Моей любимой учительнице - Улановской Валентине Ивановне - сегодня 85 лет. Крепкого ей здоровья, долгих лет жизни! Спасибо за все уроки, школьные и нешкольные, которые я от Вас получила, за помощь и поддержку, которую Вы оказывали мне и тогда, девчонкой, и когда я учительницей делала робкие шаги, и сейчас, когда я директор той школы, которой Вы руководили 33 года...
А в блоге оставлю исследовательскую работу, созданную совместно с моим одноклассником, тоже учителем нашей школы , и нашей общей ученицей - я вела в этом классе русский язык и литературу, а он - историю и обществознание.
Исследовательская работа
«Галерея Славы Юга России»
Почетный гражданин
Старополтавского муниципального района Улановская Валентина Ивановна
Работу выполнила:
ученица 9 класса Шевченко Татьяна
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
высшей категории Луговской В.В.
Соавтор проекта:
учитель русского языка и литературы
высшей категории Канева Н.М.
2010 год
Есть такая пословица: «Где родился, там и пригодился». А вот если наоборот? Можно ли сделать так много для места, в котором ты не родился, которое тебе не очень и нравилось, в которое попал волею судьбы? Можно ли сделать столь значительный вклад в его развитие, чтобы тебя признали «Почетным гражданином Старополтавского района»? Какими качествами необходимо обладать для этого? Эти вопросы волновали меня, когда я познакомилась с Улановской Валентиной Ивановной, директором Старополтавской средней школы с 1965 по 1997 год, в 1997 году получившей звание «Почетный гражданин Старополтавского района». Судьба этой женщины, одновременно типичная и неординарная, как и судьба любого человека, произвела на меня большое впечатление, и я считаю, что ее имя по праву должно занимать место в Галерее Славы Старополтавского района.
Родилась Валентина Ивановна 12 ноября 1937 года в городе Сталинграде в поселке Тракторного завода. Ее отец, старшие сестры и братья работали на знаменитом тогда Сталинградском тракторном заводе, а Валя была самым младшим, седьмым ребенком в семье. Первые детские впечатления – военные. До сих пор помнит Валентина Ивановна о бомбежке, которой был подвергнут город в августе 1942 года, но рассказывать об этом не любит. Во время Великой Отечественной войны члены семьи Сушковых воевали, а Валя вместе с матерью во время эвакуации Сталинградского тракторного завода была переправлена на левый берег Волги в Эльтонский район. Великая Отечественная война для Валентины Ивановны не просто слова, это жизнь, ее жизнь: отец дошел до Берлина, расписался на колоннах рейхстага, брат Василий, музыкант 333 музыкального взвода, погиб в первые дни войны в Брестской крепости, военный путь сестры Марии был закончен в Кенигсберге. Остальные братья и сестры работали на военных заводах. Тема войны, тема памяти о тех, кто воевал, кто завоевывал свободу, тема Сталинграда станет для Валентины Ивановны одной из главных в жизни. Вернулась в Сталинград маленькая Валя уже в феврале 1943 года, поэтому ее вполне можно считать ребенком военного Сталинграда.
Училась Валя в средней школе № 24 Кировского района г.Волгограда, закончила ее в 1955 году и решила поступать в Сталинградский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. Почему она решила стать учителем, да еще и учителем истории? Ведь учителей в семье не было. На этот вопрос Валентина Ивановна отвечает просто: «Читать любила, да и учителей после войны не хватало». В этом умении, да и желании совмещать интересы личные и государственные, а порой подчинять одни другим – вся суть поколения Валентины Ивановны. А идеал учителя сформировался, конечно, под влиянием тех, кто ее учил. Сейчас, вспоминая свои школьные годы, Валентина Ивановна выделяет двух учителей, двух женщин, чей облик, поведение, уроки стали для нее образцом учителя: Мария Петровна Чернавина была учителем гимназического типа – белые воротнички, высокая прическа, строгий, уверенный и уважительный тон. Мария Петровна Огурцова была попроще, но на ее уроках истории так все было интересно, так все просто, доходчиво и понятно, что не полюбить этот предмет было нельзя. А читать Валя действительно очень любила. Дома ей, как младшей, всегда делали послабления, любили, баловали. Мама всегда говорила: «Не трогайте Валю, пусть читает». В институт Валя поступила легко, да и в том, что поступит, сомнений не было – на вступительных экзаменах она набрала 19 баллов из 20. Учиться нравилось, но со второго курса прибавили еще один год обучения, расширили перечень изучаемых предметов с тем, чтобы выпустить из института учителей русского языка, литературы, истории. Годы учебы в институте запомнились не только лекциями и семинарскими занятиями, но и поездкой на целину. Это была совсем не экскурсия, это была работа.
Вот и закончен институт. Валентина Ивановна получает направление областного отдела по народному образованию в Старополтавскую среднюю школу Старополтавского района Сталинградской области. Такое распределение вызвало массу разных вопросов, бурю эмоций, но мысли отказаться, не поехать просто не могло прийти в голову. Решать пришлось другие вопросы: где она, эта Старая Полтавка? Как до нее добраться? Как же там работать, если там завуч – делегат Всероссийского съезда учителей, которая на всю страну по радио выступает с приветствием? Как часто это бывает, судьба сама начала приближать Валентину Ивановну к месту ее признания: в день получения направления Валентина случайно по радио услышала о завуче Старополтавской средней школы Богородицкой Анне Николаевне, делегате 1 Всероссийского съезда учителей.
Со всеми трудными жизненными вопросами Валентина Ивановна обращалась к отцу. Он в 20-е годы работал в селе Савинке Палласовского района, знал, что Старая Полтавка дальше Палласовки, выяснил, что добраться туда лучше в летнюю пору по Волге до села Иловатки, а дальше автобусом. Сил придавала и та мысль, что это ненадолго, всего на три года.
И вот 14 августа 1960 года Валентина сошла на берег с дизельэлектрохода «Узбекистан» в селе Иловатка Старополтавского района. Сейчас Валентина Ивановна с улыбкой вспоминает, что главным своим достоянием считала чемодан, полный книг. А тогда-то она относилась к этому серьезно. Выяснилось, что автобус в Старую Полтавку пойдет только завтра, а значит, надо где-то переночевать. В селе для этого был так называемый дом колхозника. Но когда Валентина пришла туда, хозяйка этого дома колхозника сказала, что мест нет. Куда-то идти было бессмысленно, и Валентина сказала, что она все равно никуда не пойдет, сядет вот здесь на крылечке и будет сидеть. Женщина сжалилась над юной девушкой и предложила переночевать у нее в комнате.
Утром пришел маленький автобус, на котором через четыре часа, объехав почти полрайона, ведь автобус заходил во все встречающиеся на пути населенные пункты, Валентина приехала в Старую Полтавку. Для нее, городской жительницы, все было непривычным: и село в степи, в котором почти не было деревьев, и маленькие глиняные домишки с плоскими крышами, и отсутствие дорог, и даже жара и пыль. Чувство, появившееся у нее, даже нельзя назвать удивлением. Это все просто ошеломило, ошарашило. Найдя в селе районо, уже через полчаса Валентину Ивановну познакомили с директором школы Владимиром Ивановичем Рубцовым – небольшого роста мужчиной, в костюме неопределенного цвета, с чубом а-ля Гришка Мелехов. Жить устроили на частную квартиру, к школьной поварихе.
15 августа 1960 года началась педагогическая деятельность Улановской Валентины Ивановны. Ее назначили учителем русского языка и литературы в 5а и 5б классах, в 5б классе поручили быть классным руководителем. Кроме того, назначили учителем в вечернюю школу. И если работа с пятиклассниками была простой и понятной, то в вечернюю школу Валентина Ивановна поначалу ходила с опаской. Ведь среди ее учеников были взрослые люди, в основном, мужчины, прошедшие войну, работавшие на ответственных постах: председатель колхоза, учитель, офицеры из военкомата и др. В вечерней школе работала четыре раза в неделю, в восьмых, девятых, десятых классах, заканчивали порой в половине двенадцатого ночи. Ученики, независимо от возраста, называли почтительно и уважительно – Валентина Ивановна. Никто по-другому уже и не называл. Со своими учениками проводила много времени: и спортом занимались, и за шиповником ходили, и даже на экскурсию в Сталинград их возила. Но все равно оставалось ощущение некой чужеродности, особости среди сельских жителей, ведь они ценили совсем не то, что было ценно для молодой учительницы.
Проработав три года в школе, можно было, конечно, и назад, в город, уехать. Но Валентина Ивановна постоянно думала о том, а как же ученики, кто будет их учить? Да и непросто было уехать в город, ведь нужна была работа, жилье, а городе, даже несмотря на то, что Валентина Ивановна была уроженка города Сталинграда, всего этого добиться было проблематично.
В Старой же Полтавке молодую, но серьезную учительницу заметили. Поначалу привлекали ко всем мероприятиям, которые проходили в школе и в селе. Валентина Ивановна читала лекции перед показом кинофильмов в сельском клубе, принимала участие в художественной самодеятельности. Учителя создали самодеятельный театр, ставили спектакли, в основном по произведениям русской классики, ездили по школам, выступали. А кроме того, молодую комсомолку привлекали и к агитационной работе на выборах, и к работе в десятидворках. Жизнь была вроде бы сельская, но нескучная. В 1964 году по окончании учебного года предложили перейти на работу в районный отдел народного образования инспектором. Это было почетно, но в то же время и ответственно, ведь надо было не просто писать отчеты, но и организовывать, говоря современным языком, образовательное пространство района. А условий для работы не было: на перекладных доезжали в нужную школу, оставались там ночевать, если это было необходимо, жили в селах, обычно в семьях директоров, завучей по два-три дня, а ведь нужно было еще и образцом для подражания быть. Так однажды, приехав в Гмелинскую среднюю школу, Валентина Ивановна узнала, что ученики кричат и шумят в коридоре, потому что нет учителя – заболел, а заменить некем. Валентина Ивановна вошла в класс и сразу, без всякой подготовки провела урок русского языка. Такие решительные поступки, с одной стороны, создавали славу хорошего учителя, с другой, не могли не рождать недоброжелателей.
Инспектором районо Валентина Ивановна Улановская проработала недолго: до марта 1965 года. Уже с 15 марта 1965 года она стала директором Старополтавской средней школы. Ей было всего 27 лет, а она уже была назначена приказом областного отдела народного образования руководителем самой большой школы в Старополтавском районе. Конечно, свою роль в этом сыграл Санжапов Михаил Иванович, первый секретарь райкома партии, и его жена, Санжапова Таисия Павловна, которая была учителем истории в школе и по-своему опекала Валентину Ивановну, больше по партийной линии. Говоря об истории назначения Валентины Ивановны на эту должность, нельзя не заметить, что в советское время работа с кадрами велась на хорошем уровне, ведь еще в сентябре 1964 года Валентину Ивановну отправили на курсы повышения квалификации в качестве резерва на назначение директором школы, по-своему готовила к должности руководителя и работа в районном отделе образования. Но все же на эту должность надо было решиться. А если тебя вызывает вышестоящее начальство и говорит: «Есть мнение назначить Вас директором школы», то отказываться вообще было бессмысленно, да и не в правилах Валентины Ивановны было отступать, пасовать перед трудностями. А ведь ей, уже работавшей в этой школе, было понятно, как будет нелегко. В школе в то время обучалось около 400 учеников, это были ученики из Старой Полтавки, а также и из всех близлежащих сел: Новой Полтавки, Беляевки, Калинино, Лятошинки, Салтово, Посевного. Учащиеся из других сел учились, в основном, в 9-10 классах и жили в интернате на 120 человек. В тот период в районе было всего 3 средних школы, а больше Старополтавской по количеству учащихся была только Гмелинская школа. Валентина Ивановна понимала, что трудности возникнут и с коллективом школы, ведь на собрании при представлении нового директора школы некоторые учителя открыто высказали свое неодобрение таким решением районо.
Но Валентина Ивановна приложила все усилия к тому, чтобы название «Старополтавская средняя школа» стало значимым, брендом, как говорят сегодня. Старополтавской школе в силу ее расположения и значимости нельзя было быть второй в районе, нельзя и все. Это хорошо понимали и учителя и ученики тогда, да и в сегодняшней школе это один из неписанных законов.
Улановская Валентина Ивановна умела работать с коллективом педагогов. Несмотря на постоянно пристальное внимание руководителей района к школе, порой слишком заинтересованное, в школе не было скандалов, сплетен, не было конфликта интересов разных групп. Директор считала, что не имеет права говорить о ком-то что-то «за глаза», сплетничать, обсуждать с кем-то достоинства и недостатки человека. Если чем-то недовольна в работе педагога, скажи об этом прямо, для этого есть педсоветы и совещания, если педагог работает хорошо, обязательно похвали, - такими принципами руководствовалась Валентина Ивановна. И это себя оправдывало. За годы работы в школе около 15 педагогов стали отличниками народного образования. А с середины 70-х годов ХХ века Валентина Ивановна стала целенаправленно вести работу по возвращению учащихся, обучившихся в педагогических вузах, в родную школу. В школу в первую очередь принимались выпускники Старополтавской школы. И сейчас педагогический коллектив школы состоит на 47% из бывших выпускников школы.
В Старополтавской школе за годы работы Улановской В.И. большое внимание уделялось патриотическому воспитанию школьников: велась поисковая работа клубом «Поиск», которым руководили учителя истории Санжапова Т.П. и Бондаренко А.В., дважды в год обязательно проходили Уроки мира и Уроки мужества, ветераны Великой Отечественной войны были постоянными гостями в школе. Был организован КИД – клуб интернациональной дружбы «Белая роза», работа которого была отмечена областным руководством. А какая большая работа велась по озеленению села! И ведь нужно было не просто посадить саженцы, но и ухаживать за ними, обязательно поливать в жаркое лето, а другим оно бывает редко. И школьники вместе с учителями занимались этим. В школе всегда большое внимание уделяли трудовому обучению: была своя учебно-производственная бригада, велось обучение по профессии водитель категории С, оператор машинного доения, швея, учащиеся работали на полях колхоза им. Куйбышева на плантации – выращивали овощи и помогали в уборке урожая. Валентина Ивановна всегда умела поддержать учителя, желающего реализовать себя в чем-то интересном для учеников. Так в школе появился Сажин В.В., который вел уроки шашек и шахмат, вовлек всю школу шашечно-шахматные турниры, создал команду, выступавшую на областных соревнованиях «Белая ладья», позже Кучумов А.В. и Улановский А.И. создали команду, занимавшую призовые места на областных туристических слетах. А спортсмены школы благодаря Овсянникову В.И. и Литвинову А.М. всегда занимали первые места на районных соревнованиях. А сколько прошло на базе школы районных и зональных областных семинаров для учителей!
Одним из самых значительных событий за период своей работы Валентина Ивановна считает открытие нового здания Старополтавской школы, которое состоялось в ноябре 1980 года. Это была по-настоящему народная стройка, в которой принимали участие и учителя, и школьники, и родители, и просто жители села. Современное, светлое, просторное, хорошо оборудованное здание школы было настоящим подарком детям и учителям.
Но ведь была не только работа руководителя, была и собственно педагогическая деятельность. Учиться у Валентины Ивановны было и трудно, и интересно. И если она ставила кому-то пятерку, то это была действительно пятерка, которую ученик с легкостью подтверждал на экзамене в вузе. Большое внимание всегда Валентина Ивановна уделяла внеклассной работе с учениками. Ее гордостью были литературные вечера. В каких только ролях не перепробовали себя ребята, каких костюмов напридумывали, сколько эмоций пережили, выступая в роли Евгения Онегина или Дмитрия Рудина, выполняя роли ведущих, исполняя музыкальные номера. Не стали эти ребята артистами, но прививку хорошей литературой получили. Более 20 учеников Валентины Ивановны окончили филологические факультеты разных вузов. Среди ее учеников есть и Заслуженный учитель Украины, и Заслуженный агроном РСФСР, и Заслуженный экономист Российской Федерации. Все они, независимо от статуса, стали хорошими людьми.
А ведь была еще и общественная работа, которой Валентина Ивановна тоже отдавала немало сил: была и членом бюро райкома партии, и депутатом районного совета, и председателем райкома профсоюзов работников образования.
В год своего пятидесятилетия Валентина Ивановна получила звание «Заслуженный учитель РСФСР». Для нее эта высокая награда была, конечно, радостью, она подводила итог ее многолетней деятельности, но и требовала новых свершений. И школа под руководством Улановской В. И. продолжала осваивать то новое, что появлялось в педагогическим обществе: современные технологии Шаталова и Ильина, педагогические клубы и информатизация учебного процесса, педагогические классы и бизнес-классы как результат сотрудничества с Волгоградским государственным педагогическим институтом и Волгоградским колледжем бизнеса, а еще борьба за зарплату учителей в тяжелые девяностые годы, и участие в районных конкурсах «Учитель года». Да и можно ли через перечисление отдельных жизненных моментов передать то, чем жила, дышала Старополтавская средняя школа во главе с директором!
33 года Валентина Ивановна Улановская была директором, 41 год учительского стажа у нее за плечами. Она на пенсии, но до сих пор остается наставником учителей, которые приходят к ней посоветоваться в трудных ситуациях. Ее имя за эти долгие годы стало эталоном мудрости, знаний, ответственного отношения к работе. Нет, она так и не стала для этого села «своим в доску» человеком, но прикипела к нему душой и сердцем. Здесь она вышла замуж, прожила счастливую семейную жизнь, здесь родились ее дети и внуки, здесь похоронен ее муж. Но и для района, и для школы сделанное Валентиной Ивановной очень значимо, особенно для школы, ведь, наверное, неслучайно учителя школы, которые учились у Валентины Ивановны, любовно называют ее Бабушкой.
Присоединяюсь к поздравлению Валентины Ивановны с юбилеем! Как здОрово, что есть ТАКИЕ УЧИТЕЛЯ!
ОтветитьУдалить