вторник, 2 января 2024 г.

Итоги 2023 года

 Как же все же иногда мне хочется записать свой поток мыслей, чтобы его систематизировать...

В очередной раз подвожу итоги года, точнее, фиксирую то, что оставило след в памяти от  2023 года. Это будет о событиях... Пусть в 2024 году событий приятных будет больше, чем неприятных.

среда, 29 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-9: сочинение

 Сегодня девятый день в моем марафоне. Сегодня день сочинения. Поскольку в ОБЗ произошли определенные изменения, то в качестве основы для сочинения беру текст из новых, появившихся там. У учеников есть выбор, какое сочинение писать. 

(1)Приятели называли его тюфяком. (2)За его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (4)Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. (5)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (6)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. (7)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. (8)Он был безымянным рыцарем. (9)Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена ‒ Ричард, или Родриго, или Айвенго. (10)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

(11)Трудно провести границу между осенью и зимой. (12)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (13)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (14)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

(15)И вот на льду появляются первые смельчаки. (16)Лёд прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. (17)А счастливая звезда иногда подводит.

(18)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (19)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

(20)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

‒ Тонет! (21)Тонет!

‒ (22)Кто тонет? ‒ не спеша спросил тюфяк.

‒ (23)Не видишь, что ли? ‒ огрызнулся Димка. ‒ (24)Пацан тонет. (25)Под лёд провалился. (26)Что стоишь?

(27)Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» (28)Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

(29)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

(30)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. (31)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (32)Вероятно, у берега он был крепче.

(33)Димка Ковалёв оживился. (34)Он снова стал махать руками и кричать:

‒ Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не топай ножищами, а то сам…

(37)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

(38)А тюфяк шагал по льду. (39)Он не слышал криков. (40)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить ни слова.

(41)Около полыньи на льду образовалась лужа. (42)Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. (43)Ботинок сразу зачерпнул воду. (44)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

(45)Но это не остановило его. (46)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

(47)Теперь Ковалёв уже не кричал и не размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. (48)Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.

(49)Наконец первоклассник очутился на льду. (50)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (51)Зубы его стучали, а по лицу текли слёзы.

(52)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.

‒ (53)Ты ноги промочил, ‒ сказал он товарищу, ‒ беги домой, а пацана я сам доведу.

(54)Тюфяк посмотрел на спасённого им паренька, перевёл взгляд на мокрые ботинки и сказал:

‒ Валяй!

(55)Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

(56)На другой день в актовом зале состоялась общая линейка. (57)Тюфяк протиснулся между ребятами и встал в заднем ряду.

(58)В это время заговорил директор школы. (59)Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

(60)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (61)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт ‒ никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. (62)Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно. (63)В конце концов он и сам поверил, что Димка ‒ герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. (64)И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

(65)Линейка кончилась. (66)Ребятам велели расходиться по классам.

(67)А когда начался урок, тюфяк взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке стал рисовать рыцаря…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1995) – русский советский писатель, сценарист, автор книг для подростков и юношества.

 9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения».

 

 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 5 текста: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

 

9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?»

вторник, 28 марта 2023 г.

Задание 8 в ОГЭ по русскому языку ( день 8)

 Продолжаю собирать материалы для работы по подготовке к ОГЭ. Это мой марафон. День восьмой.

Сегодня отрабатываем восьмое задание. Сначала идет фрагмент текста, затем само задание.

1.(5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.(6)Ведь сердце матери бездонно. (7)Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете. (8)Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной. (9)Нелёгок был его путь, на скользком пороге он оступился и упал. (10)И в этот момент услышал, как сердце спросило: «Не ушибся, сынок?» (11)Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

Лексический анализ.В предложениях 5–10 найдите слово с лексическим значением «безжалостный, беспощадный». Выпишите это слово.


2. (34)Моя мать погибла в осаждённом Ленинграде. (35)В незнакомом селе у колодца я принял чужую мать за свою. (36)Видимо, у всех матерей есть великое сходство, и если одна мать не может прийти к раненому сыну, то у его изголовья становится другая.

(37)Мама. (38)Мамочка.

(39)Я много знаю о подвигах женщин, выносивших с поля боя раненых бойцов, работавших за мужчин, отдававших свою кровь детям, идущих по сибирским трактам за своими мужьями. (40)Я никогда не думал, что всё это, несомненно, имеет отношение к моей матери.

Лексический анализ.

В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.


3.19)Винт здо́рово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате.

Лексический анализ.

Замените просторечное слово «здо́рово» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.


4.(10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз. (15)И вдруг – бабах!

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. 

Лексический анализ.

В предложениях 10–16 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите эти синонимы.


5. – (22)Кнабель, это ты стырил книгу?

Лексический анализ.

Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом (синонимичным выражением). Напишите этот синоним.


6. 

(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (51)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (52)Вот бы что она сказала!

Лексический анализ.

В предложениях 4652 найдите просторечное слово с лексическим значением «глуповатый человек, разиня». Напишите это слово.

ОГЭ. Литература - 6

 Продолжаю марафон по литературе, хотя делать это из-за нехватки времени всё сложнее. Сегодня: критерии оценивания задания 2.1./2.2., новые задания по лирике.

Критерии оценивания задания 2.1/2.1, требующих написания связного ответа объемом 3-5 предложений.

Критерий 1. Соответствие ответа заданию

2 балла - фрагмент выбран в соответствии с заданием, ответ дан и свидетельствует о понимании выбранного фрагмента

1 балл - фрагмент выбран в соответствии с заданием, но ответ не позволяет судить о понимании текста выбранного фрагмента

0 баллов - фрагмент не выбран, или его выбор не соответствует заданию.

Критерий 2. Привлечение текста выбранного фрагмента для аргументации.

2 балла - Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. , фактические ошибки отсутствуют.

1 балл - Для аргументации текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, и/или допущены 1-2 фактические ошибки.

0 баллов - Суждения не аргументированы текстом, И/или авторская позиция искажена, и/или допущено три и более фактические ошибки.

Критерий 3. Логичность и соблюдение речевых норм.

2 балла - отсутствуют логические, речевые ошибки.

1 балл - Допущено не более одной ошибки каждого вида ( логическая и/или речевая). Суммарно не более двух ошибок.

0 баллов . Допущены две или более ошибки одного вида ( независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов.

Максимальный балл - 6 баллов.

Напоминаю, что если по критерию 1 выставляется 0 баллов, то дальше работа не проверяется и по другим критериям выставляется 0 баллов. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 не может быть выставлено больше 1 балла. Если по критерию 2 ставится за ответ 0 баллов, то по критерию 1 не может быть больше 1 балла, а по критерию 3 выставляется 0 баллов.

А теперь задание 3.1./3.2. Совсем недавно с 8 классом читали стихотворения А.А.Фета, поэтому сегодня будет его стихотворение.

Прочитайте текст и выполните задания.

***

Учись у них  у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

                                (А.А. Фет, 1883)

 3.1. Как Вы понимаете идею данного стихотворения А.А.Фета?

3.2. Какие художественные средства помогают передать настроение и идею стихотворения А.А. Фета «Учись у них  у дуба, у берёзы»?