вторник, 2 января 2024 г.

Мой читательский год 2023

 Очень неприятно об этом писать, но это правда - читать я стала намного меньше. Причины этому, конечно, есть: увлечение социальными сетями, большая загруженность работой, отсутствие энергии на чтение... Но всё же постараюсь просто перечислить, что же я прочитала.

1. Лев Толстой "Анна Каренина". без перечитывания этой книги читать следующую было совсем странно.

2. Павел Басинский "Подлинная история Анны Карениной".

3. Фиона Гибсон "Когда жизнь подкидывает тебе лимоны".

4. Дина Рубина "Одинокий пишущий человек"

5. Елена Ронина. "Я проснулась в Риме".

6. Алексей Иванов "Бронепароходы".

7.Мила Лимонова "Квартира с сюрпризами"

8. Дарья Варденбург "Марта с черепами"

9. Фэнни Флэг "Жареные зеленые помидоры в кафе "Полустанок", Возвращение в кафе "Полустанок".

Итого всего 10 книг прочитанных, а начатых - раз в пять больше, но дальше 5 страниц я почему-то не продвигаюсь. Не продвигаюсь, потому что нет отчета, нет контроля... Мечтаю всё изменить. Блог мне в этом очень хорошо помогал. Думаю, что возобновлю писать в блог, в том числе и свои отчеты в духе "Что вы читаете на этой неделе?"

Что я читаю в первую неделю января?

 Решила возобновить свою традиционную рубрику в блоге, как и сам блог реанимировать. Поняла, что если не ставлю цель, то и не выполняю ее. Скатилась до 10 книг в год... Позор на мою седую голову! Вот поэтому на текущей неделе января буду читать:

1. Кадзио Исигуро. Клара и солнце.

2. А.Фадеев Молодая гвардия.

3. Д.Колган. Шоколадная лавка в Париже.

4. Захар Прилепин. Незаконорожденный.

5. Паола Волкова. Лекции. Книга 2.

6. И.Д.Чечель. Директор школы и его команда.

Все книги читать уже начала еще в прошлом году, часть из них бумажные, часть электронные. Не думаю, что за неделю все их прочитаю, но прогресс в любом случае будет.

Итоги 2023 года

 Как же все же иногда мне хочется записать свой поток мыслей, чтобы его систематизировать...

В очередной раз подвожу итоги года, точнее, фиксирую то, что оставило след в памяти от  2023 года. Это будет о событиях... Пусть в 2024 году событий приятных будет больше, чем неприятных.

среда, 29 марта 2023 г.

Готовимся к ОГЭ по русскому языку-9: сочинение

 Сегодня девятый день в моем марафоне. Сегодня день сочинения. Поскольку в ОБЗ произошли определенные изменения, то в качестве основы для сочинения беру текст из новых, появившихся там. У учеников есть выбор, какое сочинение писать. 

(1)Приятели называли его тюфяком. (2)За его медлительность, неповоротливость и неловкость. (3)То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. (4)Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой. (5)А в его груди билось благородное сердце рыцаря. (6)В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. (7)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. (8)Он был безымянным рыцарем. (9)Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена ‒ Ричард, или Родриго, или Айвенго. (10)Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.

(11)Трудно провести границу между осенью и зимой. (12)Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. (13)А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. (14)Этот лёд, зеркальный и тонкий, манит к себе.

(15)И вот на льду появляются первые смельчаки. (16)Лёд прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. (17)А счастливая звезда иногда подводит.

(18)Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. (19)Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.

(20)Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:

‒ Тонет! (21)Тонет!

‒ (22)Кто тонет? ‒ не спеша спросил тюфяк.

‒ (23)Не видишь, что ли? ‒ огрызнулся Димка. ‒ (24)Пацан тонет. (25)Под лёд провалился. (26)Что стоишь?

(27)Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» (28)Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.

(29)Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.

(30)Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. (31)Лёд слегка прогнулся, но не треснул. (32)Вероятно, у берега он был крепче.

(33)Димка Ковалёв оживился. (34)Он снова стал махать руками и кричать:

‒ Заходи справа! (35)Осторожно! (36)Не топай ножищами, а то сам…

(37)Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.

(38)А тюфяк шагал по льду. (39)Он не слышал криков. (40)Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить ни слова.

(41)Около полыньи на льду образовалась лужа. (42)Он дошёл до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. (43)Ботинок сразу зачерпнул воду. (44)Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.

(45)Но это не остановило его. (46)Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.

(47)Теперь Ковалёв уже не кричал и не размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. (48)Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.

(49)Наконец первоклассник очутился на льду. (50)Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. (51)Зубы его стучали, а по лицу текли слёзы.

(52)Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.

‒ (53)Ты ноги промочил, ‒ сказал он товарищу, ‒ беги домой, а пацана я сам доведу.

(54)Тюфяк посмотрел на спасённого им паренька, перевёл взгляд на мокрые ботинки и сказал:

‒ Валяй!

(55)Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.

(56)На другой день в актовом зале состоялась общая линейка. (57)Тюфяк протиснулся между ребятами и встал в заднем ряду.

(58)В это время заговорил директор школы. (59)Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.

(60)Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. (61)В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт ‒ никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. (62)Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно. (63)В конце концов он и сам поверил, что Димка ‒ герой вчерашнего происшествия, ведь он первым заметил тонущего. (64)И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.

(65)Линейка кончилась. (66)Ребятам велели расходиться по классам.

(67)А когда начался урок, тюфяк взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке стал рисовать рыцаря…

(По Ю.Я. Яковлеву*)

Яковлев Юрий Яковлевич (1922–1995) – русский советский писатель, сценарист, автор книг для подростков и юношества.

 9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «К эмоционально-оценочным относятся слова, которые связаны с выражением какого-либо чувства, отношения к человеку, оценки предмета речи, ситуации общения».

 

 9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 5 текста: «А в его груди билось благородное сердце рыцаря».

 

9.3 Как Вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как характеризует человека его нравственный выбор?»