суббота, 12 января 2019 г.

Хорошие привычки для учителя. Неделя вторая.

Прошла первая неделя внедрения хороших привычек. Об этом можно прочитать первый пост здесь.
Пока я была дома, с тем, чтобы пить воду всё было более-менее хорошо: я умудрялась выпивать до 5 стаканов воды. Для этого пришлось по дому развесить напоминания: "Выпить воды", "Встала - выпила воды. Перед обедом и ужином - выпей воды". Я даже нашла специальный трекер в интернете и статью о том, как надо постепенно приучать себя к воде. Кому интересно, можете заглянуть сюда. Оказывается, не только для меня это проблема! Но стоило выйти на работу, и всё стало намного сложнее. Я просто не помню о то, что надо выпить воды, хотя я даже специально принесла воду на работу, ту, что повкуснее. Хотела настроить напоминания в телефоне, но пока не получается сделать так, как надо. В общем, продолжаю внедрять.
Со второй привычкой - вести дневник- тоже всё не просто. Писала в блог ( он у меня заменяет дневник) и отдельно собирала позитивки ( об этом тоже как-нибудь расскажу). № поста были опубликованы, и это уже хорошо. Если удержу хотя бы такой ритм, то это будет хорошо. Каникулярная активность прибавила мне читателей, поэтому ожидания надо оправдывать.

А теперь две новые привычки, но про старые не забываю.
3. Спите вдоволь. 
Я отлично знаю ото, как необходим организму качественный сон.Но, к сожалению, последний год и даже полтора у меня постоянно проблемы со сном. То я не могла заснуть, то теперь я засыпаю сразу стоит мне принять удобное горизонтальное положение, но просыпаюсь в 2-3 часа ночи и не могу заснуть. Если я сумею решить эти проблемы, но привычка действительно будет замечательная.
В книге советуют:
1.оптимизировать среду для сна: освещение, температуру, влажность воздуха, одежду для сна  (с этим всё нормально)
2. придерживаться определённой процедуры отхода ко сну ( с этим тоже ок, засыпаю я хорошо)
3. избегать стимуляторов в виде сахара, кофеина, алкоголя, курения ( стоит, наверно, обратить внимание на сахар, с остальным проблем нет)
4. не есть позже 21 ч и менее чем за два часа до сна и не пить много воды в течение 3-4 часов до сна. (тоже всё нормально) 
Выходит, что у меня и так всё неплохо, но почему в итоге я сплю 5 часов?
Начинаю следить за сном!

4. Пусть музыка звучит! Музыка играет важную роль в жизни человека, в борьбе со стрессами, поэтому предлагается как можно чаще слушать разные музыкальные композиции, создавать музыкальные коллекции, играть на музыкальных инструментах и петь, устраивать музыкальные вечеринки. Попробую составить свою музыкальную коллекцию, чтобы слушать её везде. Может быть, кто из читателей посоветует свою любимую мелодию?

Итак, следующая неделя под девизом: "Больше музыки!"


А как Вы считаете, это хорошие привычки для учителя?




среда, 9 января 2019 г.

Что вы читаете на этой неделе? Наринэ Абгарян

Вот и прочитаны первые книги в этом году. Пришло время рассказать о них. 
По плану нужно было прочитать:
 1. Наринэ Абгарян " С неба упали три яблока"
2. Савако Ариёси "Кинокава"
3. Дэн Роэн "Визуальное мышление"
4. Один номер журнала "Литература"
Наринэ Абгарян
5. Один номер журнала "Управление школой"

Несмотря на большое вроде количество свободного времени, прочитано далеко не всё.
Прочитаны в первую очередь художественные произведения.
Читаю Наринэ Абгарян не впервые. Когда-то были прочитаны ее книги о Манюне, смешные и до боли узнаваемые по сохранившимся воспоминаниям о советском детстве. В книге "С неба упали три яблока" Н.Абгарян другая. История Анатолии Севоянц и Василия Кудаманц - это часть истории деревни, затерянной высоко в горах. Деревня вроде бы отрезана от мира, но по единственной дороге, что соединяет её с долиной, всё равно приходит то, что не позволяет ей жить в мире, и не только по дороге. Начиная читать, сначала не понимаешь, о каком времени идет речь, и даже дочитав до конца, не можешь точно ответить на этот вопрос. И это символично, потому что жизнь человеческая грустна и печальна в любое историческое время. Всюду ждут человека беды, и сил, чтобы противостоять смерти, приходящей от природы (засуха и голод) или от общества ( войны), у человека мало. Поэтому судьба каждого, выжившего и дожившего до преклонных лет, достойна поэмы. И автор любовно описывает этих стариков, как ювелир поворачивает драгоценный камень на свету, чтобы показать всю его красоту. Хотя в книге почти нет национального колорита, всё же он есть за счет замечательных армянских блюд: статок вечера провели утверждая перечень блюд – очень хотелось накрыть такой стол, чтобы порадовать новоиспеченных родителей. Остановились на хохобе из индюшатины, фасолевом паштете, гусе, запеченном с сушеным кизилом, салате из отварного куриного мяса с толчеными грецкими орехами, а также жареных ломтях малосольной брынзы в кляре из кукурузной муки и белого вина. На сладкое определили кркени – специальную гату, которую пекли исключительно в золе и подавали к столу по самым важным датам."
Несмотря на вроде бы оптимистичный конец - рождение маленькой Воске - не веришь в продолжение жизни в этой деревне. И понимаешь, что такая участь ждет не только армянскую деревню, но и нашу российскую. Ведь только за мою сознательную жизнь практически перестали существовать на территории нашего района около 7 сел.
Анатолия, уже приготовившая себе смертное в начале книги, возится с рожденной ею дочкой в конце. Всё хорошо. Или всё же нет?
Книга, написанная в стиле магического реализма, полна таинственного и мистического: "синие столбы",белый павлин, щель в стене дома, буквы К и В в оградке, само рождение ребенка почти шестидесятилетней женщиной. Судьба рядом с нами - напоминает автор, но делаем её всё же мы сами. Доброта и человеческое тепло стариков согревает и дает надежду, что пока  они живы, мир не сорвется в бездну бесчеловечности. Но будем ли мы такими стариками?

Прочитана и книга Савако Ариёси "Кинокава".Но о ней в другой раз. Сегодня и так получилось "много букв".

Книгу под № 3 заменила чтением книги Дэйва Берджесса "Обучение как приключение". Осилила и номер журнала "Литература".

На этой неделе (09.01-16.01) читаю:
1. В.Шишков "Угрюм-река"
2. Д.Бёрджесс "Обучение как приключение"
3. Журнал "Управление школой"

О том, что читают мои коллеги-блогеры, я знаю, потому что с удовольствием читаю отзывы о книгах во многих блогах, но всё же задам традиционный вопрос: А что вы читаете на этой неделе?

вторник, 8 января 2019 г.

Еще раз о дисциплине в классе

Вот и закончились новогодние праздники, завтра на работу. Просматривая статистику блога, я заметила, что самым популярным сообщением за декабрь 2018 года у меня был пост, посвященный дисциплине в классе "Дисциплина в классе: как создать рабочее настроение". И решила продолжить эту тему. Кто еще не видел пост, написанный ранее, прочитайте его, иначе трудно будет понять, о чём я.
Сначала замечу, что с дисциплиной в пятом классе действительно стало лучше, хотя в конце четверти мы уже почти не устраивали соревнований между учителем и учениками. Две конфетки так и остались в баночке, т.е. ученики, по их мнению, проиграли. Но мы же с вами, дорогие учителя, знаем, что они выиграли... в знаниях.
Но, как обычно это бывает, есть в классе один-два ученика, которые нарушают дисциплину больше других. Для них приходилось вводить индивидуальную шкалу нарушений. На листе бумаги или просто на доске я рисовала лестницу в 3-4 ступеньки.На верхней ступеньке фишка, обозначающая ученика-нарушителя, на последней - акула. Чем больше нарушений, тем ближе опасность попасться в зубы акуле. Что будет потом, когда акула проглотит нарушителя, я, честно говоря, не придумала, но странным образом до крайности дело не доходило. Наверно, никто не хочет быть хуже других...

Но начинается новая четверть, а значит, надо придумывать что-то новенькое. Например, банку с наградами я хочу модифицировать: складывать в нее маленькие конфеты за выполнение определенных правил и заданий. 
Какие можно выдвинуть условия? 
Все пришли вовремя на урок - конфетка.
Все выполнили домашнее задание - конфетка. Кстати, проверить, написано ли домашнее задание в тетради у учеников, можно попросить очень ответственного и честного ученика - у меня такой человек есть.
Все выполнили задание под цифрой ( определенный вид разбора) - конфетка.
Ученик верно выполнил задание - конфетка. Отметки он может и не получить, если задание небольшое или несложное. Но вклад в общее дело будет.
В конце урока проверить соблюдение ранее установленных правил - и добавить еще несколько конфеток.
А баночку сделать с разметкой: урок-кино, урок на улице, урок в библиотеке... Подскажите, коллеги, что-нибудь интересное...

И еще одна задумка с фишками из конструктора Лего ( так интереснее, но можно и просто фишки из бумаги). Каждый ученик получает определенное количество фишек, например, пять. Нарушил правила - отдал фишку учителю. Сохранил все фишки - имеешь право на какое-то послабление при выполнении домашнего задания.
Хочется воспитывать в детях не только самостоятельность, но и ответственность. Можно ли обойтись только пряником? Думаю, что нет. Действовать только кнутом - вообще не рассматривается. Быть безразличным - как идёт, так пусть и идет - тоже не способствует формированию ответственности в человеке. Понимаем, что с дисциплины учебной начинается дисциплина трудовая. 
Но главное мое правило неизменно: если ученикам на уроке интересно, то проблем с дисциплиной не бывает.

А какие фишки для поддержания дисциплины на уроке используете Вы? Нужно ли добиваться дисциплины? Или это отголоски авторитарного прошлого?
Р.S. Еще раз спасибо Артёму Морозову.
А еще можно посмотреть это небольшое видео от Надежды Ивановой.

воскресенье, 6 января 2019 г.

Рождество и рождественские рассказы

Есть особое время - от Рождества до Крещения, называемое Святки. Говорят, что в это время можно каждый день загадывать желания, гадать о будущем, это время чудес и праздника. В дореволюционное время в газетах печали особые рассказы - рождественские. Рассказы, в которых чудеса совершают сами люди, своей добротой и любовью.
Я очень люблю рождественские рассказы. Увлекшись когда-то целую серию постов блога посвятила именно им: всем известным рассказам Куприна, Чехова, Леонида Андреева, Достоевского, менее известные рассказы современных писателей Виктории Токаревой, Владимира Крупина и др. Об этом можно прочитать здесь.
Но интерес  к рождественским рассказам не пропал.
Давайте вместе прочитаем или перечитаем:

  • Александр Грин "Новогодний праздник отца и маленькой дочери"
  • Туве Янссон "Ёлка"
  • Наринэ Абгарян "Юбилей"
  • Генрих Бёлль "Не только под Рождество"
  • Наталья Ключарева "Юркино Рождество"
  • Максим Яковлев "Дар случайный"
  • Виталий Каплан "Звездою учахуся"
  • Николай Лесков "Христос в гостях у мужика"
  • Сергей Лукьяненко "Девочка с китайскими зажигалками"
  • Александр Ткаченко "Так мы и промычали своё первое Рождество"
А еще можно заглянуть в блог "Клуб друзей книг", там есть еще небольшой списочек.
Думаю, что прочтение этих рассказов добавит вам рождественского настроения.
 С Рождеством!Рождество Христово — еще один шанс изменить себя к лучшему, начать все заново, простить обиды, делать добрые дела, улыбаться тому, кто этого очень ждет! С приходом Спасителя в мир!