Знаете ли вы, что в программе по литературе для учеников 5-9 классов нет современных произведений? Знакомство с русской литературой заканчивается в лучшем случае на творчестве Валентина Распутина и Виктора Астафьева, из зарубежной литературы творчеством Марка Твена... Свою задачу известные мне учителя литературы видят не в том, чтобы ученики знали, что есть такие писатели и есть такие литературоведческие термины, а в том, чтобы привить интерес к чтению, но трудно это делать, когда предлагаешь читать о том, что было 150 - 100 лет назад, что не касается тебя, в чем многого просто не понимаешь... С современной литературой делать это было бы намного легче, и если бы в курсе литературы для подростков нашлось бы место современным писателям, было бы неплохо. Конечно, среди учителей литературы есть и противники такого мнения, считающие, что незачем изучать произведения, не проверенные временем. Я же считаю иначе, но не отказалась бы от помощи знающих людей в подборе произведений. Если бы произведения современной литературы, осмысленные учеными и методистами, были бы как-то отражены в программе, хуже точно бы не стало.
Работая в школе, я постоянно пыталась знакомить учеников с современной литературой, читала её, покупала, предлагала читать ученикам. Об этом можно прочитать в блоге. Но всегда ловила себя на отсутствии системы в этом процессе. Сейчас думаю, как эту работу систематизировать, применительно к тем классам, в которых буду работать. А это 7 и 8 класс. В седьмом литературу я только начинаю вести ( у них был другой учитель), восьмой интересен тем, что там почти одни девочки, но читающих самостоятельно почти нет ( только школьная программа!). Вот и терзают сомнения: нужно ли и как лучше? Времени на программные произведения не хватает...
Но если бы ( помечтаем!)... Я обязательно познакомила бы учеников с творчеством А.Жвалевского и Е.Пастернак, порекомендовала бы девочкам книги Э.Смелик, увлекла бы повестями Виктории Ледерман, показала сайт "Книгуру" и сайт национальной электронной детской библиотеки... А пока пошла изучать сайт центральной городской детской библиотеки имени Гайдара - вдруг это подскажет новые идеи...
Здравствуйте, Наталья Михайловна! С выбором авторов поддерживаю Вас. Ещё я бы советовала обратить внимание на творчество Ольги Громовой. "Сахарный ребенок" и Вальхен"- те произведения, которые школьники должны обязательно прочитать!
ОтветитьУдалитьНаталия Викторовна, здравствуйте! Думаю, что список современной литературы, которую можно и нужно предложить ученикам, можно строить по-разному. Если следовать за основной темой программы по литературе в 8 классе "литература и история", то книги Ольги Громовой будут очень кстати. "Сахарного ребенка" читала, а о том, что у Ольги Громовой есть еще одна книга, узнала из Вашего комментария. Спасибо! Буду читать!
УдалитьЗдравствуйте, Наталья Михайловна. Для 7 класса я бы предложила книги Тамары Крюковой и Елены Габовой. А вот что касается системы работы с современной литературой, то Вам сами дети подскажут: если им будет интересно, если предложенные Вами книги (хотя бы одна-две) будут прочитаны, то Вы на верном пути. Знакомство с современной литературой не должно превратиться в "раскладывание по полочкам" героев, изобразительных средств и т.д. Главное заинтересовать книгой. Можно раз в неделю на уроке минут 5-7 посвящать чтению отрывков. Можно организовать виртуальный книжный шкаф. Пример здесь:
ОтветитьУдалитьhttp://golovanon.blogspot.com/2017/11/blog-post_13.html
Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Абсолютно согласна с Вами в том, что при чтении современной литературы главное - заинтересовать книгой. Сколько всего разного я уже перепробовала... Сегодня многие говорят о том, что, мол, неправда, что современные дети не читают, они читают, но не то. что хотелось бы учителям и родителям. Да, наверно, в крупных городах это и так, но в сельской местности, увы, читать художественную литературу стали в разы меньше. Появились иные способы занять себя в свободное время: созданы хорошие условия для занятий спортом, многие увлекаются танцами, рисованием, есть хороший кинотеатр... Книга всё больше уходит на второй план...
ОтветитьУдалитьНаталья Михайловна, так может быть, от этого и надо идти? Есть интересные книги о балете для разных возрастов, о спорте, о художниках. Мои дети уже взрослые, но я помню, как сына в школьные годы увлекла книга Скотта Янга "Мой кумир - хоккей". Она о канадской системе развития детского хоккея. Вот если из современных поискать и подбросить что-то тематическое. Ведь главное, чтобы читали, чтобы сравнивали и чтобы образовывался вкус.
УдалитьСпасибо, Людмила Алексеевна, за интересную мысль. Теперь осталось собрать хотя бы по парочке современных произведений в этом направлении. Когда-то собирала список книг о футболе для своих учеников, занимающихся им. Но сразу книг о художниках или пловцах не назову...
УдалитьЗдравствуйте, Наталия Михайловна!
ОтветитьУдалитьТрудные вопросы Вы задаёте.
Произведения современной литературы должны идти от учителя, конечно. Но и не стОит забывать о классике детской литературы.
Я тоже терзала себя мыслью, что дети не читают. Но надо честно признаться: не читают родители, не помогают мне научить читать их детей ежедневно.
Читают постоянно несколько детей. Им и приношу книги из своей библиотеки.
Здравствуйте, Ольга Николаевна! Да, интерес к чтению воспитывается в семье или воспитывается понимание, что без книг не добиться многого. Родители, действительно, помогают мало. Мы, учителя, уже давно осознали, что читают единицы, а значит, и уроки надо по-другому проводить, а может, и произведения другие изучать...
Удалить