пятница, 8 марта 2024 г.

Сегодня - только о любви и женщинах. Таких разных...

 


В Международный женский день, день 8 Марта, когда прославляют Женщину, марафон подбросил рассказ очень неожиданный. Видимо, так и было задумано. Сегодня - Александр Грин "Змея"(18/100). Грин - мастер новеллы, и этот рассказ еще одно тому подтверждение. Рассказ о глубокой, самоотверженной любви и о жертве этой любви. И о женщине, глупой, эгоистичной, красивой и потому считающей, что вправе играть чувствами других людей, а в итоге играющей и жизнями. Уже с самого начала рассказа чувствуется авторская насмешка над Джой, наносящей раны любви. Ждешь, что она должна получить по заслугам, получить урок. Но будет ли то, что случилось с Кольбером, то, чему она было виновницей, ей уроком? Сомневаюсь. Такие легко находят оправдание себе.  И насколько мудрее, сильнее духом Кольбер! Кинулся ли бы он спасать человека, даже если бы это была не Джой? Думаю, что да. И получается, что рассказ еще и о силе духа, и о самопожертвовании, но и об эгоизме. 

Читая тот или иной рассказ, обязательно думаю, а как этот писатель отозвался в моей жизни. Пока не было ни одного автора, о котором бы я ничего не знала или ничего не читала. Но говоря о Грине, обязательно вспоминаю свою поездку в Крым, в Феодосию, посещение дома-музея Александра Грина, замечательных экскурсоводов и моих родных, которые ради меня пошли в музей. 

Идеи, почерпнутые в марафоне:

Какая антитеза: девушка, умеющая думать только о себе и мнении, которое о ней сложится, и мужчина, умеющий любить и жертвовать собой. 

Зацепила фраза: "Вы будете чьей-нибудь женой, а это главное. Чтоб быть женой, надо жить."

"Женщины почти всегда принимают змей за ящериц!" Почему-то фраза эта запомнилась сразу. К сожалению, не разглядела Джой в Кольбере своего человека.

О какой же змее идет речь? Героиня еще та змеюка: так пренебрежительно относиться к чужим чувствам, так ими играть... Жалко юношу: во имя чего он погиб? Чтобы она жила и заставляла страдать других? Хотя ей уже три месяца никто не говорил о своих чувствах... Может, ее время прошло или за внешностью остальные разглядели то, что не видит влюбленный Кольбер? Этот рассказ точно предложу ребятам. 

Сразу на ум пришел Желтков... Думаю, можно целый урок сделать на сравнении этих двух рассказов. Желтков Куприна ушёл из жизни иначе, но думаю, что от этого и нужно оттолкнуться. Можно сравнить, как любят герои, как к ним относятся женщины. Интересный получается расклад.

Читая тот или иной рассказ, обязательно думаю, а как этот писатель отозвался в моей жизни. Пока не было ни одного автора, о котором бы я ничего не знала или ничего не читала. Но говоря о Грине, обязательно вспоминаю свою поездку в Крым, в Феодосию, посещение дома-музея Александра Грина, замечательных экскурсоводов и моих родных, которые ради меня пошли в музей. 

четверг, 7 марта 2024 г.

А сегодня не рассказ, а сказка

 

Художник Анна Хопта

Как разнообразен любимый с детства Андерсен! Иногда грустен, иногда поучителен, иногда забавен, но всегда интересен. Сегодня прочитала еще одну его сказку "Двенадцать пассажиров".(17/100)  Нет в ней ни занимательного сюжета, ни поучительного вывода, но ее очень хочется принести на урок. Хочется придумывать самые разные задания, ведь эта сказка может стать отправной точкой для развития творчества детей. 

Идеи, предложенные участниками марафона:

1. Конечно, интересно связать этот произведение со сказкой С.Маршака "Двенадцать месяцев".

2. А еще поговорить о том, что в разных климатических зонах времена года не очень соответствуют единым календарным. Вот, например, на Чукотке март - этот ещё зимний месяц, а снег начинает таять в мае.  Когда читаем "Двенадцать месяцев", можно сравнить месяцы со своими погодными условиями и поговорить о том, как уникальна каждая страна, как отличает климат каждого региона нашего огромного государства. У каждого региона месяцы со своими дарами. 

3. Идея урока: делим класс на группы (4 или 12) каждой группе даём описание месяцев Андерсена и задание написать продолжение. Например, 1 группа получила описание летних месяцев, а написала про осенние. К концу урока получаем 12 описаний от детей и сравниваем с тем, что у сказочника. А дома можно иллюстрации рисовать или ИИ попросить сделать картинку по двум разным описаниям.

4. Можно по описанию месяцев у Андерсена загадки составлять, чтобы дети отгадывали, о каком из них идёт речь.

5,Может, попросить каждого ученика порассуждать, почему именно в такие образы облачены 12 месяцев Андерсеном? А какими предстают они у Маршака(особо не выделяются).  

6. Детям поможет разобраться во временах года и месяцах "в лицах", можно перед чтением предложить ребятам самим представить визитки (нарисовать и написать) или паспорта месяцев, чтобы они с собой принесли или какие  у нас ожидания от каждого месяца; очень много можно сделать в рамках реализации функциональной грамотности; как много разной и увлекательной работы можно провести по русскому языку - клад просто!

Моя идея: Когда-то у меня была идея на первом уроке в месяце особенно в 5 классе рассказывать о том, как появилось название месяца, чем месяц интересен. Продержалась я, правда, недолго, но хорошо помню, что интересным было начало урока про декабрь. Вот сюда бы очень классно вписалась и сказка Андерсена.

среда, 6 марта 2024 г.

Автор, не прочитанный в школе

 


Продолжаю читать рассказы. Сегодня - Марк Твен "Укрощение велосипеда". ( 16/100)  Марк Твен для меня - это автор, которого все читали в школе, а я прочла его впервые намного позже. Хотя дома была книжка Марка Твена , как сейчас помню, зеленая из серии "Школьная библиотека". Там, конечно, были "Приключения Тома Сойера". Но я дальше первой страницы в школе не продвинулась. А потом, уже в студенчестве, взахлеб читала и Тома, и Гекльберри Финна! А сегодня рассказ.

Неужели научиться кататься на велосипеде так же трудно, как укротить льва? Если учился этому в детстве, но можно ответить отрицательно. А если во взрослом возрасте? Твен легко, с самоиронией, с юмором по сути рассказал о том, как учиться не только ездить на велосипеде, но и учиться чему-то новому: главное - не спасовать, продолжать, даже если приходится постоянно прикладывать свинцовые примочки. Вот сегодня мне предложили посетить мастер-класс по рисованию. А я художник от слова худо! Но начитавшись рассказов этой недели, решила, что соглашусь. Еще заметила для себя мудрые мысли и про роль учителя (Во всяком случае, возьмите себе учителя  - это сбережет массу времени и свинцовой примочки), и про ценность житейского опыта (Некоторые воображают, будто несчастные случаи в нашей жизни, так  называемый "жизненный опыт", приносят нам  какую-то пользу. Желал  бы  я  знать,  каким образом?  Я  никогда  не видел, чтобы такие случаи  повторялись  дважды. Они всегда подстерегают нас там, где  не ждешь, и застают врасплох.") точнее, про отсутствие ценности): ", и про универсальный способ изучения чего-либо на примере немецкого языка: "Нет,  теперь я вижу, в чем беда с немецким языком: в том, что с него  нельзя свалиться и разбить себе нос.  Это поневоле  заставило бы приняться  за дело вплотную. И  все-таки,  по-моему,  единственный правильный  и надежный  путь научиться немецкому  языку -  изучать его  по велосипедному  способу.  Иначе говоря,  взяться  за одну какую-нибудь подлость и сидеть на  ней до тех пор, пока не выучишь, а не переходить к следующей, бросив первую на полдороге.", и про самоучек: "Самоучка редко знает  что-нибудь  как следует и обычно в десять раз меньше, чем узнал  бы с учителем;  кроме того, он  любит  хвастаться  и вводить  в  соблазн  других  легкомысленных  людей."

Думаю, обязательно возьму этот рассказ в начале 4 четверти и расскажу свои смешные истории из детства, чтобы и дети тоже присоединились к челленджу «Не бойся быть смешным!», тогда уж точно не так страшно, что ты чего-то не умеешь и не все сразу получается)

вторник, 5 марта 2024 г.

Рассказ, вызвавший споры...


 А сегодня - Макс Фрай "Страшная тайна". 

(15/100) Рассказ мне показался обаятельным именно благодаря образу любящей, заботливой мамы, понимающей, готовой откликнуться на беды своего ребенка, даже если сама она этой бедой не считает. Когда читала, обратила внимание на то, что рассказчик не муж, а может, друг мамы, но она, стоя перед выбором, уделить внимание ребенку или другу, выбор делает в пользу ребенка. Кажется, что так должна делать каждая мама, но ведь довольно часто это бывает не так. Интересен и финал. Как отнестись к последним словам мамы? Если знать, что Макс Фрай творит в жанре фэнтези, то как к фантастическому допущению о существовании инопланетян. А если этого не знать, то можно удивиться находчивости и фантазии мамы дважды: сначала, когда она придумала историю про инопланетян для дочки, потом, когда она ее продолжила для друга. Меня немного зацепило про восемнадцать полов, но это звучит иронично, поэтому почему бы и нет, тем более что это почти в одном ряду и с Уэллсом, и с ромом, и с маминым другом...

Отдельный вопрос, нужно ли читать этот рассказ в школе? Кто-то считает, что не нужно, а можно, даже для анализа его предлагает ( разобрать для поиска проблем) или выступить с отрывком на "Живой классике", кто-то категорически против, увидев в рассказе буквально пропаганду разрушения традиционных ценностей: клянутся не на Библии, а на книге Уэллса, Библии в доме нет, у мамы не муж, а друг, ведут речь про восемнадцать полов, а еще и вспоминают ковбоев, терминаторов и таксистов... 

Макс Фрай — удивительное для отечественной фантастики явление. Долгое время под этим псевдонимом скрывалась писательница Светлана Мартынчик. Имя знаковое, и это один из авторов, которого мне хочется почитать, хотя бы чтобы иметь представление о его творчестве.