вторник, 4 января 2022 г.

Чего вам не хватает в пространстве школы?

 Именно такой вопрос предложили задать школьным учителям ведущие одного мероприятия для директоров школ, посвященного предметно-содержательной среде в школе. Задумалась над этим вопросом и я.

После того, как школа уже второй год работает в странных условиях, ответ учителей ясен: "Верните нас в свои кабинеты!" И я тоже очень хочу вернуться в свой родной кабинет литературы. В нем есть почти всё необходимое для работы: компьютер, проектор, доска, которая когда-то была интерактивной. Это была первая такая доска в школе, сейчас её можно использовать только как экран. В кабинете у меня тепло, в отличие от кабинета директора. Много цветов, пусть и не цветущих, но своей зеленью глаз радующих.  Планировалось за счет школы в этом году сделать в нем небольшой ремонт, но думаю, что вряд ли получится, но всё же надеюсь. Нет в кабинете принтера, был, но сломался, а отремонтировать не получилось. Лично мне как учителю, да и как директору, в пространстве школы не хватает места для общения с другими учителями. У нас есть учительская, но в последнее время она совсем пустая: у учителей нет времени или желания в ней находится. Как директору мне очень хотелось бы создать какое-то пространство для учеников, где они могли бы посидеть, поболтать, поиграть в настольные игры, что-то вроде пионерской комнаты из моего детства. Но для этого нет свободного помещения. А еще хотелось бы обновить помещение школьной библиотеки, которое называется читальный зал. В прошлом году в рамках проекта по детскому инициативному бюджетированию была идея заняться библиотекой, но новые кресла в актовый зал выглядели более заманчиво. Если проект продолжат, то библиотека будет следующей. Жаль только, что библиотекаря с горящими глазами мне не найти, наверное.

А вот что ответили бы на этот вопрос учителя? Этот вопрос я им, конечно, задам. Учитывая, что ремонт в кабинете учителя у нас не делают, а если что-то и делают, то только по личной инициативе ( иногда же останавливать приходится!),  мои предположения таковы. Многие хотели бы иметь в кабинете более современный компьютер ( компьютеры и выход в интернет есть у всех). Кто-то просит поменять проектор ( или установить его). К сожалению, когда в 2020 году установили новые проекторы в кабинеты, только один учитель довёл всё до ума: там всё работает замечательно. Остальные ждут, когда к ним прилетит вдруг волшебник и подарит... нет не пятьсот эскимо, а нашего же информатика... Кто-то очень нуждается в принтере. Высказывались о том, что в учительскую надо бы поставить компьютер, принтер, микроволновку, чайник... На мой вопрос, а кто будет за всем этим следить, лишь пожимали плечами. 

Самое интересное для меня: что ответили бы ученики? Какие болевые точки бы назвали? А как думаете вы? Чего не хватает в пространстве школы?


Об этом я писала 5 января 2014 года ( Рождественский рассказ Леонида Андреева "Ангелочек")

Об этом я писала 5 января 2015 года ( О профессиональных журналах)

Об этом я писала 5 января 2020 года ( О Старой Полтавке)

Об этом я писала 5 января 2021 года

понедельник, 3 января 2022 г.

Как учиться учителю?

 Добрый день, друзья! Учитель даже в новогодние каникулы, даже в отпуске остается учителем в том смысле, что продолжает сам чему-нибудь учиться. И хотя в последнее время стали много говорить о том, что учителям, как и обычным людям, желательно учиться чему-то в новой для себя сфере, но я хотела бы обсудить способы повышения квалификации обычных учителей.

 С точки зрения закона повышением квалификации будет считаться обучение, завершающееся получением документа - удостоверения о повышении квалификации, которое выдает организация, имеющая на это право, т.е. имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности. Поэтому здесь возможно только прохождение курсов. Но есть разные варианты:

1. Посещение курсов, как правило, бесплатных, в академии или институте повышения квалификации в своем регионе, чаще всего в очном формате, но из-за пандемии в последнее время в формате заочном. С точки зрения сельской учительницы, здесь есть  свои плюсы и минусы. Очные курсы - это возможность вживую встретиться с коллегами, преподавателями, посетить интересные места и мероприятия. Но почему-то почти на всех очных курсах, которые я проходила ( а было их немало), было скучно и неинтересно, и лишь иногда встречались интересные преподаватели. Учителя, собравшиеся вместе, оторванные от дома, хотели каждый день побыстрее всё закончить и начать отдыхать, посвящая время походам по магазинам, посещению родственников и друзей или в редких случаях театра, музея или кино. Ни разу на курсах, посвященных именно преподаванию предмета, не показали нам открытого урока, даже в записи... Часто общение с коллегами дает больше, чем сами курсы. Такими для меня были курсы в далёком уже 2014 и 2016. 

Если же курсы проходят в дистанционном режиме, то опять же об учителе-слушателе курсов никто не заботится. То время поставят очень неудобное ( уроки ведь никто не отменяет), да и запись отсутствует, то таких нудных лекторов найдут, что... Пообещают прислать материалы, но ничего не присылают, как правило... И даже если эти курсы внебюджетные, то мало что меняется. Думаю, что это недоработки конкретной организации повышения квалификации, и, может быть, в других регионах иначе.

2. Курсы платные во всяких разных иных организациях. Как правило, туда идут, чтобы быстро получить документ, поэтому содержание чаще всего мало кого интересует. Главное - пройти итоговую аттестацию. Пожалуй, исключением  из правила для меня стали курсы, организованные "Умной методикой". Одни я уже проходила в 2019 году, смотрела лекции онлайн-марафонов, уже записалась еще на одни курсы, чтобы получить удостоверение. Там действительно интересное содержание, потому что практикующие учителя, мало общих слов, а в основном то, что было испробовано на уроках.

3. Вебинары. Слушать их приходится много, но по внутренней потребности стараюсь посещать проверенные временем, те, на которых будет действительно интересно. Если вижу, что в издательстве "Мнемозина" ведет вебинары Наталья Анатольевна Борисенко, то обязательно их слушаю, хотя не работаю уже по ее учебникам. Еще очень интересны и полезны вебинары Патриковой Татьяны Сергеевны. Хорошо, что есть возможность посмотреть в записи, поскольку сертификаты меня мало интересуют. И кстати, вопрос: а где-нибудь учитывают эти сертификаты при аттестации или в портфолио?

4. Сейчас популярны стали так называемые марафоны, организуемые и официальными учреждениями, и известными блогерами, особенно в инстаграме. Принимала участие в этом году в двух или в трех, причем в основном меня интересовали лекции, а не практические задания. Здорово, что есть такая возможность, что в принципе любой желающий может присоединиться даже в качестве спикера. Хорошо, когда лектор интересный, контент полезный, но  было иногда и похоже на заседания районного методического объединения, когда в основном звучат или азбучные истины, или рефераты прочитанных книг...

 Эти раздумья вызваны тем, что надо опять проходить предметные курсы. Всё же решила, что это будут курсы "Умной методики". 

А какие способы учительской учёбы выбираете вы?

воскресенье, 2 января 2022 г.

10 подкастов для учителя

Добрый день, друзья! Открытием  года для меня стали подкасты. Какие же подкасты я рекомендую послушать учителю русского языка и литературы?

Я уже писала о подкастах, посвященных русскому языку. 

Моя десятка выглядит так :

1."Розенталь и Гильденстерн"

2. "Как это по-русски" 

3. "Чисто по-русски с Мариной Королёвой",  подкаст, который представляет собой короткие двух-трехминутные ролики о словах и  фразеологизмах, их происхождении, особенностях произношения или даже написания. 

4."Партнерский материал", подкаст о книгах и фильмах

 5. "Между строк" , подкаст о русской поэзии, в котором анализируют одно стихотворение,

 6. "Книгометр", 

7. "Базаров порезал палец", подкаст о литературе и литературных героях с точки зрения психологии,

8. "Полка" 

9."Другая школа"

10. "Любить нельзя воспитывать"

Два последних  подкаста о школе, родителях, воспитании, которые я планирую переслушать в новогодние каникулы ( если получится).

В настоящее время не обновляются, но я хочу их переслушать с блокнотом в руках :"Книжный базар" ( который в последнее время не активен, но всё ещё надеюсь, как и многие, что канал воскреснет!), "Эспекто патронум" ( который стал платным, но имеющихся 37 выпусков мне пока достаточно), такой же замерший "Литературный Нобель", рассказывавший о лауреатах Нобелевской премии по литературе, но доведенный лишь до 1990 года, а жаль... "Fabularasa" ( о секретах текста и творчества)

Я не люблю аудиокниги, но подкасты мне, как говорят, зашли. 

А как вы относитесь к подкастам?


суббота, 1 января 2022 г.

Мои книжные итоги 2021

 Я не брала никаких обязательств на этот год. Попробовала так, но поняла, что это не мотивирует... Знаю, что читаю мало, и причины тому есть. Но всё же хочу вспомнить, что же было прочитано в этом году. А вдруг книг окажется больше, чем я думаю?

1. И.С.Тургенев "Степной король Лир" 
2. В.Набоков "Машенька" 
3. В. Набоков "Защита Лужина"
4. Л.В. Успенский "Загадки топонимики" 
5. А. Мурашев "Другая школа"
6. Ю.Набокова "Мой парень -блогер"
7. Дина Рубина "Белая голубка Кордовы"
8. Дина Рубина "Наполеонов обоз" ( книга 1 и 2)
9. Елена Ронина "Три женщины"
10. Гузель Яхина "Эшелон на Самарканд"
11. Алексей Поляринов "Риф"
12. Марина Степнова "Сад"
13. Анна Красильщик "три четверти"
14.Ася Петрова "Кто что скажет - всё равно"
15.Евгения Овчинникова "Кто что скажет - всё равно"

Самой запомнившейся книгой стал "Сад" Марии Степновой.

А вот список книг начатых, наверно, будет побольше... 
Не хочу брать никак обязательств на себя, но ситуацию с чтением надо менять... Поэтому пока приглашаю желающих к совместному чтению на две недели романа Леонида Юзефовича " Филэллин". Это значит, что не позднее 16 января надо будет написать в блог об этой книге.
А так как я не умею читать одну книгу, то одновременно буду читать ещё что-то и,
может, даже писать об этом