четверг, 13 января 2022 г.

В день печати - о школьной газете

 Сегодня  День российской печати. Поздравляю всех причастных! 

А рассказать сегодня я хочу о том, как мы издавали в школе газету. В 2006 году, если кто помнит, тоже говорили о реализации национальных проектов, были проекты модернизации школ,  конкурсный отбор школ на  Премию Президента РФ, короче, в школе были деньги. Не знаю, кому пришла в голову эта идея, но школа купила мини-типографию, большой цветной принтер и еще всякие разные приспособления для мини-типографии. Я в то время работала в 8 и 9 классах, в девятом вела какой-то факультатив, на одном из занятий которого мы писали заметки и создавали стенгазету. И тут кто-то подкинул идею: а давайте сделаем не стенгазету, а как-то по-другому. Идея мне очень нравилась, но занятость и элементарная неготовность к этому не позволили реализовать идею. Не буду утомлять подробностями, но в октябре 2007 года появился первый номер газеты "Школьные News". Почему в названии есть английские слова? Потому что классным руководителем у моего теперь уже 9 класса была замечательная учительница английского языка. Сколько всего номеров мы  выпустили с первым составом редколлегии - сейчас уже  не помню. Но девчонки горели, им хотелось писать, набирать текст, распечатывать, разносить газету в каждый кабинет школы... Две из них - я этим горжусь - связали свою жизнь со словом: одна окончила университет по специальности "журналистика" и сейчас пиарщик в крупной газовой компании, другая - член Российского Союза писателей, пишет стихи, прозу, сказки, и всё еще работает в школе...

Второй состав редколлегии сменил название газеты на "Новостёнок". Когда мы с ними начинали, это были ещё пяти-шестиклашки. Но им тоже очень хотелось, чтобы их фамилию напечатали в школьной газете. Конечно, мне приходилось работать больше, но в целом, мы справлялись. И продержались еще несколько лет. А потом увлечение бумажной газетой сошло на нет - появился интернет в широком доступе...

Когда я изучаю тему "Публицистический стиль", я обязательно достаю заветную папку, в которой хранятся номера школьной газеты, показываю ученикам, даю посмотреть. Они видят знакомые лица учителей, кто-то узнает своих родственников на фотографиях. Для них это история школы, а для меня приятные воспоминания о замечательных выпускниках.

А спустя еще несколько лет меня пригласили поработать корректором в нашей районной газете. Конечно, я и так знала всех, кто работал в "районке", но побывав в редакционной кухне, иначе оценила труд наших сельских представителей средств массовой информации. Но это уже совсем другая история.

А как вы считаете, нужна ли в школе газета? Вы газеты читаете?


среда, 12 января 2022 г.

5 игр для уроков русского языка и не только...

Сегодня по плану, точнее контент-плану))), я хотела рассказать о тех игровых приемах, которые я использую на уроках. Есть у меня заветный конверт, в котором лежат карточки с описанием этих игр. Карточки эти были написаны еще от руки, а значит, лет им уже много. Стала перебирать, о какой же конкретно игре написать, и задумалась: разве этого кто-то не знает? Наверно, уже все такое пробовали делать. Но всё же!

1. Если вы хотите расширить словарный запас своих учеников, периодически попробуйте составлять слова из одного длинного слова, например, виноград. Обычно я ограничиваю время 1 минутой, чтобы усилить эффект состязательности. Но можно вместо вопроса: кто больше составит слов за 1 минуту задать вопрос: сколько новых слов можно составить из этого слова?

2. Называние слов на определенную букву. Хорошо, когда участников игры 6-7 человек, и тот, кто не смог назвать слово, выбывает. А если называть не просто слова, а например, термины на одну букву из области биологии, или названия городов, или фамилии писателей!

3. Очень часто меня выручала игра "Снежный ком" в разных  вариациях. Игра разворачивается по кругу, чтобы каждый знал, после кого он говорит свое слово. Суть игры в том, что первый участник произносит слово, второй должен повторить слово первого и добавить свое и т.д. Если надо познакомить ребят между собой в лагере ( загородном или дневного пребывания),  используем как вариант № 1. Если надо повторить лексику на уроке английского языка или просто слова, есть вариант № 2. А можно составлять предложение: каждый следующий участник должен прибавить к предложению одно слово и правильно произнести всё предложение. Прибавлять можно в любом месте. Игрок, который пропустил слово, выбывает.

4.  Всеми любимая эстафета. Она может быть и подвижной ( когда надо выходить-выбегать к доске), а может быть и тихой, когда по рядам на листочках пишутся необходимые слова. Вариантов множество: писать слова одной тематической группы, писать слова с проверяемой гласной в корне, писать слова одного склонения/спряжения, писать слова одной части речи, например, предлоги или союзы и т.д. Выигрывает тот ряд, который оказался самым грамотным, самым быстрым и у кого участвовали все ребята( никто не пропустил свою очередь).

5. Если я задаю задание: подобрать как можно больше..., то потом провожу аукцион. Победитель тот, кто назовет последнее слов. Он и получает приз. Призы бывают разные: на уроке может быть и оценка, на занятиях кружка - блокнотик, шоколадка, карандаш... Почему-то всегда интерес вызывают фразеологизмы, например, фразеологизмы с числительными (в теме "Имя числительное") или фразеологизмы с определенным словом (например, голова). Если проводить часто, то самые сообразительные осваивают выжидательную тактику или заранее ищут что-то интересное, что другие не назовут.

А у вас есть любимая игра для урока?


вторник, 11 января 2022 г.

Человек, которому хочется сказать "спасибо"

 Есть много людей, которым мне хочется сказать "спасибо". 

Чтобы запомнить слово, надо его раскрасить!

Это, во-первых, мои родители,
которые старались в меру своих сил и возможностей делать всё, чтобы у меня были возможности для саморазвития и самореализации, которые стараются меня понимать, иногда тактично промолчать или не заметить, иногда настойчиво напоминать о чём-то, что кажется мне малосущественным, но потом оказывается важным.
 Я очень благодарна своей учительнице русского языка и литературы, которая определила мой выбор, мою учительскую судьбу, которая поддерживала и тогда, когда я, по её мнению, поступала неправильно, и тогда, когда она была согласна с моим выбором. "Если  будет трудно, приходи, поговорим, может, и найдем решение!" - сейчас её слова я иногда повторяю и свои ученикам, и своим коллегам. Я благодарна  ученикам, которые дали мне веру в то, что я могу их научить. Я помню очень и очень многих, как и любой учитель, и всегда говорю спасибо, когда и они вспоминают меня. Я благодарна своим коллегам, не только тем, кто работал и работает со мной в одном коллективе, но и тем, кто встретился мне на профессиональном поприще. Я благодарна моим читателям, которые всё еще заглядывают в мои заметки о жизни. Спасибо вам всем!

Считаю, что вовремя благодарить людей очень важно. Очень стараюсь увидеть работу каждого, отметить то хорошее, что было сделано. Это касается и учеников, и сотрудников.

Существует особая практика благодарности. Кому же я хотела бы сказать "спасибо" сегодня?

1. Моим ребятам из одного класса Ю, которые сегодня по-хорошему были со мной на одной волне.

2. Моей маме, которая порадовала мою семью свежими вкусными пирожками.

3. Моему начальнику, которая не давала указаний в стиле сделать, а как мне всё равно, а старалась вместе со мной решить возникшую проблему.

А кто мог бы сказать сегодня "спасибо" мне? Пожалуй, этот вопрос куда более важен...

А как считаете вы?

понедельник, 10 января 2022 г.

Нужны ли уроки русского родного языка?

 Несколько лет назад в школе появился новый предмет, который почти ничем не отличается от старого. Речь, конечно, о "Русском родном языке". Думаю, что появление этого предмета в школьном расписании было чистой политикой: есть родной татарский ( башкирский и др.) язык - значит, должен быть  русский родной
язык. С трудом, но нашли школы часы для ведения этого предмета, ведь те, кто писал программы, похоже, никогда не видели учебный план школы. Создали и издали новые учебники. Школы начали покупать учебники. В нашей школе пока еще полного комплекта нет, поскольку денег элементарно не хватает. Но для 10-11 классов учебника  еще нет. Но уже в соответствии с новыми ФГОСами ведение этого предмета, как и прочих, в названии которых есть слово "родной", становится по сути необязательным: предмет ведется при наличии необходимых условий и по заявлению родителей. Картина маслом!

Расстраиваться или нет? Как учитель русского языка, я бы и задумалась: в каждом классе в нашей школе учитель потеряет по часу нагрузки! Время на уроках с пользой для учеников проводится, лишний раз написать текст, вспомнить лингвистические термины, порассуждать над языковыми проблемами можно. Учебник, кстати, задуман интересно: цветной, с цветными выносками, с несплошными текстами ( как раз то, что требуется в связи с функциональной грамотностью). Есть, конечно, и вопросы к учебнику: например, почему тексты орфографического практикума такие сложные, не соотносимые с тем, что изучается по программе русского языка, как соотнести с уроком информацию краеведческого характера, да и вообще, почему нет нормальных методических рекомендаций?

Есть и еще сомнения. Получается, что только закупили учебники, как нужно их выбросить, если откажутся родители. А что родители лучше всех понимают, нужен этот предмет или нет? А если часть родителей откажется, а часть нет? Что делать в этом случае? А ведь по этому предмету выставляется оценка. Значит, выпускники 9 классов опять в неравных условиях: кто-то изучал предмет, и оценка по нему повлияет на средний балл аттестата, а кто-то не изучал...  

Обидно, что опять полная неопределенность при наличии такого большого штата всяких методистов и чиновников самого разного уровня...

 А я пошла готовиться к тому самому то ли родному русскому, то ли русскому родному языку...