среда, 4 августа 2021 г.

Об объективности

В перерывах между нервными пробежками торопливым шагом по двум зданиям  школы ( не успеваем, не успеваем!) удалось прочитать интересный документ, который будет определять работу школ региона на ближайшее время, на предстоящий учебный год уж точно. Это "Концепция региональной системы оценки качества подготовки обучающихся образовательных организаций". Главное  в этой системе - объективность! А объективно - это когда под камерами, с общественными наблюдателями и перепроверкой на разных уровнях!
А что же служит инструментами оценки качества подготовки обучающихся? ОГЭ, ЕГЭ и некая региональная проверочная работа под названием "Исследование функциональной грамотности обучающихся". Только для начального образования оставили такой традиционный критерий, как отметка. Во всех остальных случаях простая, обычная, до боли всем знакомая отметка никакой роли не играет, ибо необъективна... А как же ВПР, о которых сказано столь много? А это уже другой уровень, видимо, федеральный... Упомянули также про Всероссийские олимпиады, но учитывать будут не результаты, а объективность проведения...
Отсюда несколько выводов: 1. Особое внимание отличникам в начальной школе. 2. Особое внимание 9 и 11 классам - они очень сильно повлияют на результаты работы школы. 3. Особое внимание "функциональной грамотности" и метапредметным результатам. А функциональная грамотность - это читательская, математическая и естественнонаучная грамотность. Бедные учителя литературы, математики и биологии! Так хочется стать учителем музыки или физкультуры... 4. Коренным образом изменится способ определения результативности школ. Уже не посчитаешь традиционные успеваемость и качество знаний... 5. Если не изменится система оплаты труда учителей, то  принципы определения стимулирующих выплат точно изменятся! И напоследок глас вопиющего в пустыне: а средства предусмотрели, чтобы эту дополнительную работу оплачивать? На сто процентов уверена, что это всё опять: в рамках должностной инструкции... проводить и проверять ВПР, проводить и проверять олимпиады школьного и муниципального уровней, готовить к ОГЭ и ЕГЭ, которые по-прежнему не прописаны ни в одном учебнике, готовить к исследованиям функциональной грамотности... Ну что же, подготовка к августовскому педсовету началась!

вторник, 3 августа 2021 г.

О родительском контроле за организацией питания...

 Слушала я как-то одного модного социолога. "Тип власти у нас в стране женский, материнский, отсюда попытки всё контролировать, записать, внести во все списки и реестры",  - мысль, которую я вспоминала сегодня, присутствую на видеоконференции, посвященной родительскому контролю за организацией питания в школах. Конечно, в связи с тем, что весь прошлый год был посвящен организации этого самого питания в 1-4 классах и ограничениям в связи с коронавирусом, то больше говорили о контроле вообще, о разовых акциях посещения родителями школьных столовых, о необходимости информационной открытости в этом вопросе... 

Несколько мыслей, которые мне запомнились:

- раньше школа шла к ученику, часто с контролем: где ребенок занимается, каков режим дня, как его кормят, а теперь родитель идет в школу с контролем... ( как-то грустно! почему с контролем, а не с советами?)

- необходимо ограничивать права родителей в сфере контроля, а то иногда родители очень уж увлекаются "родительским экстремизмом", стремясь подменить даже Роспотребнадзор... ( с этим согласна!)

- контроль должен быть потребительским, а не родительским, к нему надо привлекать и учеников 

- в состав общественных советов по питанию должны входить представители разных общественных объединений...

- нужно не только детям, но и родителям рассказывать о правильном, сбалансированном питании, о пользе каш, рыбы и молочных продуктов...

Мы в прошедшем году тоже родительским контролем занимались... Ежедневно на сайт информацию о меню размещали ( только посетителей на том сайте мааало! как бы не заставили в инстаграм фотографии еды постить!), анкетирование учеников проводили: одним гречка не нужна, другим- почему так редко; многие против рыбных котлет и кисломолочных продуктов, а по требованиям Роспотребнадзора это обязательно; а уж каких только блюд в школьное меню креативные школьники не предлагали! Была у меня и встреча с родителями с посещением столовой, в которой работают такие же родители! Хорошо, что нам удалось все вопросы решить мирно... А главное - кормим мы вкусно и разнообразно в пределах выделенных сумм! Есть предложения - готовы выслушать! Хотите помочь - готовы сотрудничать! Неужели во главе всего должен быть контроль? Увы, суровые реалии нашего образования!

понедельник, 2 августа 2021 г.

О книгах Елены Рониной


В интересное время мы живём! Сейчас благодаря развитию интернета можно запросто не только много узнать о какой-либо известной личности, например, писателе, прочитать книги, но и просто пообщаться, например, в youtube или в инстаграме. Представить такое во времена моего детства было невозможно… Вот так с youtube-канала и началось мое знакомство с писательницей Еленой Рониной. Я в общем-то случайно оказалась на ее канале «Давайте говорить друг другу комплименты!» и осталась. Елена меня можно сказать очаровала своей интеллигентностью, умением рассказывать, подмечать главное и интересные детали. Выяснилось, что она тоже очень любит творчество Ивана Тургенева, являлась заместителем председателя Тургеневского общества в Москве, очень много знает о Тургеневе и интересно о нем рассказывает.  Елена на канале проводит стримы под названием «Книгабум», и это уже по сути сообщество людей читающих и размышляющих, книжный клуб. Это тот случай, когда личность писателя /писательницы привела к её книгам. Елена много рассказывает о книгах, которые читает, которые покупает, о фильмах, которые она смотрит. А еще читает свои рассказы, читает замечательно!  Пишет Елена в разных жанрах: рассказы, повести, экспертные романы и семейные саги. И всегда в центре повествования женщина – наша современница, которая очень хочет быть счастливой, но этому что-то обязательно мешает: рождение глухого ребенка, невозможность иметь детей, исторические события ( война, репрессии), пьющий муж… Но Елена Ронина обязательно показывает сильную женщину, способную не сломаться, остаться верной своим убеждениям, по-прежнему нести в мир красоту, любовь, милосердие, трудолюбие. Финалы книг Елены Рониной открытые, но дающие надежду, светлые… Я прочитала «Три женщины», «Я вас не слышу», «Стеклянные дети», «Частная клиника», «Портрет в сиреневых тонах», «Культурный конфликт»… Каждая из книг по-своему хороша. Мне импонирует творческое кредо Елены Рониной – негатива в жизни и так много, надо искать светлое в том, что с нами происходит, рассказывать не столько о проблемах, сколько о пути решения этих проблем, а эти решения можно найти всегда. Я достаточно скептически отношусь к женской прозе, но это тот случай, когда мне не хочется думать о философских идеях, а хочется вместе с умным и наблюдательным человеком полюбоваться той жизнью, которой мы живём…

воскресенье, 1 августа 2021 г.

О фильме И.Хейфица "Ася"

 Первое августа. Воскресенье. Хорошее время для того, чтобы начать что-то новое. Вокруг только и видишь: марафоны, челленджи, вызовы... и в который уже раз я тоже хочу устроить вызов самой себе: 30 дней по 300 слов о книгах, фильмах, современных трендах в образовании и буднях директора школы .

Один из моих любимых писателей-классиков - Иван Сергеевич Тургенев. Его книги я могу
открыть на любом месте, и мир вокруг перестает существовать. На этот год я поставила перед собой амбициозную задачу: прочитать все произведения И.С.Тургенева. И потихоньку продвижение есть. Но сегодня я про фильм по повести И.С.Тургенева "Ася". Решила его посмотреть, потому что готовлюсь к новому учебному году и хочу посмотреть все фильмы и мультфильмы, которые есть по программным произведениям. Фильм режиссера Иосифа Хейфица создан в 1978 году. В главных ролях Елена Коптяева, Игорь Косталевский, Владимир Езепов. Фильм порадовал в том, что он соответствует моим ожиданиям. В нем есть, о чем порассуждать. Я не старалась сравнивать книгу и фильм, хотя у меня появилось достаточно много вопросов к тексту повести: а как там? Но фильм - это самостоятельное произведение. Интересным мне показался подбор актеров: молодой, красивый Игорь Косталевский в роли Гагина, тонко чувствующий свою сестру, переживающий за нее, и Владимир Езепов в роли господина N.N., по-своему красивый, но, на мой взгляд, проигрывающий Гагину, стремящийся выглядеть в своих глазах натурой утонченной, но слишком часто ошибающийся, слишком эгоистичный. Елена Коптяева в роли Аси чудесна: тонкая, хрупкая девочка со сложной психической организацией. Но могла ли она быть другой в тех жизненных обстоятельствах, что выпали на её долю? Её наивная мечта о герое и жажда высоких поступков, её стремление обратить на себя внимание и неумение совладать с чувствами... Весь накал страстей в подтексте, и это так по-тургеневски. Фильм неторопливо разворачивает свое действие, и это вот совсем не современно... Но так уютно... Думаю, что современным детям, привыкшим к бешеному ритму, будет скучновато смотреть весь фильм целиком, но отдельные эпизоды вполне можно использовать на уроках.

А повесть всё же надо перечитать, чтобы вспомнить:

  • есть ли у повести эпиграф?
  • была ли в повести сцена с крестным ходом?
  • есть ли в повести легенда о счастье?
  • как рассказано о том, что было после отъезда Гагина и Аси?
  • есть ли сцена встречи с немецкой возлюбленной господина N.?
  • приезжал ли господин N. в Германию в старости?
Думаю, что это даже хорошо, когда фильм направляет к перечитыванию книги, особенно любимого автора. ( 1/385)