пятница, 15 марта 2024 г.

Рассказ, который захотелось принести на урок

Сегодня опять новый для меня автор - Ричард Матесон. Выяснилось, что многие знают этого автора, да и рассказ в числе любимых. Для меня же это первое прочтение. Это автор книг "Куда приводят мечты" и "Я - легенда", которые были экранизированы и стали мегапопулярными.  Рассказ "Кнопка, кнопка" ( 25/100). Кстати, сегодня пройден "экватор" в марафоне чтения и четверть в моем личном вызове "100 рассказов". 

Рассказ, действительно, удивляет и дает пищу поразмышлять о многом. Например, о целях и средствах их достижения, о мечтах и реальности, о выборе и его последствиях, о доброте и жестокости, о взаимопонимании. В основе парадокс китайского мандарина, то есть этический парадокс: стОит ли совершать плохой поступок, имея полную уверенность, что о нем никто и никогда не узнает)

Рассказ удивительно подходит для обсуждения с учениками как в 11 классе, так и в 9 классе. Интересно его было бы читать, используя прием "Чтение с остановками". Попробовать что ли?

Из обсуждений:

На первый взгляд легко осуждать Норму, но у неё былая достойная цель, хорошая мечта. Положив руку на сердце, честно глядя в глаза, кто бы не задумался о том, что можно приблизить исполнение желаний так просто. Ребята признавали это, но понимали, что женщина эгоистичная, а её муж идеалист. Его и её очень жаль.

С тем, что Норма эгоистична абсолютно согласна, хотя в рассказе подчеркивается, что она хочет исполнить не только свою мечту, но вреде бы как мечту общую. Артур, на мой взгляд, не идеалист. Он просто не приемлет в принципе такой способ решения проблем или исполнения желаний - с помощью убийства другого человека. Герои находятся в состоянии выбора, и этот выбор стоит  жизни Артуру. 

Вопросы для обсуждения: Всегда ли мы знаем тех, с кем живём рядом? Имеет ли право кто-то вершить чьи-то судьбы? Как случайность может  показать обратную сторону человека?

Интересное суждение: это вариация ветхозаветного сюжета с древом познания добра и зла, искусителем, Адамом и Евой. Только путь в рай заказан…

Фильм по рассказу: "Посылка" ( 2009 г.)

четверг, 14 марта 2024 г.

Неожиданный для меня Кир Булычев

 Кир Булычев для меня прежде всего создатель - родитель Алисы. Это мое детство, и от этого не уйти. Но фантастика может быть и такой: жизненной и пронзительной. Нереальное телефонное соединение, и уже вместе с Вадимом Николаевичем сопереживаешь девочке Нине. Как важны в рассказе детали: с одной стороны, мама в госпитале, затемнение, холод и голод, папа на фронте, и ожидание конца войны; с другой стороны, холодильник с французской курицей и испанскими сардинами, "Мосфильм", нет ни войны, ни тревог... Но если бы не было в жизни Вадима 1942 года, то  понял бы он эту девочку? Именно через обыденные детали передана атмосфера войны и атмосфера мира. Очень хочется в наше непростое время тоже получить весточку из, например, 2042, чтобы узнать, как же что же было в эти 30 лет....Жаль, что это всего лишь фантастика...

А фильмы, являющиеся экранизацией данного рассказа, постараюсь посмотреть!

Рассказ " Можно попросить Нину?" Кир Булычев ( 24/100)

среда, 13 марта 2024 г.

"Я тебя искал, искал" Ирвин Шоу

 

Сегодняшний рассказ опять вызвал споры. В основном спорят: любовь между героями или не любовь? Вот чем старше становлюсь, тем больше понимаю, что невозможно словами выразить или дать определение  - что же такое любовь. Вроде кажется, что все просто, а совсем не просто. Для кого-то любовь, наверно, такая: вместе, удобно, приятно, общение... Думаю, что что-то чем просто привязанность объединяет героев. Да, и мне они не очень понравились как люди, но друг для друга они, видимо, значили много. А теперь - одиночество, попытки сбежать друг от друга, стать другими...Ясно, что счастливыми они не будут ни вместе, ни по отдельности... В рассказе много деталей, к которым хочется приглядеться... И герои не так просты, как кажется.

Это мое, наверно, знакомство с творчеством Ирвина Шоу, хотя имя знакомое, но произведений не вспомню. Рассказ Ирвина Шоу "Я тебя искал, искал" ( 23/100).

вторник, 12 марта 2024 г.

Рассказ о безответной любви

   

 Сегодня уже 12 день марафона по чтению рассказов. И 12 дней я, преодолевая свою лень, понемногу пишу о том, что читаю, свои мысли и наблюдения. Сегодня  рассказ  Андре Моруа "Фиалки по средам"(22/100). Опять любовь, безответная, трагичная. И благодарная Женни, совсем не знавшая того, кто по средам приносил ей фиалки, сама приносит цветы на могилу этого юноши. Задумалась: она заглаживает свою вину, которой вроде бы и нет? Или осознает всё величие такой самоотверженной любви и поклоняется ей? Конечно, второе, ведь Женни показана не только как прекрасная актриса, но и как внимательный и добрый человек. Всего несколькими фразами создан образа лейтенанта Андре, но как он хорош! Интересная и композиция: рассказ в рассказе.

 По аналогии, конечно, как и многие, вспоминаю Желткова из "Гранатового браслета" Куприна. Да, у Куприна всё трагичнее, жестче, можно сказать, что в соответствии с русской действительностью. У Моруа как-то легче...

И еще одно замечание:  я никогда не считала, что из фиалок можно делать букеты. Это же те фиалки, что растут у многих как комнатные цветы? Или есть еще какие-то?

Коллеги стали собирать произведения, в которых значимую роль играют цветы. А я почему-то обратила внимание на день недели...