вторник, 8 января 2019 г.

Еще раз о дисциплине в классе

Вот и закончились новогодние праздники, завтра на работу. Просматривая статистику блога, я заметила, что самым популярным сообщением за декабрь 2018 года у меня был пост, посвященный дисциплине в классе "Дисциплина в классе: как создать рабочее настроение". И решила продолжить эту тему. Кто еще не видел пост, написанный ранее, прочитайте его, иначе трудно будет понять, о чём я.
Сначала замечу, что с дисциплиной в пятом классе действительно стало лучше, хотя в конце четверти мы уже почти не устраивали соревнований между учителем и учениками. Две конфетки так и остались в баночке, т.е. ученики, по их мнению, проиграли. Но мы же с вами, дорогие учителя, знаем, что они выиграли... в знаниях.
Но, как обычно это бывает, есть в классе один-два ученика, которые нарушают дисциплину больше других. Для них приходилось вводить индивидуальную шкалу нарушений. На листе бумаги или просто на доске я рисовала лестницу в 3-4 ступеньки.На верхней ступеньке фишка, обозначающая ученика-нарушителя, на последней - акула. Чем больше нарушений, тем ближе опасность попасться в зубы акуле. Что будет потом, когда акула проглотит нарушителя, я, честно говоря, не придумала, но странным образом до крайности дело не доходило. Наверно, никто не хочет быть хуже других...

Но начинается новая четверть, а значит, надо придумывать что-то новенькое. Например, банку с наградами я хочу модифицировать: складывать в нее маленькие конфеты за выполнение определенных правил и заданий. 
Какие можно выдвинуть условия? 
Все пришли вовремя на урок - конфетка.
Все выполнили домашнее задание - конфетка. Кстати, проверить, написано ли домашнее задание в тетради у учеников, можно попросить очень ответственного и честного ученика - у меня такой человек есть.
Все выполнили задание под цифрой ( определенный вид разбора) - конфетка.
Ученик верно выполнил задание - конфетка. Отметки он может и не получить, если задание небольшое или несложное. Но вклад в общее дело будет.
В конце урока проверить соблюдение ранее установленных правил - и добавить еще несколько конфеток.
А баночку сделать с разметкой: урок-кино, урок на улице, урок в библиотеке... Подскажите, коллеги, что-нибудь интересное...

И еще одна задумка с фишками из конструктора Лего ( так интереснее, но можно и просто фишки из бумаги). Каждый ученик получает определенное количество фишек, например, пять. Нарушил правила - отдал фишку учителю. Сохранил все фишки - имеешь право на какое-то послабление при выполнении домашнего задания.
Хочется воспитывать в детях не только самостоятельность, но и ответственность. Можно ли обойтись только пряником? Думаю, что нет. Действовать только кнутом - вообще не рассматривается. Быть безразличным - как идёт, так пусть и идет - тоже не способствует формированию ответственности в человеке. Понимаем, что с дисциплины учебной начинается дисциплина трудовая. 
Но главное мое правило неизменно: если ученикам на уроке интересно, то проблем с дисциплиной не бывает.

А какие фишки для поддержания дисциплины на уроке используете Вы? Нужно ли добиваться дисциплины? Или это отголоски авторитарного прошлого?
Р.S. Еще раз спасибо Артёму Морозову.
А еще можно посмотреть это небольшое видео от Надежды Ивановой.

6 комментариев:

  1. Добрый вечер! Дисциплина нужна, но, конечно, всё в разумных пределах. Без этого не получится урок. Я так считаю. Сейчас у меня проблем с дисциплиной практически нет. Дети все адекватные, меня понимают. Я тоже стараюсь быть разумной в этих вопросах. Пытаемся договариваться друг с другом.
    С Вами согласна полностью. Идеи очень интересные и полезные. У меня как-то особых приемов нет, но однажды у коллеги на уроке увидела такой приём. Он, может быть совсем и не походит для поддержания дисциплины, но поделюсь им. В классе училась очень застенчивая девочка, и учитель попросил в конце урока сесть её на стул. Далее он предложил ребятам сказать ей, какая она смелая и т. п. Это был стул поощрений. Может быть такой стул поможет в чем-то и с дисциплиной. Посадить хулигана на такой стул и попросить его быть ответственным, дисциплинированным и т. п. Тут можно ещё придумать, как использовать такой стул.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, здравствуйте! Спасибо за рассказ о стуле поощрений. Действительно, позитивная обратная связь нужна всегда и работает она лучше даже с хулиганами. К сожалению, не всегда учитель видит хорошее в том ученике, который мешает вести урок.

      Удалить
  2. Наталья Михайловна, здравствуйте.Согласна, нужна постоянная поддержка мотивации детей. Без нее далеко не уедешь.Я особенно это прочувствовала на уроках английского в начальной школе.К кнуту я уже позабыла дорожку)Хотя в первые годы работы в школе приходилось обращаться.Но только в том случае, если не подействовали предыдущие "мотиваторы".С дисциплиной у нас сейчас все в порядке. Но Ваши советы учту.)Особенно с акулой!Спасибо большое за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Борисовна, здравствуйте! Я пост писала больше в расчете на 5-7 классы, с начальными классами ведь не работаю)) Если интересно, можно поразмышлять о приемчиках именно для малышей. А от кнута я тоже давно отказалась...

      Удалить
  3. Здравствуйте, Наталья Михайловна!
    Тема серьёзная. Но моё сознание никак не принимает систему кнута и пряника. Нельзя быть хорошим человеком за конфету, надо им просто быть. Вот это я всегда и пытаюсь доносить до детей с первого класса. Трудно бывает, но вода камень точит. Нужно самому учителю стараться быть искренним, настоящим, относиться к детям по-человечески, а не только с позиции "я взрослый, слушайся безоговорочно", хотя к некоторым иногда приходится применять и такое. Но чаще всего простую искреннюю просьбу понимают. Доверие, дружба, уважение с обеих сторон должны нам помочь.
    Спасибо за публикацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Владимировна, здравствуйте! Согласна с Вами целиком и полностью, но не все так хорошо в школе. Иначе не возникало бы интереса к этой теме. Если подумать, то и само понятие дисциплины даже учителями понимается по-разному, что допустимо на уроке одного учителя перестает таким быть на уроке другого. Главное - чтобы было хорошо и ученику, и учителю, и делу. А этого достичь сложно.

      Удалить