вторник, 5 марта 2024 г.

Рассказ, вызвавший споры...


 А сегодня - Макс Фрай "Страшная тайна". 

(15/100) Рассказ мне показался обаятельным именно благодаря образу любящей, заботливой мамы, понимающей, готовой откликнуться на беды своего ребенка, даже если сама она этой бедой не считает. Когда читала, обратила внимание на то, что рассказчик не муж, а может, друг мамы, но она, стоя перед выбором, уделить внимание ребенку или другу, выбор делает в пользу ребенка. Кажется, что так должна делать каждая мама, но ведь довольно часто это бывает не так. Интересен и финал. Как отнестись к последним словам мамы? Если знать, что Макс Фрай творит в жанре фэнтези, то как к фантастическому допущению о существовании инопланетян. А если этого не знать, то можно удивиться находчивости и фантазии мамы дважды: сначала, когда она придумала историю про инопланетян для дочки, потом, когда она ее продолжила для друга. Меня немного зацепило про восемнадцать полов, но это звучит иронично, поэтому почему бы и нет, тем более что это почти в одном ряду и с Уэллсом, и с ромом, и с маминым другом...

Отдельный вопрос, нужно ли читать этот рассказ в школе? Кто-то считает, что не нужно, а можно, даже для анализа его предлагает ( разобрать для поиска проблем) или выступить с отрывком на "Живой классике", кто-то категорически против, увидев в рассказе буквально пропаганду разрушения традиционных ценностей: клянутся не на Библии, а на книге Уэллса, Библии в доме нет, у мамы не муж, а друг, ведут речь про восемнадцать полов, а еще и вспоминают ковбоев, терминаторов и таксистов... 

Макс Фрай — удивительное для отечественной фантастики явление. Долгое время под этим псевдонимом скрывалась писательница Светлана Мартынчик. Имя знаковое, и это один из авторов, которого мне хочется почитать, хотя бы чтобы иметь представление о его творчестве.


понедельник, 4 марта 2024 г.

Автор, книги которого я не читала

 Сегодня - Редьярд Киплинг "Стрелы Амура". Первые мысли: "О! Киплинг! уже интересно. И еще и "Стрелы амура"!" Предвкушала удовольствие... и обманулась. Может, в этом и состояла задача и писателя, и ведущего марафона? Как и многим, рассказ мне не понравился. Если ориентироваться на название, то можно увидеть эти торчащие из сердца стрелы и у Баггота, и у Кеббота, должны быть и у Китти...Формально так и есть. Но если приглядеться поближе, то амур тут совсем не причем. Не любовь это, а расчет. Каждый из героев расчетлив по-своему: Баггот за счет своего богатства и положения надеется заполучить Китти, Кеббот  готов сделать то же самое, рассчитывая на свою красоту, а Китти не нужен ни тот, ни другой, хоть и уезжает она с Кебботом, ее расчет в том, чтобы сделать по-своему, выделиться еще раз. В общем, не герои, а антигерои. И вот совсем зря, по-моему, сравнили их с Мери, Печориным и Грушницким в аннотации к рассказу: наши родные герои живые и искренние. Финал открыт, рассказ оборван, наверно, именно для того, чтобы читатель раздумывал о продолжении. Оказывается, писать о том, что не понравилось, - сложнее. ( 14/100)

Идеи, почерпнутые из обсуждения:

1.Надо уметь говорить "нет". Иначе вы узнаете все ужасы дружбы из жалости, любви из сочувствия, фальшивой радости и натужных восторгов. А самое противное превратитесь в безотказную куклу, которой все вертят, как хотят, но никто не уважает. /Архимандрит Савва (Мажуко)/

2.Самые яркие произведения Киплинга: сборники рассказов «Три солдата» и «Ви-Вилли-Винки», романы «Свет погас» и «Ким». Надо прочитать! С творчеством Киплинга почти не знакома.

3.Ксения Кислинская (https://stihi.ru/avtor/ksenijakorol)
На полутонах, на полупальцах
Полушепотом коснуться, приобнять.
Не отведать, только попытаться.
И отпрянуть, с ужасом поняв:
Не мое, не буду, не желаю,
Не растрачу всуе. По глотку.
Каждый атом внове воскрешаю
Через горечь. Через «не могу».



воскресенье, 3 марта 2024 г.

А сегодня "Зеленая дверь"

 


Сегодня в марафоне "30 рассказов за 30 дней" рассказ О.Генри. Только увидела имя автора и обрадовалась. Наверное, нет таких, кто не любил бы новеллы этого американского писателя. И "Зеленая дверь" оправдала мои ожидания. Люблю про судьбу, про знаки судьбы и про людей, которые способны эти знаки увидеть и пойти по их следу, не думая о последствиях. Отзывается в унисон к этой новелле "Фаталист" из "Героя нашего времени". На контрасте звучит  рассказ вчерашний : героя Мураками можно смело назвать псевдоискателем приключений, который увидел знак судьбы, но не решился сделать шаг навстречу.  А Рудольф мне понравился, хотя я из породы того самого большинства и в жизни искатели приключений меня не привлекают. ( 13/100)

Как использовать в школе? (идеи, найденные на марафоне)

1.Сравнить с героем предыдущего рассказа. Тот оказался полной противоположностью герою О Генри, Рудольфу Штейнеру.  А не дам ли почитать два эти рассказа для сравнения?!

2. Использовать как сочинение в формате ЕГЭ.

Основные проблемы: 
→ К чему приводит жажда приключений? 
→ Какую роль в жизни человека играют случайности? 
→ Кого можно назвать истинным искателем приключений? 
→ Нужно ли помогать незнакомцам? 
→ Нужно ли сострадать незнакомым людям?

3.Чтобы показать творческую манеру автора, художественный метод, познакомить с новеллой, читать "Дары волхвов", "Дороги, которые мы выбираем", "Кактус". 

4.Стихотворение в тему.

Однажды к каждому из нас,  
Без выбора по сорту, масти - 
Вдруг постучится тихо в дверь 
Его единственное счастье.
Шагнет устало за порог,  
Мол, извини, я заблудилось. 
Минуя тысячи дорог - 
Я здесь, я рядом,  я случилось.  
Ты наливай горячий чай, 
Теперь уж горе - не беда.
Закроет за собою дверь,  
Оставшись рядом навсегда.
@Анна Рассказчикова

5. Параллель: Дмитрий Хар "П.Ш. #Новая жизнь... ".,"Зеленая лампа" А.Грина

6. Почему бы не взять этот рассказ и рассказ Грина «Каждый сам миллионер» и не устроить дебаты/упражнение Джеффа.

суббота, 2 марта 2024 г.

Участвую в марафоне: еще один знакомый автор


 Продолжаю читать рассказы в марафоне "30 рассказов за 30 дней". Сегодня - «О встрече со стопроцентной девушкой погожим апрельским утром», автор -  Харуки Мураками.

Харуки Мураками читала, но автор, видимо, не мой...

Рассказ прочитан. О чем размышляла? О невозможности встретиться с стопроцентно твоим человеком. О том, что принимать решения, когда они касаются чувств, лучше опираясь на интуицию. О том, что ничего не надо откладывать на потом, есть возможность - пробуй, действуй, даже если это выглядит смешно, обстоятельства жизни могут быть сильнее нас, и второго шанса может не быть.

И вроде бы легкий, весенний рассказ перестает быть таким. Всего лишь мимолетная встреча героя с девушкой, которая была бы на сто процентов для него, оказалась трагедией. Разве не трагедия- потерять своего человека?

Цитаты из рассказа:

«Все может быть», — стучало в сердце. 
"Мне всегда приходят голову мысли, которыми бывает трудно воспользоваться." 
орошо ли, когда мечты сбываются так просто?"

 По итогам обсуждения рассказа добавлю, что хотелось бы прочитать и посмотреть: Ли Мие "Магазин снов мистера Талергута", фильм "Интуиция", Б.Вербер "Империя ангелов", Ричард Матисон "Куда приводят мечты", 

Как использовать в школе?

Запараллелить  с изучаемым в школе: "Ася" И.С.Тургенева, "Гранатовый браслет" А.И.Куприна.
Прочитать и попросить написать письмо своему будущему человеку, которого они ищут ( 8 класс). 

( 12/100)