четверг, 7 марта 2024 г.

А сегодня не рассказ, а сказка

 

Художник Анна Хопта

Как разнообразен любимый с детства Андерсен! Иногда грустен, иногда поучителен, иногда забавен, но всегда интересен. Сегодня прочитала еще одну его сказку "Двенадцать пассажиров".(17/100)  Нет в ней ни занимательного сюжета, ни поучительного вывода, но ее очень хочется принести на урок. Хочется придумывать самые разные задания, ведь эта сказка может стать отправной точкой для развития творчества детей. 

Идеи, предложенные участниками марафона:

1. Конечно, интересно связать этот произведение со сказкой С.Маршака "Двенадцать месяцев".

2. А еще поговорить о том, что в разных климатических зонах времена года не очень соответствуют единым календарным. Вот, например, на Чукотке март - этот ещё зимний месяц, а снег начинает таять в мае.  Когда читаем "Двенадцать месяцев", можно сравнить месяцы со своими погодными условиями и поговорить о том, как уникальна каждая страна, как отличает климат каждого региона нашего огромного государства. У каждого региона месяцы со своими дарами. 

3. Идея урока: делим класс на группы (4 или 12) каждой группе даём описание месяцев Андерсена и задание написать продолжение. Например, 1 группа получила описание летних месяцев, а написала про осенние. К концу урока получаем 12 описаний от детей и сравниваем с тем, что у сказочника. А дома можно иллюстрации рисовать или ИИ попросить сделать картинку по двум разным описаниям.

4. Можно по описанию месяцев у Андерсена загадки составлять, чтобы дети отгадывали, о каком из них идёт речь.

5,Может, попросить каждого ученика порассуждать, почему именно в такие образы облачены 12 месяцев Андерсеном? А какими предстают они у Маршака(особо не выделяются).  

6. Детям поможет разобраться во временах года и месяцах "в лицах", можно перед чтением предложить ребятам самим представить визитки (нарисовать и написать) или паспорта месяцев, чтобы они с собой принесли или какие  у нас ожидания от каждого месяца; очень много можно сделать в рамках реализации функциональной грамотности; как много разной и увлекательной работы можно провести по русскому языку - клад просто!

Моя идея: Когда-то у меня была идея на первом уроке в месяце особенно в 5 классе рассказывать о том, как появилось название месяца, чем месяц интересен. Продержалась я, правда, недолго, но хорошо помню, что интересным было начало урока про декабрь. Вот сюда бы очень классно вписалась и сказка Андерсена.

среда, 6 марта 2024 г.

Автор, не прочитанный в школе

 


Продолжаю читать рассказы. Сегодня - Марк Твен "Укрощение велосипеда". ( 16/100)  Марк Твен для меня - это автор, которого все читали в школе, а я прочла его впервые намного позже. Хотя дома была книжка Марка Твена , как сейчас помню, зеленая из серии "Школьная библиотека". Там, конечно, были "Приключения Тома Сойера". Но я дальше первой страницы в школе не продвинулась. А потом, уже в студенчестве, взахлеб читала и Тома, и Гекльберри Финна! А сегодня рассказ.

Неужели научиться кататься на велосипеде так же трудно, как укротить льва? Если учился этому в детстве, но можно ответить отрицательно. А если во взрослом возрасте? Твен легко, с самоиронией, с юмором по сути рассказал о том, как учиться не только ездить на велосипеде, но и учиться чему-то новому: главное - не спасовать, продолжать, даже если приходится постоянно прикладывать свинцовые примочки. Вот сегодня мне предложили посетить мастер-класс по рисованию. А я художник от слова худо! Но начитавшись рассказов этой недели, решила, что соглашусь. Еще заметила для себя мудрые мысли и про роль учителя (Во всяком случае, возьмите себе учителя  - это сбережет массу времени и свинцовой примочки), и про ценность житейского опыта (Некоторые воображают, будто несчастные случаи в нашей жизни, так  называемый "жизненный опыт", приносят нам  какую-то пользу. Желал  бы  я  знать,  каким образом?  Я  никогда  не видел, чтобы такие случаи  повторялись  дважды. Они всегда подстерегают нас там, где  не ждешь, и застают врасплох.") точнее, про отсутствие ценности): ", и про универсальный способ изучения чего-либо на примере немецкого языка: "Нет,  теперь я вижу, в чем беда с немецким языком: в том, что с него  нельзя свалиться и разбить себе нос.  Это поневоле  заставило бы приняться  за дело вплотную. И  все-таки,  по-моему,  единственный правильный  и надежный  путь научиться немецкому  языку -  изучать его  по велосипедному  способу.  Иначе говоря,  взяться  за одну какую-нибудь подлость и сидеть на  ней до тех пор, пока не выучишь, а не переходить к следующей, бросив первую на полдороге.", и про самоучек: "Самоучка редко знает  что-нибудь  как следует и обычно в десять раз меньше, чем узнал  бы с учителем;  кроме того, он  любит  хвастаться  и вводить  в  соблазн  других  легкомысленных  людей."

Думаю, обязательно возьму этот рассказ в начале 4 четверти и расскажу свои смешные истории из детства, чтобы и дети тоже присоединились к челленджу «Не бойся быть смешным!», тогда уж точно не так страшно, что ты чего-то не умеешь и не все сразу получается)

вторник, 5 марта 2024 г.

Рассказ, вызвавший споры...


 А сегодня - Макс Фрай "Страшная тайна". 

(15/100) Рассказ мне показался обаятельным именно благодаря образу любящей, заботливой мамы, понимающей, готовой откликнуться на беды своего ребенка, даже если сама она этой бедой не считает. Когда читала, обратила внимание на то, что рассказчик не муж, а может, друг мамы, но она, стоя перед выбором, уделить внимание ребенку или другу, выбор делает в пользу ребенка. Кажется, что так должна делать каждая мама, но ведь довольно часто это бывает не так. Интересен и финал. Как отнестись к последним словам мамы? Если знать, что Макс Фрай творит в жанре фэнтези, то как к фантастическому допущению о существовании инопланетян. А если этого не знать, то можно удивиться находчивости и фантазии мамы дважды: сначала, когда она придумала историю про инопланетян для дочки, потом, когда она ее продолжила для друга. Меня немного зацепило про восемнадцать полов, но это звучит иронично, поэтому почему бы и нет, тем более что это почти в одном ряду и с Уэллсом, и с ромом, и с маминым другом...

Отдельный вопрос, нужно ли читать этот рассказ в школе? Кто-то считает, что не нужно, а можно, даже для анализа его предлагает ( разобрать для поиска проблем) или выступить с отрывком на "Живой классике", кто-то категорически против, увидев в рассказе буквально пропаганду разрушения традиционных ценностей: клянутся не на Библии, а на книге Уэллса, Библии в доме нет, у мамы не муж, а друг, ведут речь про восемнадцать полов, а еще и вспоминают ковбоев, терминаторов и таксистов... 

Макс Фрай — удивительное для отечественной фантастики явление. Долгое время под этим псевдонимом скрывалась писательница Светлана Мартынчик. Имя знаковое, и это один из авторов, которого мне хочется почитать, хотя бы чтобы иметь представление о его творчестве.


понедельник, 4 марта 2024 г.

Автор, книги которого я не читала

 Сегодня - Редьярд Киплинг "Стрелы Амура". Первые мысли: "О! Киплинг! уже интересно. И еще и "Стрелы амура"!" Предвкушала удовольствие... и обманулась. Может, в этом и состояла задача и писателя, и ведущего марафона? Как и многим, рассказ мне не понравился. Если ориентироваться на название, то можно увидеть эти торчащие из сердца стрелы и у Баггота, и у Кеббота, должны быть и у Китти...Формально так и есть. Но если приглядеться поближе, то амур тут совсем не причем. Не любовь это, а расчет. Каждый из героев расчетлив по-своему: Баггот за счет своего богатства и положения надеется заполучить Китти, Кеббот  готов сделать то же самое, рассчитывая на свою красоту, а Китти не нужен ни тот, ни другой, хоть и уезжает она с Кебботом, ее расчет в том, чтобы сделать по-своему, выделиться еще раз. В общем, не герои, а антигерои. И вот совсем зря, по-моему, сравнили их с Мери, Печориным и Грушницким в аннотации к рассказу: наши родные герои живые и искренние. Финал открыт, рассказ оборван, наверно, именно для того, чтобы читатель раздумывал о продолжении. Оказывается, писать о том, что не понравилось, - сложнее. ( 14/100)

Идеи, почерпнутые из обсуждения:

1.Надо уметь говорить "нет". Иначе вы узнаете все ужасы дружбы из жалости, любви из сочувствия, фальшивой радости и натужных восторгов. А самое противное превратитесь в безотказную куклу, которой все вертят, как хотят, но никто не уважает. /Архимандрит Савва (Мажуко)/

2.Самые яркие произведения Киплинга: сборники рассказов «Три солдата» и «Ви-Вилли-Винки», романы «Свет погас» и «Ким». Надо прочитать! С творчеством Киплинга почти не знакома.

3.Ксения Кислинская (https://stihi.ru/avtor/ksenijakorol)
На полутонах, на полупальцах
Полушепотом коснуться, приобнять.
Не отведать, только попытаться.
И отпрянуть, с ужасом поняв:
Не мое, не буду, не желаю,
Не растрачу всуе. По глотку.
Каждый атом внове воскрешаю
Через горечь. Через «не могу».