среда, 17 января 2024 г.

Методические заметки

 За последний год в блоге появилась лишь одна моя заметка, связанная с моей учительской работой, а директорской вообще ни о одной. Решила понемногу для себя, для памяти писать и об этой стороне моей жизни тоже. Пусть будут "Методические заметки" - ЗаМЕДки

Начало третьей четверти, и пока еще есть силы и на уроки тоже. Стараюсь совместить подготовку к экзаменам с прохождением программы - это одна задача. Вторая задача - найти новые формы работы на уроке, которые сделали бы урок интереснее, привлекательнее, а значит, и мотивировали бы учеников. В решении этих задач часто обращаюсь к каналам, в основном, молодых коллег в Телеграме и иногда Вконтакте.

Четверг, 11 января. Русский язык. Первый урок в 3 четверти в 9 классе, том самом классе Ю, о котором я писала раньше. Сначала немного анализирую, как написали пробный экзамен. Если честно, то написали плохо, но другого я и не ожидала. задача максимум в этом классе- сдать на тройки, если не с первого, то со второго раза. Поэтому отрабатываем самые простые задания 7,9,10,11 из тестовой части и пишем сочинения и изложения, чтобы набрать баллы. Не забываем и про придаточные обстоятельственные, которые у нас по теме урока. В конце урока вспомнили о Международном дне спасибо. Домой получили карточки с заданиями по типу ОГЭ, который нашла в одном из телеграм-каналов.  

Вот эта карточка, еще раз говорю, что не моя.

 ( Минус урока - работу с придаточными предложениями надо было сделать более разнообразной).

Литература. Увы, приходится отрывать время от стихотворений Пушкина, чтобы готовить к устному собеседованию. Записали шпаргалку для описания фотографии, без шпаргалки больше 4 предложений сказать не получается. Затем посмотрели ролик из РЭШ, посвященный любовной лирике Пушкина, почитали стихи выразительно, получили задание выучить наизусть. Это домашнее задание для них понятно, кое-как они стихи выучат и расскажут. Такие уроки литературы для меня просто нож в сердце, но я бьюсь уже четвертый год, а результата, на который я рассчитываю, - нет.



вторник, 16 января 2024 г.

Еще один вебинар по рождественскому рассказу

 Продолжаю смотреть вебинары, посвященные рождественским рассказам. Смотрю понемногу, сразу выделить два часа не получается.. Что нового узнала? Узнала, что рождественский и святочный рассказ, оказывается, не одно и то же. Узнала, что в России рождественские рассказы, конечно, появились после Диккенса, но в полной мере канону, выработанному Диккенсом, не следовали. 

Интересным оказалось сопоставление сказки Г.Х.Андерсена "Ель" и сказки А.Куприна "Жизнь". Сказка Андерсена сама по себе хороша: есть о чем поговорить и с 5 классом, и с 10 классом. Порассуждать: в чем смысл жизни? А как стоит жить? Где брать силы на жизнь? Нужно ли жить ожиданиями?

В творчестве А.Куприна рождественские рассказы - это, конечно, "Чудесный доктор", "Тапер" и еще "Жизнь". Интересно сравнить с Андерсеном, и два мировоззрения, представленные в сказке, тоже сравнить интересно.

Открыла я для себя и такого автора, как Николай Вагнер. Оказывается, его называли "русским Андерсеном", но сейчас его творчество практически забыто. Самое известное его произведение - "Сказки кота Мурлыки". На вебинаре обращались к рассказу "Любка".

Но больше всего мне понравился рассказ Надежды Тэффи "Сосед". Какая  грустная гордость за русских в нем звучит: "Он никогда ни с кем не говорил о «Лерюссах», об этих странных и чудесных существах, которые пели, когда у них не было денег, угощали, когда нечего было есть, и завели клетку для канарейки, которой не было." Такой чудесный рассказ, что захотелось что-нибудь еще прочитать у Тэффи.

Святочные рассказы бывают разные, не всегда в них рассказывается о помощи бедным и обездоленным. Главное в произведениях о Рождестве Христове - это дух праздника: дух любви, объединяющий людей, даже из разных стран.

Интересно, что после революционных событий 1917 года традиция публикации рождественских рассказов утрачивается: одни культурные парадигмы сменяются другими, даже первое в отечественном литературоведении исследование, посвященное русскому рождественскому рассказу, появляется только в 1995 году и принадлежит Е.В.Душечкиной. Я нашла эту книгу в сети, теперь планирую ее прочитать.

Отчет о самообразовании закончен!

понедельник, 15 января 2024 г.

Что я читаю на этой неделе ( 15-21 января)

 Сначала отчет за прошедшую неделю. Ура! Я прочитала роман "Клара и солнце", о чем уже даже написала в блоге. Остальные пункты с прошлой недели пока не завершены, даже остались без изменений, что говорит о том, что такие большие книги, как "Молодая гвардия" или "Шолохов. Незаконный" надо читать долго, быстро не получается. Кроме того, в рамках вебинара о рождественском рассказе прочитала сказку Г.Андесена "Ель"(5), сказку А.Куприна "Жизнь"(6), рассказ Н.Вагнера "Любка"(7) и рассказ Н.Тэффи "Сосед"(8). Захотелось поближе познакомиться с творчеством Надежды Тэффи, поставила себе в планы. 

Оценивая свою занятость, понимаю, что на чтение времени остается совсем мало, поэтому по-прежнему в приоритете Захар Прилепин с повествованием про Шолохова, "Молодая гвардия", немного Паолы Волковой, всего одна лекция, Чечель, наверное, совсем читать не буду... И все же немного воспоминаний из детства: хочу прочитать "Чук и Гек" и "Военную тайну" Аркадия Гайдара.

Попробовала аудиокнигу, слушала частями, действительно, если руки заняты, например, вязанием, то следить за повествованием легче. 

Всем хорошей читательской недели!

воскресенье, 14 января 2024 г.

"Клара и солнце" Кадзуо Исигуро


 Подтолкнула меня к прочтению этой книги лауреата Нобелевской премии по литературе писатель Елена Ронина, которая рассказала о романе "Клара и солнце" на одной из встреч своего книжного онлайн-клуба. Я запомнила ее восхищение этой книгой, но совершенно не запомнила, почему она была так этой книгой увлечена. Начав читать, я долго не могла понять, когда же начнется самой действие, ведь очень уж  привыкла к закрученным сюжетам. А здесь простой и неспешный рассказ Клары, робота, ИП ( искусственная подруга, как ее называют в книге) о том, как она ждет своего покупателя, как этот покупатель, точнее, покупательница подросток Джоззи появляется, обещает вернуться и не возвращается, а Клара ждёт... Как всё же Клара становится ИП для Джози... Читая, ждешь - и что ? И тогда понимаешь, что сюжет - совсем-совсем не то, ради чего стоит читать эту книгу. 

Роман Кадзуо Исигуро - это список вопросов, которые задает автор, он задает их раньше, чем зададим их себе мы, поэтому, может, найдем и ответы... Или не найдем. 

Редко сейчас кто-то готов отказаться от благ, которые несут в себе умные машины, мы к ним уже привыкли - компьютеры живут вокруг нас своей активной жизнью. Но если такой компьютер в облике человека на правах члена семьи поселится у вас дома? И как член семьи будет требовать к себе не просто внимания, а любви и заботы? А если вдруг станет понятно, что у этой машины тоже есть сердце в значении душа?

 А готовы ли вы сделать своего ребенка форсированным, что дает гарантию более благополучного будущего, но в то же время   может и умереть - никто не застрахован от риска? 

Готовы ли вы в случае смерти ребенка заменить его роботом, точной копией вашего родного и любимого ребенка?  И любить этого робота также? Вот этот вопрос стал для меня особенно шокирующим, те, кто давно читают мой блог, поймут почему. 

Готовы ли расплачиваться за свои ошибки,  за свое неправильное на чей-то взгляд поведение благополучием и будущим своего ребенка?

Готовы ли выпасть из бешеного ритма жизни, когда встречаешься с родными всего полчаса утром и во время редких выходных, променять материальное благополучие и статус на то, что приносит удовольствие именно тебе?

Роман "Клара и солнце"  для меня стал книгой вопросов, на которые у меня нет однозначного "да" или "нет". Наверно, такой и должна быть настоящая литература.