пятница, 13 августа 2021 г.

Что я читаю на этой неделе

 
Вчера вдруг отключился интернет, вот и пришлось пропустить день... Но это на пользу...

 В последнее время появилось у меня желание расширить свои познания о литературном процессе советского периода. Я вдруг осознала. что знания мои поверхностны, разрозненны и скудны. И тут совсем кстати пришлось предложение автора "Книжного клуба авантюристов" прочитать произведения Константина Георгиевича Паустовского. И я задумалась: а что я знаю об этом писателе? 

Сразу вспомнила его замечательный рассказ "Телеграмма", который есть в программе В.Я..Коровиной. Очень грустный, психологический тонкий рассказ о взаимоотношениях родителей и детей... Он всегда находил отклик в душах детей. Это один из тех рассказов, который я советую обязательно читать с учениками, даже если нет в программе. 

Попутно вспомнила еще несколько рассказов-сказок из школьной программы "Теплый хлеб". "Стальное колечко", "Заячьи лапы"... В то же время сразу всплыла в памяти "Мещёрская сторона", отрывок из которой я читала еще в школьные годы, а так как тогда я совсем не понимала красоты пейзажных зарисовок, то отнеслась и к произведению, и к автору равнодушно...

А зря. Паустовский был четырежды номинирован на получение Нобелевской премии, но так ее и не получил... Его творчеством восхищались мировые звезды... Он был единственным из писателей, живших в Переделкине, который пришлось проводить в последний путь опального Бориса Пастернака...

И вот теперь в моих книжных планах появился роман Паустовского "Романтики", повесть "Золотая роза" и автобиографическая "Повесть о жизни"... Может, еще фильм о Паустовском или по его произведениям посмотрю... Присоединяйтесь!

Как обычно, я читаю несколько книг сразу. Сейчас в процессе два романа Дины Рубиной "Белая голубка Кордовы" и "Наполеонов обоз", тургеневская "Ася" и "Автобиография" Агаты Кристи. Вот уж не думала, что буду автобиографию читать с таким удовольствием... 

И записывать цитаты: " Воспоминания - одна из наград, которые приносит возраст, и при этом награда сладостная. К несчастью, вам хочется не только вспоминать, но и рассказывать. Постоянно повторяйте себе, что людям скучно слушать вас. В самом деле, с какой стати их должна интересовать ваша жизнь, а не их собственная?"

"Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, все остается живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается."

"Если бы я могла сделать подарок новорожденному, я выбрала бы только одно: хороший характер"

"С ходом времени положение женщин определенно изменилось к худшему. мы, женщины, повели себя как дурочки: начали вопить, чтобы нам разрешили работать наравне с мужчинами. мужчины ничтоже сумняшеся с удовольствием ухватились за эту идею".

Привлекают меня не только умные мысли, с которыми я согласна... Я удивлена: неужели можно помнить всё в таких подробностях о своем детстве, например? Наверно, у меня очень плохая память... или я просто не начинала вспоминать...

среда, 11 августа 2021 г.

Вкус детства

 Бывает ли у вас так, что вдруг захочется чего-то такого, родом из детства? Вот и мне сегодня вдруг и беспричинно захотелось кукурузных палочек... Тех самых, из детства. тогда они были определенной роскошью для нашего удаленного от городов села. Когда их привозили в единственный какой-нибудь магазин, то выстраивалась огромная очередь и сразу покупалось пачек 10, а то и больше, в зависимости от достатка и того, сколько разрешалось продавать в одни руки... И потом несколько дней все дети ходили с пачками этих кукурузных палочек, и не было ничего вкуснее их в тот момент...

А еще один вкус из детства - вареники с творогом, залитые сливками и в сливках пропаренные. Так делала моя бабушка с папиной стороны. Это было одно из её коронных блюд, ни одно застолье не обходилось без этих вареников. И когда я уехала учиться, то бабушка специально в дни моих каникул или в праздники обязательно готовила такие вареники. Жаль, что это было недолго: бабушка умерла, когда я перешла на третий курс, в августе...

А так, как делала пироги моя другая бабушка, не делает никто... Этот тоже вкус детства. Было два вида пирогов, оба одинаково любимые. Один был с начинкой из сухих яблок, сушки, с добавлением варенья. Это был открытый пирог с тестом, выложенным сверху в виде решетки. Дома он у нас назывался -" с самолетиками", потому что кому-то из детей показалось, что на кусочке пирога- самолет... А другой пирог - куха с пасленовым вареньем...И если кухи печет и моя мама, и я сама, то с пасленовым вареньем - нет... Паслен практически перестал расти...

И еще один вкус детства - вареники со смородиной. Это был целый ритуал. Смородину собирали не в саду, а в так называемых лесопосадках, в полях, куда обычно ехали несколько семей на том виде транспорта, который у кого был: мотоциклы в основном. Выезжали рано утром, по холодку... Обычно мамы собирали по ведру, а дети с отцами еще одно ведро. Возвращались, и у кого-нибудь в доме начинали лепить вареники со смородиной. А мы, дети, готовили стол на открытом воздухе, в беседке... И вот вареники готовы. Еще горячие, со сметаной, брызгающие соком... 

Наверно, у каждого в запасе есть такая история, ведь так?

вторник, 10 августа 2021 г.

Об учительском блогерстве

 То ли идеи витают в воздухе, то ли есть что-то общее в наших интересах... Сегодня несколько раз за день встретилась с идеей медиаобразования, учителя как медийной личности,  необходимости блогерства/блогинга для учителей... Зацепило!

Верю ли я в то, что будущее  образования неразрывно связано с цифровыми технологиями? Да, верю. Верю ли я в то, что массовое образование будет цифровым, когда ученики общаются с учителем дистанционно, а их работы проверяет искусственный интеллект, и обучение с учителем вживую станет недоступным большинству? Да, такое развитие событий вполне предполагаю, но не так быстро, как кажется... Когда-то книги тоже читали все...

Может ли учитель стать медийной личностью? Конечно, да. Но, по моему мнению, здесь возникает несколько сценариев развития событий.

 Первый - учитель каким-то образом уже сделал себе имя ( например, победил в каком-то значимом профессиональном конкурсе), затем продолжает развиваться в профессиональном плане и рассказывает об этом в блоге. Вопрос: если предположить, что для качественного наполнения аккаунта в инстаграме нужно потратить 4-5 часов в день, сколько часов должно быть в сутках у такого учителя? Чтобы и уроки вести, и профессионально развиваться, и блогерством заниматься? 

Второй - учитель активно развивает свой аккаунт, уделяет этому колоссальное количество времени, сил и средств, что может идти на пользу его профессиональному развитию, а может, и идти в ущерб ему. Но и в первом, и во втором случае наступает момент, когда закономерно хочется денежного вознаграждения... И тогда аккаунт в инстаграме становится продающей площадкой... Вот поэтому я и не люблю инстаграм: в нем либо продают, либо сплетничают... Нужны примеры? В других социальных сетях продающее начало не так развито, но и популярностью особой эти сети не пользуются...

Должен ли учитель быть медийной личностью, завоевывать себе авторитет в социальных сетях, чтобы ученики сказали: "У него/нее 100000 подписчиков! Круто! Я хочу у него/нее учиться русскому языку/математике!" ? Однозначно, нет! Потому что это так не работает! Я даже не уверена в необходимости так называемых интернет-представительств учителя, т.е. наличия профессиональных страниц, блогов, сайтов... Если учитель - это учитель, а не репетитор, или создатель онлайн-курсов, или автор методических материалов, то создавать положительный имидж учителю должна школа. Родитель и ученик должны быть уверены: я иду в эту школу, значит, у меня будет хороший учитель... Не слишком реалистично? Но, на мой взгляд, надо к этому стремиться...

понедельник, 9 августа 2021 г.

О самопрезентации

 Каждый учитель обязательно попадал  в ситуацию, когда нужно представить себя аудитории: вы пришли в новый класс впервые и будете работать в нем долго или пришли в класс на замену отсутствующего учителя; порой возникает необходимость представиться, когда участвуешь в конференциях или конкурсах педагогического мастерства... 

Что же делать в этих ситуациях? Как представиться? Как провести самопрезентацию? Мои советы начинающим педагогам, основанные на личном опыте...

Когда я прихожу в новый класс на урок, я обязательно не просто представляюсь устно, но и пишу на доске фамилию, имя, отчество. В нескольких предложениях рассказываю о себе и самых важных правилах, которым прошу следовать всех на уроке. Стараюсь делать это с юмором. Если планирую работать в этом классе долго, то обязательно прошу ребят тоже представиться. Заметила, что о себе ребятам рассказывать трудно, поэтому прошу рассказать соседей друг о друге. Если это тоже вызывает затруднения, то стараюсь задавать неожиданные вопросы и подбадривать. Если же я пришла в класс на замену, то не стесняюсь сказать, что я многих  не знаю, поэтому прошу при ответе представляться. Как известно, самое приятное имя - твое собственное, поэтому стараюсь запоминать имена учеников.

Участие в профессиональных "тусовках" - дело тоже ответственное. Но есть несколько общих правил, которые действуют всегда:

1. К выступлению надо готовиться! Под этим я подразумеваю предварительную домашнюю проверку материалов: если это презентация, то открывается ли она на чужом компьютере, не слишком ли презентация пестрая, не слишком ли перегружена текстом. 

2. Читать или рассказывать? Однозначно, рассказывать, имея под рукой краткое, тезисное изложение материала. Желательно дома прочитать весь текст на время и предварительно отметить для себя, что можно сократить в случае форс-мажора.

3. Особое внимание уделяйте началу и концу выступления. Начало должно бы
ть интересным: яркая цитата, интересный факт, шутка, анекдот, стихи... Последнее предложение должно ставить жирную точку, быть по-хорошему афористичным и обязательно связанным с первым предложением выступления. Это создает ощущение продуманности и завершенности.

4. Быть готовым к тому, что что-то пойдет не так и иметь запасной вариант или быть готовым к тому, чтобы поменять что-то сходу.

5. Помнить про громкость голоса, четкую дикцию, оптимальный темп. Помнить про внешний вид. И главное - быть собой, не играть чужую роль, а действовать так, как только вы это можете!