четверг, 9 января 2025 г.

Первый рабочий день...

 Первый день после каникул. Чем я занималась как директор? Отвечу сразу: рутиной! посудите сами:

1. писала ответ на жалобу по питанию ( это отголоски декабрьского небольшого происшествия), занималась другими вопросами по питанию. Аутсорсинг - хорош по-своему, не знаешь, что лучше...

2. принимала учеников школу: сразу пришло 6 человек, причем 5 из них уже в нашей школе учились. Новые ученики - это хорошо!

3. Разбиралась с тем, как же мы будем заканчивать учебный год. По учебному графику 1-8, 10 классы учатся до 30 мая, 9-11 классы - до начала экзаменационной сессии. В этом году начало экзаменов в 9 классе 21 мая, в 11 классе - 23 мая. Значит, учиться 9 и 11 классы должны соответственно до 20 и 22 мая. Сплошная забота о выпускниках: где же время на подготовку к экзаменам? Хотя бы пара дней! Но по факту оценки и решение о допуске к экзамену должны быть приняты 16 мая, пара-тройка дней для тех, кто не претендует на медаль, чтобы получить заветную одну оценку, которая может всё решить... Но самое интересное, что наша школа - пункт проведения экзаменов, а значит, после 20 мая вход в нее учениками учителям запрещен! У нас есть второе здание, в котором учатся начальные классы, но они не смогут учиться, потому что учителя - организаторы ОГЭ и ЕГЭ. В общем, выход только в дистанционном обучении на две недели... да уж! Вишенка на торте: "Последний звонок" 24 мая, в субботу! Всем же хорошо, а про учителей думать уж незачем. Впереди - каникулы, учителя же не работаю, и школа тоже... Кто не понял, поясняю: ирония!  

4. Решала вопрос с кадрами: учитель русского языка уходит в отпуск, а потом в декретный отпуск, а у нее все 9 классы, а нового учителя, конечно, нет, а те, что есть, работают на две ставки практически... Не лучше ситуация с учителем начальных классов - просто некому работать! Перераспределяем часы... приходит учитель истории и обществознания, молодой мужчина, после армии. Беру однозначно, буду искать, чем нагрузить!

А где работа над глобальными целями? увы, увы. увы...

Энн Файн "Как курица лапой"

 Люблю читать книги про школу. Такая профдеформация, что ли. Нравится мне наблюдать, как решают педагогические проблемы герои книг, как ведут себя дети и подростки...И свои выводы, конечно, делаю, даже приемчики подсматриваю. 

Книга Энн Файн "Как курица лапой" тоже про школу, только про английскую. А если еще точнее, то про "Школу поместья Уолболт ( смешанную)". Именно в эту школу попадает Честер Говард, ученик, поменявший уже много школ из-за специфики работы мамы. И тут ему сразу не нравится. Да и кому понравится, что учительница  перепутала его имя и фамилию и даже не заметила. К своему удивлению, он узнает, что ученикам-то в этой школе нравится...

Дальше всё крутится вокруг написания сочинения "Как это делается". Каждый ученик выбирает свою тему, например, как содержать кроликов, как смастерить змея, как делать свечи своими руками, как выращивать горчицу и кресс-салат, как тренировать собаку, как красить пасхальные яйца, как спланировать зимний поход с ночевкой... Интересно, что сочинение должно быть небольшим, но пишут его в отдельной тетради. В общем, это всем знакомая проектная работа ( проект), но весьма интересно поданная. Интересно, что можно заявить, что "моя тема - секрет", и учитель не будет настаивать, более того, приветствуется самостоятельность, и контроль практически отсутствует, ведь достаточно долго тетрадь у Честера остается чистой, а в итоге Честер придумал, как помочь однокласснику Джо, и его сочинение называлось "Как выжить в школе".

Конечно, привлекает меня, как учителя, как Честер оказывает помощь своему однокласснику, у которого однозначно проблемы с письмом, математикой, чтением, но у него есть масса других достоинств, их только надо раскрыть. 

И еще одна фишка: вручение призов(медалей) за победу в определенных номинациях: лучшее сочинение на тему "Как это делается", лучшее чтение, лучшее эссе, лучшая грамотность, лучшее вычисление, лучшая модель, лучший помощник в классе. Жаль, что не рассказали, по каким критериям определяли лучших..

Это, конечно, мой учительский взгляд. А ученикам эту книгу будет читать очень интересно, обещаю.

среда, 8 января 2025 г.

Готовлюсь к урокам

 Наверно, я уже пришла к тому возрасту, когда уже можно поворчать. Хотя бы немного. Готовлюсь к завтрашнему дню, к урокам. 

10 класс - Некрасов. Открываю "Мою школу", которую активно навязывают учителям. Урок, конечно, есть. Есть фрагмент фильма из цикла "Больше, чем любовь" про Некрасова и Авдотью Панаеву. Смотрю фрагмент, потом решаю посмотреть весь фильм. Становится понятно, что рекомендовать ученикам весь фильм я не могу: очень уж неприятным человеком выходит Некрасов. Открываю ТГ-каналы коллег-педагогов в надежде натолкнуться на идею - идей нет, есть опять неприятные вещи про Некрасова. Вот и дилемма: каким же показать Некрасова? Решила поддержать точку зрения Игоря Сухих. Начинающий учитель, решивший положиться на "Мою школу", хорошего урока не проведет.

( После урока: почти всё успела. Не успела рассмотреть стихотворение, обращенное к Панаевой, но на следующем уроке время еще найдется. Домашнее задание: инфографика по биографии)

11 класс -- Мандельштам. А вот здесь вообще дырка от бублика. Урок в "Моей школе" отвратительный. Сначала видеофрагмент с "говорящей головой", видеозапись  низкого качества, поскольку ей уже больше 10 лет, затем зачем-то предлагают прочитать большой отрывок из воспоминаний о Мандельштаме, а затем проанализировать ( так сказано в задании!) некоторые стихи Мандельштама, причем анализ сводится к поиску средств выразительности. Затем опять  иду искать в сети урок или видеофильм, чтобы самой посмотреть ( ученики смотреть точно не будут ни сами, ни на уроке). Выяснила, что уроков всего два, но находятся они на разных ресурсах под разными именами якобы авторов. Хорошего видео нет. Есть замечательный, очень своеобразный фильм "Сохрани мою речь навсегда", который рассчитан на уже знакомого с биографией Мандельштама зрителя. (После урока: получилась обычная лекция учителя.Что всё чаще происходит в этом классе. Как это победить - не знаю...Но материал урока хороший.Если бы это был не первый урок в четверти, можно было бы привлечь учеников в роли  биографов и литературоведов, хотя бы пересказали текст)

5 класс - русский язык. Вот здесь самый цвет! Устав скакать по учебнику, чтобы проводить уроки в соответствии с конструктором, я решила пойти вслед за учебником. И уроки у меня посвящены сейчас не синтаксису, а имени существительному. Но в учебнике опять чехарда: часть тем, материал по которым есть в учебнике 6 класса, изучаются в 5 классе и наоборот! Понятно, что учитель, у которого больше 28 часов, не будет собирать урок как бусы, а просто сделает так, как в учебнике...  ( Люблю свой пятый класс! У меня они - золотые дети! Урок был обычный, ничего особенного...)

Очень жалею, что сейчас перестали существовать проверенные годами методические журналы! какую помощь они бы могли оказать именно в этот переходный период всем учителям... Но они больше заняты наукой или совсем перестали существовать...

А для себя я план моей методической деятельности потихоньку намечаю...цель на год у меня такая: делиться знаниями в профессиональной среде.

понедельник, 6 января 2025 г.

С Рождеством Христовым!

 От всей души поздравляю с Рождеством Христовым! Светлый это праздник, теплый, дарующий надежду... Надежду на мир и счастье Пусть в ваших сердцах всегда будет тот Свет, Который сегодня пришел в наш мир! Желаю добра, радости и любви! Пусть в ваших домах будет уют и умиротворение! 

 Те, кто давно заглядывают в мой блог, знают о моей любви к  рождественским рассказам. По ярлыкам легко можно найти все посты по этой теме. Продолжаю двигаться в этом направлении. Вчера я нашла время, чтобы посмотреть еще один вебинар Марины Волковой, посвященный рождественской литературе. В этот раз речь шла о стихотворениях, посвященных Рождеству или связанных с ним. Как всегда душевно, интересно, дает заряд не только эмоциональный, но и интеллектуальный! Как же мне этого не хватает в повседневной жизни! Вот там и прозвучало это стихотворение Алексея Степановича Хомякова. Задумайтесь над ним вместе со мной.

В эту ночь Земля была в волненье:
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.

А в пустыне наблюдали львицы,
Как, дарами дивны и полны,
Двигались бесшумно колесницы,
Важно шли верблюды и слоны.

И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к кому-то на поклон.

А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, –
Там ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.

В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.

Склоняся к юному Христу,
Его Мария осенила,
Любовь небесная затмила
Ея земную красоту.

А Он, в прозрении глубоком,
Уже вступая с миром в бой,
Глядит вперед – и ясным оком
Голгофу видит пред Собой.
1860-е