понедельник, 10 января 2022 г.

Нужны ли уроки русского родного языка?

 Несколько лет назад в школе появился новый предмет, который почти ничем не отличается от старого. Речь, конечно, о "Русском родном языке". Думаю, что появление этого предмета в школьном расписании было чистой политикой: есть родной татарский ( башкирский и др.) язык - значит, должен быть  русский родной
язык. С трудом, но нашли школы часы для ведения этого предмета, ведь те, кто писал программы, похоже, никогда не видели учебный план школы. Создали и издали новые учебники. Школы начали покупать учебники. В нашей школе пока еще полного комплекта нет, поскольку денег элементарно не хватает. Но для 10-11 классов учебника  еще нет. Но уже в соответствии с новыми ФГОСами ведение этого предмета, как и прочих, в названии которых есть слово "родной", становится по сути необязательным: предмет ведется при наличии необходимых условий и по заявлению родителей. Картина маслом!

Расстраиваться или нет? Как учитель русского языка, я бы и задумалась: в каждом классе в нашей школе учитель потеряет по часу нагрузки! Время на уроках с пользой для учеников проводится, лишний раз написать текст, вспомнить лингвистические термины, порассуждать над языковыми проблемами можно. Учебник, кстати, задуман интересно: цветной, с цветными выносками, с несплошными текстами ( как раз то, что требуется в связи с функциональной грамотностью). Есть, конечно, и вопросы к учебнику: например, почему тексты орфографического практикума такие сложные, не соотносимые с тем, что изучается по программе русского языка, как соотнести с уроком информацию краеведческого характера, да и вообще, почему нет нормальных методических рекомендаций?

Есть и еще сомнения. Получается, что только закупили учебники, как нужно их выбросить, если откажутся родители. А что родители лучше всех понимают, нужен этот предмет или нет? А если часть родителей откажется, а часть нет? Что делать в этом случае? А ведь по этому предмету выставляется оценка. Значит, выпускники 9 классов опять в неравных условиях: кто-то изучал предмет, и оценка по нему повлияет на средний балл аттестата, а кто-то не изучал...  

Обидно, что опять полная неопределенность при наличии такого большого штата всяких методистов и чиновников самого разного уровня...

 А я пошла готовиться к тому самому то ли родному русскому, то ли русскому родному языку...


5 комментариев:

  1. Здравствуйте, Наталия Михайловна! Ой, лучше не говорите про учебники! Только в этом году закупили всем с 1 по 9 класс (у нас 1000 учащихся) и родной русский и родную литературу! Готовимся к аккредитации и не могли не купить, денег угрохали-ужас! И всё! Со следующего году уже не нужны((( И со вторым иностранным тоже самое... Зато художественную литературу купить в библиотеку не можем! Собираю по крупицам-сдаем учебники в макулатуру и покупаю на эти деньги художественную литературу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, здравствуйте! Понимаю Вашу боль! И ведь такое не только в этом случае... Разве не было такого, что учебник был в Федеральном перечне, а потом исчез. Новые купили, а он опять вдруг появился, всё такой же, даже двух отличий не найти... Большой бизнес. Большие деньги. А нам даже макулатуру сдать некуда.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Наталия Михайловна! Как же надоели эти эксперименты! У нас в колледже тоже ввели родной русский язык, за счет уплотнения программы по русскому (как один из разделов курса). Зачем??? Что за родной русский может быть? Если это школьный курс? А у нас его выпускники изучают. Брееед!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Полностью с Вами согласна! И у нас 10-11 классы его родной русский изучают - без учебников, ориентируясь только на примерную основную образовательную программу. А всяких экспериментов, действительно, так много, что даже больше, чем по одному на неделю. Действительно, экспериментаторам - семь бы пятниц на неделе!

      Удалить