четверг, 4 февраля 2016 г.

Как интересно провести урок по теме "Алфавит" в 5 классе

Тема "Алфавит" для учеников 5 класса не является новой. Как правило, они уже знают алфавит в той или иной мере, поэтому учителю стоит немного постараться, чтобы урок по этой теме прошёл интересно. Предложу некоторые приёмы и задания, пользуясь которыми, можно выстроить свой урок.
1. Какой раздел лингвистики изучает алфавит? Как правило, ученики не знают ответа на этот вопрос. Недостаточно сказать, что изучается алфавит в разделе "Графика", можно поработать с толковым словарем, чтобы узнать, что это слово многозначное и показать несколько репродукций, выполненных в графике.
2. Почему алфавит называется именно алфавитом и имеет синоним в русском языке азбука? Обратимся к этимологическому словарю.
3. Кто больше назовет примеров использования алфавита в нашей повседневной жизни?
4. Однажды в блоге "Игры, в которые играют дети и Я"  Натальи Чистоклетовой я увидела алфавит-лабиринт. Тогда я еще не знала, как буду использовать этот материал, так как первоначально он был рассчитан на детишек, которые только изучают буквы. Но я распечатала эти листы, убрав сам алфавит, который находится под названием. И не все пятиклассники с легкостью справились с выполнением этого задания, тем более, что есть возможность давать задания дифференцированные. Думаю, что в некоторых случаях можно даже оставить и сам алфавит.


5. С большим интересом мои ученики выполняют задание записать в алфавитном порядке сначала фамилии всех сидящих на одном ряду, затем  только имена и -самое главное - выстроиться в нужном порядке. Остальные проверяют. Особенно хорошо, если есть фамилии на одну букву ( можно правило повторить), а с именами ребята справляются сами: в этом году одна назвалась Катей, а другая - Екатериной, чтобы не было путаницы.
6. А  еще я собрала задания, связанные с буквами, которые были в 2008 году в "Русском медвежонке", и предложила выполнить их. Перечислю здесь их тоже.
1. С какой буквы не могут начинаться слова? а) Й, б)Ё, в)Щ, г)Ь, д)Э. ( Ответ: г. С буквы Ь, не обозначающей отдельного самостоятельного звука, слово начинаться не может.)
2. В стихотворении Владимира Маяковского "Приказ по армии искусства" читаем:
Есть ещё хорошие буквы:
Эр,
Ша,
Ща. 
Какие буквы названы в стихотворении неправильно? 
а)только р, б) только ш, в) только щ, г)ш и щ, д) все буквы названы верно.( Ответ: д. В стихотворении всё правильно)
3. Какие две буквы выглядят одинаково?
а) 2-я буква русского алфавита и 2-я буква русского алфавита 
б) 3-я буква русского алфавита и 3-я буква русского алфавита 
в) 6-я буква русского алфавита и 6-я буква русского алфавита 
г) 18-я буква русского алфавита и 3-я буква русского алфавита 
д) 19-я буква русского алфавита и 2-я буква русского алфавита 
(Ответ: д. Русское С ( 19 буква) выглядит так же, как и латинское С)
4. Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала 18 века в русском алфавите, как в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, напрмер: В-2, Г-3, Д-4, К-20,  Л-30, М-40. Почему третья буква русского алфавите имела значение 2, а не 3?
а) буква А имела значение 0, а Б-1
б) буква А имела значение 1, а Б не имела числового значения
в) буква А не имела числового значения, а Б имела значение 1
г) и А, и Б мели значение 1
д) буква А имела значение 1, а буквы Б не было в алфавите до 18 века.
(Ответ: б. В эпоху создания славянской азбуки буква Б была придумана специально на основе буквы В. Но числовое значение сохранилось лишь за буквами, пришедшими из греческого алфавита)

Об истории русского алфавита я обычно рассказываю в другое время, чаще всего на уроке или празднике, посвященном Дню славянской культуры и письменности.

Конечно, и у вас, мои читатели, есть свои находки. Расскажете?

среда, 3 февраля 2016 г.

Новые формы воспитательной работы: участие в работе краеведческой группы "Истоки"


Вчера, 2 февраля, мои ученики участвовали в мероприятиях, посвященных 73 годовщине Победы в Сталинградской битве. Во-первых, это была акция "Я помню.Я горжусь", проведенная членами районной краеведческой группы "Истоки". Суть ее состояла в том, что ребята провожали в рейс автобусы, выезжающие по нашему району, прикрепляли плакаты в них, выступали перед пассажирами с небольшим сообщением о том, что было во время Сталинградской битвы в нашем районе, и с призывом вспомнить всех своих родных, живших в то время, почтить их память. Пассажиры с пониманием отнеслись к ребятам. 

А вечером еще одна моя ученица выступала  с чтением стихотворения на празднике в Доме культуры. Спасибо им, моим ребятам, за память, помощь и поддержку! 
А вот о чём ребята рассказывали.

вторник, 2 февраля 2016 г.

2 февраля - 73 годовщина Победы в Сталинградской битве

Второе февраля. 

В свой срок – 
не поздно и не рано – 
придёт зима, 
замрёт земля. 
И ты 
к Мамаеву кургану 
придёшь 
второго февраля. 
И там, 
у той заиндевелой, 
у той священной высоты, 
ты на крыло 
метели белой 
положишь красные цветы. 
И словно в первый раз 
заметишь, 
каким он был, 
их ратный путь! 
Февраль, февраль, 
солдатский месяц – 
пурга в лицо, 
снега по грудь. 
Сто зим пройдёт. 
И сто метелиц. 
А мы пред ними 
всё в долгу. 
Февраль, февраль. 
Солдатский месяц. 
Горят 
гвоздики 
на снегу. 
Это стихотворение Маргариты Агашиной я всегда читаю своим ученикам в этот день. Но сегодня не смогла ( карантин). Решила в блоге рассказать о тех, кто был детьми войны, детьми Сталинграда. Это две мои любимые учительницы. Моя любимая учительница - Улановская Валентина Ивановна, сделавшая меня филологом, и моя первая учительница - Мироненко Мария Ивановна. В этом году ей исполнится, дай Бог, 85 лет. В теперь уже далёком 2007 году я вместе со своей ученицей Маргаритой пришла к Марии Ивановне, чтобы записать ее воспоминания о Великой Отечественной войне. Так появилось это интервью с Марией Ивановной.Позже оно стало конкурсной работой и статьей в сборнике и в районной газете. Если вам интересно взглянуть на войну глазами десятилетнего ребенка, то читайте дальше. 

понедельник, 1 февраля 2016 г.

Понедельник! Что вы читаете на этой неделе?

Савченко Алексей. Февраль
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
<1912, 1928>

Вот и февраль... Сегодня он  у нас почти такой, как в этом стихотворении Бориса Пастернака.: с дождем, слякотью, ветром, правда, без грачей... И сегодня понедельник, а значит, я расскажу о том, что прочитала на прошедшей неделе и что читаю сейчас.