, объединяет, на мой взгляд, одно: наличие идейного стержня. Идеи могут быть разные: личное обогащение или вера в собственное предназначение, которое заключается в помощи инженерно одаренным людям, верность дружбе, вплоть до возможности пожертвовать своей жизнью ради сохранения семьи друга, или верность слову чести. Это было время такое? Почему сейчас в массе своей мы другие?

Сюжет достаточно увлекателен, чем-то напомнил мне построение романов Дины Рубиной: вроде бы всё, ниточка оборвалась, но  это чаще всего обманка, и герой воскреснет в нужный момент или, если не воскреснет, то обязательно даст новый толчок сюжету. Я такое люблю, мне это понравилось. Не понравилось другое - очень много крови, страданий, смертей. Может, и нельзя по-другому, но это реально страшно. Страшно и за того ребеночка, который смотрит на мир, только что родившись, на мир, в котором всё слишком рядом: и жизнь беспощадная, и вечер ангельский...

Роман к прочтению однозначно рекомендую, более того, включаю его в свою учительскую подборку произведений о гражданской войне.