воскресенье, 8 августа 2021 г.

О прочитанном/прослушанном за неделю...

 Когда-то в моей жизни большую роль играл телевизор и радио. Это когда-то закончилось с появлением интернета. Радио в моем селе слушать можно только через интернет или проводное ( есть такие редкие экземпляры, у которых оно еще есть), а значит, можно сказать. что его нет... Телевизор, конечно. есть в каждом доме, но я смотрю его очень и очень редко... 

Зато смотрю каналы на youtube и слушаю подкасты. Что же интересного было прослушано/увидено на этой неделе?

1. Три лекции на Арзамасе: "Золотая клетка. Переделкино в 1930-1950 -е годы". Интересна история появления этого "дачного кооператива" для писателей. Но меня больше всего удивил тот факт, что на похоронах Бориса Пастернака не присутствовал ни один из его соседей по Переделкино...

2. Документальный фильм "Евгений Евтушенко" из цикла "Больше чем любовь". Я, к моему большому сожалению, не очень хорошо знаю этот период советской литературы, меня больше привлекал всегда девятнадцатый век, начало двадцатого... Узнала для себя много интересного

3. Очередной выпуск шоу "Больше всех надо" был посвящен еде, а точнее, расстройствам пищевого поведения, анорексии, були
мии, проблемам толстых людей, их стигматизации... И хотя у меня нет таких проблем, я с сожалением обнаружила, что к людям с избыточным весом тоже отношусь с внутренним осуждением, не понимая их проблем, хотя сама терпеть не могу диет, не могу выдержать определенные ограничения в еде, особенно если я их себе устанавливаю добровольно. Я вообще люблю эти передачи, заставляющие по-новому взглянуть на хорошо известные вещи.

4. Посмотрела советский фильм "Если верить Лопотухину". По картинке поняла, что это фильм про советскую школу, захотелось посмотреть. Ученик-старшеклассник опаздывает на контрольную по математике и объясняет свое опоздание встречей с инопланетянами на летающей тарелке... Его одноклассники решают проверить правоту его слов и находят других свидетелей, непонятные шарики, которые излучают радиацию... Удивил один момент: троечник вспоминает о Галилео Галилее, Джордано Бруно, Альберте Эйнштейне, много о них знает. Подумала, что сегодняшний школьник вряд ли бы вспомнил о них. Спросила у сына, он почти подтвердил мои сомнения... В целом фильм показался каким-то странным...

суббота, 7 августа 2021 г.

О современной литературе в школе


 Знаете ли вы, что в программе по литературе для учеников 5-9 классов нет современных произведений? Знакомство с русской литературой заканчивается в лучшем случае на творчестве Валентина Распутина и Виктора Астафьева, из зарубежной литературы творчеством Марка Твена... Свою задачу известные мне учителя литературы видят не в том, чтобы ученики знали, что есть такие писатели и есть такие литературоведческие термины, а в том, чтобы привить интерес к чтению, но трудно это делать, когда предлагаешь читать о том, что было 150 - 100 лет назад, что не касается тебя, в чем многого просто не понимаешь...  С современной литературой делать это было бы намного легче, и если бы в курсе литературы для подростков нашлось бы место современным писателям, было бы неплохо. Конечно, среди учителей литературы есть и противники такого мнения, считающие, что незачем изучать произведения, не проверенные временем. Я же считаю иначе, но не отказалась бы от помощи знающих людей в подборе произведений. Если бы произведения современной литературы, осмысленные учеными и методистами,  были бы как-то отражены в программе, хуже точно бы не стало. 

Работая в школе, я постоянно пыталась знакомить учеников с современной литературой, читала её, покупала, предлагала читать ученикам. Об этом можно прочитать в блоге. Но всегда ловила себя на отсутствии системы в этом процессе. Сейчас думаю, как эту работу систематизировать, применительно к тем классам, в которых буду работать. А это 7 и 8 класс. В седьмом литературу я только начинаю вести ( у них был другой учитель), восьмой интересен тем, что там почти одни девочки, но читающих самостоятельно почти нет ( только школьная программа!). Вот и терзают сомнения: нужно ли и как лучше? Времени на программные произведения не хватает...

Но если бы ( помечтаем!)... Я обязательно познакомила бы учеников с творчеством А.Жвалевского и Е.Пастернак, порекомендовала бы девочкам книги Э.Смелик, увлекла бы повестями Виктории Ледерман, показала сайт "Книгуру" и сайт национальной электронной детской библиотеки... А пока пошла изучать сайт центральной городской детской библиотеки имени Гайдара - вдруг это подскажет новые идеи...

пятница, 6 августа 2021 г.

О приёмке школ

 

В далеком 1997 году моя работа в районном методическом кабинете началась с традиционной для всех времен так называемой "приёмки" школ к новому учебному году. Это был единственный случай за достаточно долгие годы моей работы, когда  большой бригадой, в составе которой были представители тогда еще милиции, санэпидемстанции, пожарной части, методисты, инспектора школ, мы объехали все без исключения школы района. Тогда их было 33 (сейчас 18). В составе этой бригады был и только что назначенный заместитель главы районной администрации по социальным вопросам, который, будучи человеком советской системы, лично проехал все школы в эти жаркие августовские дни. С точки зрения учителя эта комиссия, которая ходила по школе, заглядывая в кабинеты, перебрасываясь некоторыми фразами с учителями, была совершенно лишней. Учителя, которые в то время готовили кабинеты к началу учебного года или сами, или, если имели хорошие отношения с родителями, вместе с родителями и за их счет, в глубине души возмущались, хотя мило улыбались и даже готовили комиссии "поляну". Директор пытался показать представителям власти в лице заместителя главы или начальника РОНО  проблемные места, чтобы добиться выделения денег из бюджета. Представители контролирующих органов делали какие-то свои пометки, которые были нужны для их отчетов. Я же, совсем начинающий методист, просто рассматривала кабинеты, школы, читала стенды и находила там ошибки. Конечно, все школы всегда комиссия принимала...

Постепенно правила игры стали меняться. И вот сегодня в школу пришла та самая комиссия, которая на бумаге состоит из 9 человек. Но реально пришли два : начальник отдела по образованию и его заместитель.Проверили работу пожарной сигнализации и тревожной кнопки.  Все контролирующие органы придут сами, проверят, выпишут штраф... Представители администрации заняты ковидом и выборами... Но и учителя заняты совсем другими делами. Они не мыли, не красили ни сами, ни вместе с родителями. Сегодня в школе их даже не было - они в отпуске. Всё сделал технический персонал школы, завхоз, директор, сторонние организации на средства, выделенные из бюджета.

Но главными объектами осмотра были спортивный зал,  почти отремонтированный по федеральной программе, и актовый зал, в который будут поставлены новые кресла, приобретенные на грант по результатам участия в инициативном бюджетировании и только вчера полученные. Это хороший подарок нашим школьникам к новому учебному году.

четверг, 5 августа 2021 г.

Выпускники и школа: точки взаимодействия

Мои выпускники
Каждый год школа выпускает в большую жизнь своих выпускников. У кого-то их много, у кого-то мало... А как в дальнейшем складываются отношения школы и выпускников? Не отдельных учителей и отдельных классных руководителей, а именно школы? Понятно, что у городской школы и школы сельской будет своя специфика... 
Выпускники бывают разные: кто-то каждый год приходит на традиционный вечер встречи выпускников, а кто-то после школы ни разу там не появился. Вот тут я вижу два пути развития отношений: 1. Сохранение школьной истории и 2. Организация взаимодействия выпускников и нынешних учеников школы.
Сохранение школьной истории предполагает создание школьных музеев или иных форм сохранения памяти о выпускниках  и учителях школы. Хочется, чтобы в школе было место, куда мог зайти приехавший/пришедший в школу выпускник, полистать школьный альбом, может быть, виртуальный... В одной школе на стенах актового зала висели большие, одинакового формата стенды, каждый из которых был посвящен одному выпуску, в другой - установлена интерактивная панель с оцифрованными фотографиями, списками и т.д., в третьей выпустили книгу, в которой каждому выпуску был посвящен отдельный разворот с фотографиями и списком выпускников, хранят её в школьном музее и желающие могут приобрести экземпляр на память... Есть ли здесь взаимодействие с выпускниками? Есть, но какое-то опосредованное... Но я очень хочу найти нечто среднее из этих вариантов и реализовать в своей школе.
Другое направление набирает всё большие обороты. Это ассоциации и клубы выпускников. Идея мне кажется очень стоящей, особенно в условиях, когда школа нуждается в поддержке социума или сообщества. 
Зачем клуб выпускников директору школы? Не только ради денег... 1. Поддержка участия в разных проектах, в которых требуется голосование, как, например, инициативное бюджетирование. В этом году нашей школе не хватило голосов, чтобы завершить благоустройство школьного двора... 2. Привлечение выпускников к профориентационным мероприятиям: это и те, кто уже работает и может прийти на встречу со школьниками или пригласить на экскурсию, мастер-класс, профориентационные пробы к себе, или те, кто еще учится, но может рассказать об учебном заведении, условиях обучения и проживания... 3. Привлечение выпускников-студентов к проведению мероприятий с учениками, например, в качестве жюри... 4. Эндамент фонд и финансирование проектов ( это, конечно, на уровне мечты...) 
А зачем клуб выпускникам? По сути - это нетворкинг, который помогает в разных случаях: обмен связями, поиск работы, неформальное общение... Но для начала надо найти людей, которые захотели бы организовать этот клуб... Об этом думаю постоянно в последнее время...