воскресенье, 6 ноября 2022 г.

Банка идей для уроков

 Две идеи для уроков.

1. Для уроков литературы. Хочу, чтобы на уроках звучали стихи. Попробую предложить ученикам выучить понравившееся им стихотворение и рассказать его на уроке, сопроводив небольшой справкой об авторе. Для кого-то из учеников это будет возможность самовыражения, для кого-то возможность получить оценку. Для меня  возможность получше узнать интересы ребят и услышать стихи на уроке. Через неделю  дополню пост промежуточными итогами работы в трех классах.

2. Для уроков русского языка в 8 классе. Хочу попробовать взаимоопрос в парах по изученному материалу, чтобы развивать навыки пересказа и монологического высказывания. Этому классу невозможно давать для пересказа большие тексты, пересказывать они просто не умеют, а небольшие параграфы по русскому языку, может быть, и осилят. На апробацию даю себе три недели.

среда, 23 февраля 2022 г.

Мария Спасская "Флейта гамельнского крысолова"

 

Книга, в названии которой упоминается музыкальный инструмент. Когда прочитала один из пунктов #светловкачеллендж22, то сразу вспомнила много произведений, в которых упоминается музыкальный инструмент: "Скрипка Ротшильда" А.П.Чехова, "Флейта-позвоночник" В.В.Маяковского, "Скрипка и немножко нервно" его же, "Скрипка Паганини" А.Куприна... Но это же не отдельная книга, это рассказы и стихотворения! Поэтому пошла искать книгу и нашла в серии детективов "Артефакт" книгу Марии Спасской "Флейта гамельнского крысолова". Я вообще с интересом читаю книги в серии "Артефакт", ведь они, как правило, состоят из двух частей: собственно детективной и исторической, связанной с той или иной исторической личностью, артефактом или событием. Меня всегда в книгах этой серии привлекает именно вторая часть, хотя я понимаю и принимаю право автора на художественный вымысел. Так было и в этот раз. Гамельнский крысолов у меня в первую очередь ассоциировался с Мариной Цветаевой, с ее поэмой "Крысолов". Но в детективе всё оказалось не так. 

Некое детективное агентство "Сирин и Хренов" занимается пропажей крупного алмаза "Уникум" и постепенно соприкасается с появлением в современной Москве доминатона -той самой флейты гамельнского крысолова, при помощи которой можно завоевать весь мир.. История  Пифагора и пифагорейцев, иллюминатов, крестоносцев,  лекаря Йозефа Крафта, Катарины Шварц, потерявшей все и отомстившей жителям Гамельна, репрессий 30-х годов в Советском Союзе, существования некоего тайного общества - всё это захватывает, увы, больше, чем история детективного расследования. Конечно, есть неопытная, но самоуверенная помощница Берта Лисанге, которая  оказывается не только ведущей расследование, но и   втянутой в эту историю, и даже пострадавшей, есть страшный сумасшедший Термит, есть и другие весьма колоритные фигуры, но всё же как-то не то...

  Люблю я, когда в книге вспоминают какое-нибудь литературное произведение. Сразу начинаешь думать: а зачем оно здесь? Но в данном случае разгадать не получилось: хотя я знаю, что Сирин - это псевдоним Владимира Набокова, но его "Камеру обскура" я не читала. Но, видимо, прочитаю, ведь оценка Берты: "Да, здорово написано. Потрясающая история. История любви. Страсти. И предательства. И тонкой, виртуозной издевки, способной кого угодно свести с ума. Только прирожденный карикатурист способен считать, что самое смешное в жизни основано на тонкой жестокости" - очень мотивирует на прочтение. И вообще, нравится мне, когда одна книга протягивает руку другой: Мария Спасская - Марина Цветаева - Владимир Набоков. Согласитесь, даже если книга и не очень хороша, то окружение замечательное. 

4/30

воскресенье, 13 февраля 2022 г.

Дженни Т.Колган "Книжный магазинчик счастья"

 

Пожалуй, любимый пункт в #светловкачелендж22 про библиотеки и книжные магазины. Наверно, любимое место каждого книголюба. Про библиотеки в моей жизни расскажу как-нибудь позже. А сейчас про книгу. Так как уже прочитанных книг про библиотеки и даже книжные магазины было много, то пришлось делать выбор рандомно. Открыла каталог в электронной библиотеке, ввела слово "книжный" и вот... Уже сама обложка книги обещала что-то легкое, простое и в то же время светлое. Совсем в пару с названием "Книжный магазинчик счастья". И всё это оправдалось: чудесное превращение стеснительной романтичной девушки-библиотекаря в уверенную в себе владелицу книжного магазина в автофургоне. Происходит  это в общем-то без проблем, на фоне прекрасных шотландских пейзажей и сопровождается традиционной любовной коллизией: кого выбрать? Конечно, суровый шотландский фермер во всем окажется прав...

Несмотря на незамысловатость книги, есть в ней два момента, которые во мне отозвались: 1) проблема библиотек и 2) создание пространства, поддерживающего чтение.

Нина Редмонд, библиотекарь, узнает о том, что "Бирмингем не может позволить себе содержать все библиотеки даже при режиме строгой экономии..."  Описание библиотеки и того, чем она занималась, какую роль играла в жизни людей, так похоже на нашу, российскую действительность. "...они были очень маленькой библиотекой. По вторникам и четвергам утром они читали разные истории детям. ...Их библиотека располагалась в жалком старомодном здании с полами, покрытыми линолеумом. Ну да, верно, здесь попахивало затхлостью..." И видимо, этого не изменить. "Кэти Нисон объяснила, что библиотечная служба перебирается в центр города и там библиотеки превратятся в некие "центры" с "мультимедийными зонами", кофейнями и "интерсенсорными кабинетами"... И столь горестный вывод: всё равно для большинства пожилых или не слишком здоровых посетителей это неудобно и не нужно. 

А еще Нине и другим библиотекарям очень-очень жалко книги. Вот я её хорошо понимаю: как другие не могут пройти мимо котенка или щенка, так я не могу пройти мимо книг, пусть даже старых и потрепанных. И вместе с Ниной и ее другом Гриффином задумываешься: что это напоминает? Если в этом мире кофе, компьютеров, цветов, контор и служащих место книгам? Нет ли правоты в словах Гриффина:  "Их ( книги) используют при строительстве дорог! Ведь именно так поступают с негодными книгами... Кладут их в основание мостовых. Чтобы огромные машины могли катить по столетиям высоких мыслей, идей и рассуждений великих ученых, метафорически вбивая в грязь любовь к знаниям глупыми здоровенными колесами, горланя моторами и убивая планету!"

И на фоне этого чудесным спасением и для книг, и для самой Нины, которая становится безработной, будет покупка фургона и воплощение в жизнь давней мечты Нины- открытие своего книжного магазинчика! И постепенно вокруг этого магазинчика создается пространство, в котором все или почти все читают! Конечно, трудно себе такое представить: в сельской местности люди приходят покупать книги и читают! "Все вокруг читали! Люди, сидевшие в своих палисадниках. Старая леди в кресле-коляске рядом с военным мемориалом. Маленькая девочка, с рассеянным видом качавшаяся на качелях...В булочной кто-то смеялся над комиксами, бариста за стойкой кофейни пытался одновременно и читать, и готовить кому-то капучино..." Может быть, и правда, если создавать среду, в которой есть книги, люди будут читать? И не могу удержаться, чтобы не вспомнить еще одну цитату: "Знаете, раньше в автобусе все читали. А потом стали крутить в руках телефоны. Я не вижу, что они там читают, и не могу спросить, интересно ли это, или сделать себе мысленную заметку заглянуть потом в книгу. Кажется, что все книги внезапно в один день исчезли." Это и про мои чувства тоже... 

Совсем не легкую книгу написала Дженни Т. Колган! Очень уж больно читать про двадцатилетних, которые или работают, или сидят в барах и на всё кричат "Классно!" Книг они уже не читают... К  сожалению, одиночке Нине мир не изменить...

3/30 Книга, сюжет которой связан с книжным магазином или библиотекой

суббота, 22 января 2022 г.

Чтобы было интересно изучать предлоги

 

Как бы ни менялась система образования, но некоторые моменты в ней неизменны. Например, занимательность на любом уроке по любому предмету нужно только приветствовать. В моей коллекции книг по методике есть издание 1962 года "На уроке и после урока (материалы по занимательной грамматике)", что убеждает, что прививать интерес к языку надо было всегда. Но бывают такие темы в курсе школьного русского языка, которые особого энтузиазма не вызывают ни у учителя, ни у ребят. Тогда и приходится в каждый урок включать какой-нибудь занимательный момент.

Этот материал пригодился мне  при изучении темы "Предлог" в 7 классе, особенно в одном классе Ю. 

  • Вопросы-шутки.
1.Какой предлог можно сыграть на музыкальном инструменте или спеть? (до)

2.Какие два предлога определяют положение тела? (по-за)

3.Из каких двух предлогов можно создать литературное (не стихотворное) произведение? (про-за).

4.Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (до-за)

  • Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.

Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)

1) Артур Конан Дойл, о, английский, рассказал, чем, вот, писатель.

2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.

3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.

4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.

5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.

6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.


  • Шарады
1. Две ноты и предлог, соединяясь, дадут гудок.  ( си-ре-на).
2. Ты найдешь меня на дне в синем море. И во мне, от начала до конца, два предлога и три "ца" ( у-с-три-ца)
3.  Слог первый мой-предлог, второе-летний дом, а целое порой решается с трудом. ( за-дача)
4. Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. ( до-ми-к)
5. Союз, предлог и падежная форма личного местоимения дают вкусный плод южноамериканского растения. ( а-на-нас)

4. Стихотворения. Стихотворение М.Яснова понятно и в 5 классе, и в 7 классе. А вот стихотворение Г.Григорьева можно использовать в 10 классе, если его прокомментировать.

Михаил Яснов. Предлоги.

Сидел прохожий на скамье,
Держал в руках кулёк.
А над скамьёй сидел скворец,
А под — лежал бульдог.

И тот, в траве, сидящий под,
И тот, что над, в листве,
Глядели на того, кто на, —
Верней на то, что в.

Тогда прохожий взял кулёк
И вынул пирожок.
Часть бросил над,
Часть кинул под,
А остальное — в рот.

И каждый принялся жевать,
Верней, один — клевать.
Пришлось для этого ему
Слететь и прыгать у.

Так тёплый, мягкий пирожок
Был съеден от и до,
А смятый маленький кулёк
Попал в карман пальто.

И полетел один по-над,
Другой полез из-под
И рядом с третьим побежал
За, перед —
И вперёд!

Геннадий Григорьев. Этюд с предлогами.

 Мы построим скоро сказочный дом
С расписными потолками внутри.
И, возможно, доживём до...
Только вряд ли будем жить при...

И, конечно же, не вдруг и не к нам
В закрома посыплет манна с небес.
Только мне ведь наплевать на...
Я прекрасно обойдусь без...

Погашу свои сухие глаза
И пойму, как безнадёжно я жив.
И как пошло умирать за...
Если даже состоишь в...

И пока в руке не дрогнет перо,
И пока не дрогнет сердце во мне,
Буду петь я и писать про...
Чтоб остаться навсегда вне...

Поднимаешься и падаешь вниз,
Как последний на земле снегопад.
Но опять поют восставшие из...
И горит моя звезда – над!

А какие приемы используете вы, изучая такую скучную тему как "Предлог"?